21.03.2012
Тема: «Урал»
Место урока в системе/разделе:
Тип урока: комбинированный
Цель урока: показать значение Урала в хозяйстве страны, сравнить ЭГП Урала и Поволжья, дать оценку природных ресурсов и развития экономики.
Оборудование: Физическая, политико-административная карта России.
Планируемые результаты: знают состав Уральского экономического района, соседей, основные отрасли специализации, показывают основные центры специализации района.
УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Форма организации: коллективная, индивидуальная.
Ход урока | Организация деятельности учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
І. Оргмомент
ІІ. Проверка домашнего задания
ІІІ. Изучение нового материала
ІV. Закрепление
V. Домашнее задание | Цель: организация детей на урок, установление рабочей атмосферы в классе. УУД: личностные
Цель: выявление уровня усвоения пройденного материала, оценивание учащихся. УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные. Форма работы: индивидуальная устная по вопросам:
УУД: личностные, коммуникативные, познавательные. Девиз: « Глубь недр пойму, и сроки углублю, И с гордостью скажу родному краю: « Люблю и знаю», Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем глубже знаю» Ю. К. Ефремов — Девиз урока. ( запись на доске). Ребята, как здорово, что наша родина – Урал, так как велик Урал в прошлом, горд настоящим, могуч будущим. Вот, что сказал об Урале Апполинарий Михайлович Васнецов. « Если леса, то они здесь выросли страшные, дремучие. Холмы поднялись до облаков, реки потекли многоводные, до черноты глубокие и могучие». — Задание ученикам. –Напишите мини очерк об Урале – не более 5 предложений ( в течении 3 минут) . — по желанию зачитывают ученики свои мини очерки. Поэтическая страничка Поговорим об Урале стихами. В. Калачев. «А я живу в провинциальном городке, Что затерялся на Сакмаре, на реке. Где над горами загорается рассвет В провинциальном городке – Кувандыке!»
А. Твардовский.
Урал! Опорный край державы. Её добытчик и кузнец Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец.
— что хотел сказать поэт в своих стихах?
С. Щипачев.
Урал. Он лёг в мою строку Во всю длину, размашисто и строго Он азиатскому материку Пришелся каменным порогом Молод Кавказ, поэтому и высок Древен Урал, потому и прижимист.
Бенедиктов.
Кто скажет мне, что времени рука Не посягнет на зодчество природы? Тут был отвал – исчезли все высоты Там ветхие прогнулись их опоры Стираются и низятся хребты И рушатся дряхлеющие горы
— о каких процессах и явлениях говорится в стихах?
А сейчас я прочитаю прозу, ваша задача по описанию определить о какой части Урала будет идти речь.
тью скажу родному краюлето с незаходящим за горизонт солнцем – всего лишь немногим более двух месяцев. Здесь царство тундры и в горах и на равнинах. ( Полярный Урал).
Трудно найти человека, который бы не слышал об Урале. Но также нелегко получить однозначный ответ на вопрос: «Что такое Урал?» С точки зрения геолога, Урал — это область складчатости. Физико-географ скажет, что Урал — это сравнительно невысокие, сильно разрушенные горы, протянувшихся по меридиану от Карского моря до казахстанских степей более чем на 2000 км. Состав: -Республика Удмуртия -Республика Башкортостан -Обл. Пермская -Обл. Свердловская -Обл. Челябинская -Обл. Курганская -Обл. Оренбургская. В древности Уральские горы именовали «поясом». Уральские горы перепоясывают могучее «тело» России, деля ее на две неравные и совершенно несхожие части. Эта пограничная, «поясная» роль Урала — важнейшая особенность его географического положения. Именно она — основная причина уральской многоликости. Отметим важнейшие границы, проходящие по территории района. Урал — место смыкания: -двух частей света; -различных участков земной коры; -разнообразных форм рельефа; -бассейнов крупнейших речных систем; -климатических поясов и областей; -нескольких природных зон; -экономических макрорегионов России. Добавим к этому, что Урал — один из самых многонациональных районов России. — для того, чтобы изучить ЭГП, давайте выполним задание: Задание: — Дайте оценку ЭГП Урала по плану: 1. Положение по отношению к государственной границе. 2. На территории страны. 3. Соседи 4. Выход к морю 5. Транспортное положение — Для того, чтобы изучить значимость территории Уральского экономического района для РФ, давайте сравним этот район с Поволжьем. Задание: Сравните ЭГП Урала и Поволжья, результаты занесите в таблицу:
— Следующий пункт нашего плана, изучение отраслей специализации и основных районов: — Для этого мы будем заполнять таблицу с использованием карт атласа:
Параграф 54, контурная карта страница
| Готовятся к уроку
Отвечают на вопросы
Пишут мини-сочинение
Зачитывают мини-сочинения
Слушают стихотворения
Определяют части Урала
Определяют состав
Выполняют задание
Выполняют сравнение двух районов
Выполняют задания по заполнению таблицы
Отвечают на вопросы
Записывают домашнее задание |