Урок географии в 9-м классе по теме «Транспорт – важнейшая отрасль хозяйства страны»


Урок географии в 9-м классе по теме «Транспорт – важнейшая отрасль хозяйства страны»

Цели урока: определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения России. Изучить состав транспорта. Дать знания о грузообороте и транспортном узле, магистрали. Продолжить формирование умений работать с различными источниками географических знаний.

Оборудование: физическая карта России; Контурная карта России; учебник В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Ложбанидзе География России; атласы; карта “Транспорт России”.

ХОД УРОКА.

Ι. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

«Если 17 век и первая половина 18 века были периодом часового механизма, а вторая половина 18 века и 19 век – паровой машины, то современный период – это век коммуникаций и регулирующих устройств».

Коммуникация – это вид деятельности, обеспечивающий взаимодействие объектов путем перемещения людей, продукции, передачи сообщений либо финансовых средств. Коммуникация позволяет соединить людей и объекты информационными и транспортными средствами. Она подразделяется на две отрасли – транспорт и связь. ( Рис. 19 на стр.60)

Тема нашего урока «Транспорт – важнейшая отрасль хозяйства страны»

На какие вопросы мы должны с вами ответить:

Каково значение транспорта для хозяйства страны?

— Каково значение транспорта лично для себя?

— Что такое транспортная система и транспортные узлы?

— Что является продукцией транспорта?

— Каковы особенности различных видов транспорта?

Выясним проблемы и перспективы развития транспорта.

1.Значение транспорта.

Транспорт — необходимое условие функционирования хозяйства, жизни населения и вообще существования любого государства, особенно столь протяженного как Россия.

— Каково значение транспорта лично для себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос послушаем девочек, которые провели небольшое исследование и выяснили, как добираются в школу ученики и учителя, студенты техникума.

ВЫСТУПЛЕНИЕ.

— давайте подумаем и ответим: Какое значение имеет транспорт лично для меня?

Выступление.

Мы попросили учеников, учителей школы и студентов техникума ответить на вопрос: как они добираются в школу? Предложили выбрать один из 3х вариантов ответов. (Пешком, на автобусе, на автомобили). Обработали ответы и результат представляем вам в виде диаграммы.

Проанализировав их, мы можем сделать вывод. Что большинство школьников в школу ходят пешком, так как живут не далеко. А вот студенты и учителя, преимущественно живущие далеко, они добираются в школу на автобусе или автомобиле. На вопрос — почему? Они ответили: Это позволяет сэкономить время.

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Выбор профессии" 9 класс

— Каково значение транспорта для хозяйства страны?

Задание 1. Работая с текстом учебника на стр.60,63 и картами атласа ответить на вопрос.

1. Перемещает грузы.

2. Связывает воедино части страны.

3. Обеспечивает размещение производства и населения. (Сопоставить карту плотности населения и транспортную карту).

4. Сокращает время.

Вывод: Основные задачи транспорта:

— обеспечение связей между отдельными отраслями и районами страны;

— своевременное обеспечение потребностей хозяйства и населения в перевозках;

— повышение экономической активности работы транспорта.

2.Состав транспорта и транспортная система.

Задание 2: По схеме №1 охарактеризовать состав транспорта.

( состоит из трех видов сухопутный, который включает в себя жд, автомобильный, трубопроводный, воздушный и водный состоящий из речного и морского).

Все виды транспорта, объединенные транспортными узлами – составляют транспортную систему России. У нас в стране – несколько сотен транспортных узлов разных типов. Крупнейшие из них – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Владивосток, Красноярск. (Найти и показать на карте)

Задание 3: По рис. 20, стр. 61 определить виды транспорта, которые сходятся в транспортных узлах.

Вывод: транспортные узлы бывают однородными и комплексными.



3.Что является продукцией транспорта?


Задание 4: на стр. 61 найти, как оценивается работа транспорта?


Задание 5: по таблицам №12,13 на стр. 62 и карта атласа на стр. 62, определите виды транспорта, которые лидируют по грузообороту и пассажирообороту. (Работа в парах).


Дополните фразы:


«Наибольший грузооборот имеют трубопроводный и железнодорожный транспорт»


«железнодорожный транспорт имеет наибольший пассажирооборот».


«Воздушный транспорт имеет наименьшие показатели перевозок грузов и пассажиров».


Вывод: Главная продукция транспорта — это перевозки грузов и пассажиров.



Основной транспортный закон: перемещение груза в пространстве изменяет его стоимость.

Поэтому при выборе транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.

Себестоимость перевозок по отдельным видам транспорта очень сильно различается. Грузы дешевле всего перевозить морем, но скорость этих перевозок невысока (25-32 кмч). Второй по экономичности – железнодорожный транспорт. Он на 30% дороже морского, но примерно в 2 раза быстрее. Самый дорогой, но и самый быстрый вид транспорта – эта авиационный.

Гимнастика для глаз. 1,5 мин.

Характеристика сухопутных видов транспорта.

Опережающие индивидуальные задания.

Сообщение обучающихся:

Железнодорожный транспорт

Автомобильный

ΙΙΙ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Практическая работа. Нанести на кк крупные железнодорожные магистрали. (Работа с картами атласа).

1-я железная дорога Москва – Санкт Петербург (скоростная)

Свежие документы:  Интегрированный урок географии в 7 классе по теме: "Гидросфера. Мировой океан - составная часть гидросферы"

2-я Москва – Мурманск (к незамерзающему порту).

3-я самая длинная в мире Транссибирская (Челябинск – Новосибирск – Иркутск – Владивосток)

4-я БАМ (Усть-Кут – Тында – Комсомольск – на – Амуре)

— Что является работой транспорта?

— Какие виды транспорта есть в нашем посёлке?

— Можно его назвать транспортным узлом?

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

§ 18, ответить на вопросы к §.

Творческое. 1.Считаете ли вы целесообразным в нашем районе возрождение гужевого транспорта? Объясните почему?

2.Как решить проблему загрязнения окружающей среды транспортом.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: