Урок обобщения знаний в 5 классе: «Любите природу и помогайте ей»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Воегуртская средняя общеобразовательная школа

Балезинского района Удмуртской Республики



















Урок обобщения знаний в 5 классе:

«Любите природу и помогайте ей»





подготовила

старшая вожатая

Чиркова Марина Николаевна













д. Воегурт

2013

Цель: обобщить и закрепить пройденный материал, продолжить формирование экологического сознания учащихся и воспитание бережного отношения к природе.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Класс: 5

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивация учащихся к учебной деятельности;

  3. Актуализация знаний;

  4. Обобщение и систематизация знаний;

  5. Рефлексия (подведение итогов занятия), домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивация учащихся к учебной деятельности

— Сегодня у нас будет необычный урок. Вы будете путешественниками и исследователями, будете учиться анализировать и делать выводы, используя знания тем «Растения – посредники между небом и Землей», «Почва – особое тело Земли», «Горные породы», «Грибы», «Животные – братья наши меньшие» и новые, которые получите на уроке. А раз урок наш необычный, то и начнем мы его необычно – с песни.

  1. Актуализация знаний

Звучит фонограмма первого куплета и припева песни ВИА «Земляне» «Трава у дома

-Как вы думаете, о чем поется в этой песне? Почему в ней говорится, что Земля одна? В чем ее уникальность?

Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему урока.

Вопросы к кроссворду:

1. Дерево-долгожитель с листьями в форме продолговатого эллипса, плоды – несъедобные орехи. (Бук)

2. Фруктовое дерево, дающее сочный мясистый плод с пушистой кожицей. (Персик)

3. Род морского рака (Краб)

4. Морское млекопитающее отряда китов (Дельфин)

5. Вечнозеленое дерево с крупными овальными листьями. Летом появляются огромные белые цветки величиной с чайную чашку. Привезено из Северной Америки. (Магнолия)

6. Южное дерево с мясистыми сладкими плодами, содержащими мелкие зернышки (Инжир)

7. Это место, где гуляют люди: там трава, красивая природа, могут быть карусели. (Парк.)

8. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка)

9. наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. (экология)

10.Это те, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах. (Браконьер.)

11. Это то, во что все сажают, и когда она есть, на деревьях листики вырастают. (Почва.)

12. Это место, где звери и птицы живут, не боясь людей. Людям нельзя туда заходить, и ничего нельзя там делать. (Заповедник.)

13. Она большая и грязная, и мама не разрешает по ней бегать. (Лужа.)

  1. Обобщение и систематизация знаний

— Сегодня мы с вами будем говорить об охране окружающей среды. И мне бы хотелось начать с прочтения сказки «Приключения Росинки»

Однажды ранним утром на листочке одуванчика появилась капелька воды – Росинка. Она так обрадовалась своему рождению, ее окружал огромный мир, и Росинке захотелось немедленно с ним познакомиться.

Взошло солнышко. От теплых золотых лучей солнца Росинка почувствовала себя легкой-легкой, оторвалась от листочка и поднялась в воздух. Легкий ветерок перенес ее с луга к большому городу. И тут Росинка заметила, что Солнце светит, не так ярко, а из многочисленных промышленных труб вырываются клубы густого едкого дыма. Росинка даже стала чихать. Чтобы спастись от дыма, она поднялась повыше, но оказалось, что там, на большой высоте, от Солнца приходит не только свет и тепло. От вредных выбросов озоновый слой так истончился, что образовалась озоновая дыра и через нее проникает губительное для всего живого ультрафиолетовое излучение. Оно так сильно обожгло Росинку, что той пришлось искать спасения в ближайшей реке.

Река Росинку тоже неприятно удивила. В ней не оказалось рыб, зато плавали бутылки, переливались мазутные пятна, и было еще много всякой гадости. От ужаса Росинка выпрыгнула снова в воздух атмосферы. Еле успела отдышаться, как пошел ливень, и вместе с дождевыми каплями Росинка оказалась на поверхности почвы. Ливневые потоки легко размыли вытоптанную стадами коров почву, и грязный поток понес Росинку вниз по склону оврага. Изо всех сил она старалась выбраться, но ей никак не удавалось, пока на пути не попался корешок кустарника. Как насос всосал корешок Росинку внутрь, потом она стала подниматься вверх по стеблю, пока не попала в клетку листа. Здесь, наконец, она почувствовала себя спокойно и уютно и немедленно принялась за работу по созданию органических веществ.

Учитель:

В чем мораль этой сказки?

— Чтобы Земля не потеряла способности поддерживать жизнь, необходимо сохранить все свойства земных оболочек, бережно относиться к природе. Мне хочется привести слова замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, а значит, пересесть из него просто некуда. Вот почему, вот потому-то все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом».

— Вашим домашним заданием была творческая работа: сделать и защитить книжку – малышку по охране окружающей среде.

— С какими трудностями вы столкнулись? Много ли нового вы для себя узнали? (ответы учащихся)

— Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве.

За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. В природе установилось равновесие. Это равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы.

Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.

Все, все на свете нам нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мед и кто делает яд:

Плохие дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.

И если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

Учитель:

— Какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

(ответы учащихся)

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

Учитель:

Почему необходимо беречь Землю? (ответы учащихся)

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.

С 1600-е по 1970-е годы число млекопитающих уменьшилось на 36 видов, а птиц на 97 видов. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до 10 видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.

В 1948 году был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). По заданию этого союза были составлены списки растений и животных, нуждающихся в помощи в первую очередь. Это и была первая Красная книга. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению исчезающих видов.

Чтобы сохранить типичные и редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Заповедники – это научные лаборатории в природе. В нашей стране 155 заповедников.

— Какую роль для живого играет вода на планете? (ответы учащихся)

-Как вы можете поучаствовать в охране Мирового океана от загрязнения, ведь до ближайшего моря более 1000 километров ? (охраняя реки, так как они впадают в океан)

-Можете ли вы участвовать в охране атмосферы от загрязнения? (экономить электроэнергию, беречь и восстанавливать леса, сдавать макулатуру)

-Как защитить почву от овражной эрозии? (сохранять леса, высаживать кустарники по склонам оврагов)

Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства.

1. И г р а «Выбери правила поведения в природе».

Правила записаны на доске:

1) Не ломайте ветки, деревья не калечьте, ни цветок, ни лист зря не рвите.

2) В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Не жалко, еще вырастет.

3) Можно пошуметь, покричать, главное – никому не мешать.

4) Не шумите, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5) Ползущего ужа, зеленую лягушку, мерзкую жабу, противных гусениц лучше прогнать, чтобы их совсем не было.

6) Звери всякие нужны – звери всякие важны.

Вывод: чтобы сохранить природу Земли, необходимо бережно относиться к своей стране, к малой родине. Охрана природы должна происходить на всех уровнях – глобальном общемировом, государственном – в каждой стране и местном – в каждом городе, поселке, деревне. Мне хочется верить, что вы теперь по-другому будете относиться к родной природе, к своей малой родине.

Родина – это деревня моя,

Где родилась и где выросла я.

Это и речка, и лес, и закат,

Это ватага дружных ребят.

Желтое солнце и синее небо,

Это поля золотистого хлеба,

Запах цветов, лугов и полей,

И крик пролетающих журавлей.

 Учитель. Сегодня так же хотелось бы поговорить об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса.

Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу.

С помощью лесов наша планета «дышит». Растения леса великолепно справляются с этой работой. Они выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ, очищают воздух от пыли, и это еще не все.



Учитель

— А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал – и вон убежал.

Итак, о какой проблеме говорится в стихотворении. (вырубка леса)

Учитель. Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.

Другая экологическая проблема раскрывается в стихотворении «Береги природу!».

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальный будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

— О чем это стихотворение? (здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).

Учитель

Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. Многие виды редких животных взяты под охрану. В Красную книгу занесены:

растения – женьшень, венерин башмачок;

жуки – жук-красотел, жук-олень, дровосек реликтовый;

птицы – филин, утка-мандаринка;

звери – зубр, амурский тигр.

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу.

V . Рефлексия (подведение итогов урока). Домашнее задание

— Давайте подведем итоги урока с помощью коллажа.

Творческое задание: сочинить песню, сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Любите природу и помогайте ей»

— Закончить сегодняшний урок мне хочется стихотворением.

По степям и дубравам, к воде ледяной,

Мы идем не за славой, идем за мечтой.

Нам под звездною крышей поют соловьи.

Нет поэзии выше дыханья Земли.

Что сумеет сравниться с величием гор,

С трепетаньем зарницы над гладью озер.

Что тревожит сильнее, чем крик журавля,

Что бывает роднее, чем эта земля!

Я хочу, чтобы сыну явился во сне

В небе клин журавлиный, плывущий к луне.

Пусть несется сквозь годы отцовский завет:

Человек – сын природы, коль он человек!

Список использованной литературы

Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2010.

Интернет-ресурсы

https://www.kostyor.ru/poetry/nekrasov/?n=20

https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1674020



Свежие документы:  Конспект урока ИЗО для 5 класса на тему «Вечные образы искусства. Мифология»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: