Урок на тему «Атмосферные осадки»



Тема урока: «Атмосферные осадки»

Тип урока: комбинированный

Урок в системе/разделе:

Цели:

1. Сформировать представление о видах осадков. Научить анализировать и чертить столбиковые диаграммы выпадения осадков.

2. Содействовать формированию знаний о развитии процессов и явлений в атмосфере.

3. Развивать у учащихся познавательный интерес, самостоятельность.

УУД: личностные (умение устанавливать связь между целью и мотивами на уроке), регулятивные (контроль знаний), коммуникативные (умение слушать других учеников, умение общаться, вести беседу), познавательные.

Оборудование: схема «Виды облаков», учебники, макеты капли, физическая карта мира.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент






Проверка домашнего задания
















Изучение нового материала









































































































Закрепление








Д/з





Итог урока

— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Цель: создание рабочей, благоприятной атмосферы в классе, мобилизация на работу.




Карточки:

Карточка 1

  1. Что такое абсолютная влажность воздуха?

  2. Какой воздух называется насыщенным?

  3. Опишите кучевые облака.

Карточка 2.

  1. что такое относительная влажность?

  2. С помощью какого прибора измеряется относительная влажность?

  3. Опишите слоистые облака.

Карточка 3.

  1. Какой воздух называют ненасыщенным?

  2. Какие виды облаков вы знаете?

  3. Что такое туман?

  4. Опишите перистые облака.

Устный опрос по вопросам:

  1. Влажность воздуха

  2. Виды облаков.

— Однажды в пустыне САХАРЕ группа геологов попала в странную ситуацию. Стояла жара. Группа прошла большое расстояние. Воздух был очень пыльный. Язык, казалось, был похож на наждачную бумагу. Пот просолил одежду геологов. Все были измучены жарой, дорогой и пылью. На небе показалось облако. Оно быстро приближалось и темнело. Кто-то сказал: «Вот бы сейчас дождь пошел!». Проводник покачал головой. Раздались раскаты грома. Были слышны шум дождя. Дождь шел, но люди оставались абсолютно сухие. Капли дождя не долетали до земли, они испарялись в воздухе. Проводник сказал: «Это сухой дождь».

В Испании однажды вместе с каплями дождя на землю падали апельсины. А в Исландии падал селедочный дождь. Иногда с неба падают во время дождя лягушки.

Фантастика? Нет, это правда и сегодня мы с вами разгадаем эти загадочные явления.

Давайте попробуем определить тему нашего урока: «Атмосферные осадки»

В соответствии с темой попробуйте определить цели нашего урока.

Отгадайте загадку: Белые гуси по синему морю плывут. (облака)

Вспомните, какие бывают облака? (кучевые, слоистые, перистые)

Как же представить, что такое облако?

Мысленно представьте, что мы взлетели на небо и посмотрели на облако сверху и снизу. Его теплая нижняя часть состоит из водяных капель, разных по размеру. Средняя часть облака холоднее: здесь вместе с капельками воды находятся льдинки. На самом верху господствует мороз под 40-50ºС, в облаке плавают одни только льдинки. Ветры, бури и ураганы насквозь пронизывают облака, поэтому капельки воды и льдинки находятся в постоянном движении. Попадая то в холодную часть облака, то в теплую, они изменяются: то замерзают, то оттаивают. Сталкиваясь, капельки сливаются, увеличиваются в размерах, тяжелеют и наступает такой момент, когда они уже не могут свободно парить и падают вниз, покидая свой небесный дом. И тогда начинается…..(дождь)

А какие еще виды осадков, кроме дождя, вы знаете? (ответы учащихся)

Все осадки можно разделить на группы по разным признакам.

Осадки могут быть жидкими и твердыми.



Дождь – жидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель. Какой же должна быть капля, чтобы упасть на землю?

Ответ найдите в учебнике на стр. 125.

Различают ливневые и обложные дожди. Ливневые дожди проходят быстро и выпадают из кучево-дождевых облаков. Обложные дожди идут обычно долго и выпадают из слоистых облаков.

Знаете ли вы, что самая большая капля, упавшая на Землю, была размером 9,4.мм. (показать образец)

Самый продолжительный дождь шел в Индии. (показать на карте полушарий)

Он продолжался 12 месяцев, т. е. ровно год.

Бывают осадки, когда капли воды мельче капель дождя. Они не дают кругов на воде и едва ощутимы на лице.


Это морось – жидкие осадки, выпадающие из слоистых облаков, состоят из очень мелких капель.

Твердые осадки в виде снега выпадают из многих видов облаков в холодное время в виде ледяных кристаллов, обычно имеющих форму 6-лучевых звездочек.

— Объявляю конкурс на лучшую снежинку. В тетради нарисуйте каждый свою снежинку. (2 мин)

Нет ни одной одинаковой снежинки, и у нас тоже они получились разные. (показ)

Рассыпался горох на тысячи дорог, никто его не подберет. Что это? (град)

Град – осадки в виде твердых ледяных частичек, чаще круглой, иногда неправильной формы, разных размеров, обычно с горошину и мельче. Но иногда и размером с куриное яйцо!

Похожа на град снежная крупа, только это не ледяной, а снежный шарик.

Роса не выпадает из облаков. Это капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара с понижением температуры, обычно ночью.

Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающийся на охлажденной поверхности из водяного пара.

Вспомните известную песню про этот вид осадков. Раньше ее пели наши мамы и даже бабушки, а сейчас ее поет популярный певец Витас. (Синий иней)

Что же такое атмосферные осадки?

Запишите определение в тетрадь.

Количество осадков измеряется с помощью осадкомера.

— на странице 125-126 прочитайте как выглядит осадкомер?

На нашей планете осадки выпадают неодинаково. Как же узнать, сколько осадков выпадает в разных уголках Земли?

Откройте учебники на стр. 126. Познакомьтесь с диаграммой (т.е. графиком) годового количества осадков для города Владивостока. (показать на карте)

Определите:

а) количество осадков, выпадающих за год;

б) месяц, за который выпадает самое большое количество осадков;

в) месяц с самым маленьким количеством осадков.


— Назовите виды осадков.

— На какие группы их можно разделить?

— Какого размера должна быть дождевая капля, чтобы упасть на землю?

— Каким прибором можно измерить количество осадков?

— Что можно узнать, проанализировав столбиковую диаграмму годового количества осадков?


Стр. 124-127, прочитать, уметь ответить на вопросы. Собрать как можно больше примет, предвещающих ясную и пасмурную погоду.



— Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое. Поднимите правую руку те, кто понял, как чертить диаграмму годового количества осадков. Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным. Я очень рада за вас и жду всех на следующий урок.






Готовятся к уроку, приветствуют учителя.




Работают с карточками, отвечают домашнее задание































Слушают рассказ учителя, определяют тему и цели урока.

Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь определения























Находят ответ


















В тетради рисуют снежинки



















Дают определение, записывают в тетрадь

Читают, отвечают на вопрос












Отвечают на вопросы






Записывают домашнее задание



















Свежие документы:  «Школа, как зеркало демографических процессов в стране» 8-9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: