Урок по теме «география населения мира»


Урок по теме «география населения мира»


Цели и задачи: повторить, закрепить и проверить знания по основным темам раздела «География населения мира»;

Закрепить понятия «естественный прирост», «естественная убыль», «демографический взрыв», «демографическая политика», «миграция», «агломерация» и др.

Оборудование: изображение половозрастной пирамиды, кроссворд к теме, карточки-задания.

Тип урока: итоговый урок обобщения и закрепления знаний.

Форма проведения урока: урок-игра.

Ход урока

  1. Организационный момент: представление команд (название и приветствие, эмблему). Выбор жюри, его представление.

  2. Конкурс «Разминка» — решение кроссворда по теме. Вопросы кроссворда:

    1. В каком государстве наблюдается наибольшая плотность населения, исключая страны-карлики? (Бангладеш)

    2. Один из элементов воспроизводства населения. (Рождаемость)

    3. Как называются перемещения людей через границы, связанные с переменой места жительства? (Миграция)

    4. Единица измерения естественного прироста, рождаемости и … солености воды. (Промилле)

    5. Скопление городов, их слияние. (Агломерация)

    6. Процесс роста городов и увеличение числа горожан. (Урбанизация)

    7. Священный город, центр возникновения ислама. (Мекка)

    8. Национальная религия китайцев.(Конфуцианство)

    9. Государство – лидер по числу жителей. (Китай)

    10. Один из типов этнических общностей. (Нация)

  3. Конкурс «Что такое? Кто такой?»

От каждой команды выдвигается по 1-2 представителя-конкурсанта. Необходимо прокомментировать содержание понятий.

Карточка №1 Карточка №2

Мулат Иммигрант

Естественный прирост Мекка

Ватикан Нация

Демографический Демографическая

взрыв политика

Православие Урбанизация

  1. Конкурс математиков.

Предлагается быстрее и правильнее решить задачу по определению показателей воспроизводства населения. В начале года в городе проживало 50 000 человек. Коэффициент естественного прироста за год составил 20 промилле, а сальдо миграции 3000 человек. Определите число жителей на конец года.

  1. Конкурс «Узнай страну».

По подсказкам необходимо определить, о какой стране идет речь. С каждой новой прочитанной подсказкой количество заработанных очков уменьшается.

    1. В древности считалась сказочной страной, славилась пряностями, богатством, чаем. (5 баллов)

    2. В возрастной структуре населения высока доля детей. (4 балла)

    3. Согласно национальной религии все общество делится на касты (3 балла)

    4. Большинство населения исповедует индуизм. (2 балла)

    5. Занимает 2 место в мире по численности населения. (1 балла)




  1. Славится своими карнавалами. (5 баллов)

  2. Обладает пестрым расовым составом.(4 балла)

  3. Занимает 5 место в мире по численности населения (3 балла)

  4. Единственная крупная страна Латинской Америки, где государственным языком является португальский. (2 балла)

  5. Родом из этого государства является самый знаменитый футболист – Пеле (1 балл)


6.Задание: провести анализ половозрастных пирамид. Первой команде предлагается определить, как отличается доля детей старших возрастов у стран различного типа воспроизводства населения, а второй – сравнить долю трудоспособного населения в разных странах, указать причины различий.

7. Конкурс «Если бы…» производится на основе знаний учащихся о демографической политике, проводимой государством с различными типами воспроизводства населения.







Кроссворд «демография»

Вопросы кроссворда:

1.В каком государстве наблюдается наибольшая плотность населения, исключая

страны-карлики?

2.Один из элементов воспроизводства населения.

3.Как называются перемещения людей через границы, связанные с переменой места жительства?

4.Единица измерения естественного прироста, рождаемости и … солености воды.

5.Скопление городов, их слияние.

6.Процесс роста городов и увеличение числа горожан.

7.Священный город, центр возникновения ислама.

8.Национальная религия китайцев.

9.Государство – лидер по числу жителей.

10.Один из типов этнических общностей.


Задание командам: если бы вы стали президентом нашей страны (Индии), то какую демографическую политику стали бы проводить? Какие меры, законы, льготы или штрафы необходимо предпринять?

Каждая команда по очереди высказывается по этой проблеме.

По мнению демографов семья должна быть такого состава: двое родителей и не менее трех детей. Третий ребенок необходим для компенсации в случае непредвиденных потерь(детской смертности, несчастных случаев, болезней и др.) А как считаете вы: какой должна быть современная семья?

8. Конкурс «Домашнее задание».

Командам было дано следующее домашнее задание:

  1. Проведите социологическое исследование в своих семьях. Выясните, сколько по сравнению с нынешней семьей было детей у бабушки, прабабушки, прапрабабушки. Постройте график, иллюстрирующий изменение числа детей в семье, проанализируйте его и сделайте выводы. Выявите причины изменения количества детей в семье. Узнайте, где жили ваши предки (в городе или в селе), какое образование у ваших родителей, бабушки, прабабушки.

  2. Изучите, сколько детей в семьях ваших родных, знакомых, соседей, проживающих в одном районе (для исследования достаточно 10-20 семей). Следует также учесть число детей в семьях, образованных до 1991-92 гг (начиная именно с них происходит существенное снижение рождаемости). Результаты проделанной работы отобразить в столбиковых диаграммах.

Сделать выводы, ответив на следующие вопросы6 будет ли сокращаться численность населения в районе проживания при таком количестве детей в семье? Изменился ли тип воспроизводства населения на уровне семьи?

9. Конкурс «Веришь- не веришь».

Учитель зачитывает каждой команде по 5 утверждений (ученики должны согласиться «Да» с утверждением, если оно правильное, или отвергнуть «Нет», если оно неправильное)

  1. Высокий уровень рождаемости характерен для Кении (Да)

  2. Политика государственного сдерживания рождаемости проводится в ФРГ (Нет)

  3. К однонациональным государствам относится Япония (Да)

  4. Буддизм распространен в Новой Зеландии (Нет)

  5. Урбанизация – это слияние городов (Нет)

  1. Самая низкая доля детей в Германии (Да)

  2. Для Китая характерен второй тип воспроизводства населения, т.е. «Демографическая зима» (Нет)

  3. К многонациональным государствам относится Швеция (Нет)

  4. Самая большая продолжительность жизни в Японии (Да)

  5. Рассеянная форма сельского расселения характерна для Австралии (Да)

  1. Состязание для капитанов команд «Звездный час»

Каждый капитан получает по 10 звездочек – это задания-тесты. В одном луче написан вопрос, а в трех остальных – три варианта ответов. Необходимо выбрать правильный ответ.

  1. Самая распространенная по числу приверженцев религия – это:

а) ислам б) буддизм в) христианство

2. Наиболее многочисленная языковая семья – это:

а) алтайская б) индоевропейская в) уральско-юкагирская

3. Средняя плотность населения мира составляет:

а) 15 чел/км2 б) 700 чел/км2 в) 46 чел/км2

4. В какой из стран преобладают мужчины

а) Польша б) США в) Индия

5. В каком из государств многодетность поощряется религией:

а) Саудовская Аравия б) Швеция в) Дания

6. В возрастной структуре населения преобладают дети в государстве:

а) Швеция б) Индия в)Молдова

7. К индоевропейской языковой семье относится группа:

а) китайская б) романская в) тюркская

8. Переманивание специалистов высокого уровня в развитые государства называется:

а) эмиграция б) «утечка умов» в) иммиграция

9. К малозаселенным территориям относятся:

а) высокогорные области б) низменности в) возвышенности

10. Демографический кризис наблюдается в государствах:

а) Индии б) России в) Бангладеш.


В конце игры слово предоставляется жюри, которое подсчитав баллы, определяет победителя. Учитель с помощью капитанов выявляет лучших игроков. Им выставляются оценки.



Свежие документы:  Конспект урока географии в 9 классе «Юго-Западная Азия: Афганистан»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: