Урок по теме «Реки»


Медникова Надежда Александровна

учитель начальных классов

МОУ «Уинская СОШ»

Пермский край


Урок по теме

«Реки»


Цель:

Сформировать у учащихся целостное представление о реках как природных объектах.

Задачи:

  1. Познакомить с частями реки (исток, устье, берега), с причинами течения рек, их полноводности;

  2. Научиться находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать;

  3. Воспитание любви к природе и своему краю.

Оборудование: карта полушарий, глобус, компьютер, проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

— Сегодня мы с вами вновь отправимся в путешествие. Но прежде чем отправимся, должны подготовиться — ответить на вопросы.

  1. Актуализация знаний, постановка цели

— Как превратить воду в пар?

— Какие 3 состояния воды вы знаете?

— Где и как рождаются капли дождя?

— Почему вода стекает вниз?

— Без чего мы не сможем, путешествуя, обойтись?

— Покажите на карте материки и части света?

— Что на карте показывают голубой линией?

— Как вы думаете, для чего люди путешествуют? Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное.

— А чтобы узнать, где мы будем путешествовать – отгадайте загадку: (Слайд 1)

Текут, текут – не вытекут,

Бегут, бегут – не выбегут.

— Итак, мы отправляемся путешествовать по рекам, чтобы узнать, как можно больше о них.

— На чем поплывём?

— Кто хочет стать отважным капитаном?

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать капитаном?

— Сегодня пусть каждый представит себя капитаном, а в конце урока мы увидим достойных этого звания. Для этого во время путешествия вы должны активно работать..

— Попутного ветра!

III. Изучение нового материала.

— Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку для жизни нужна чистая пресная вода. (Слайд 2, 3)

1. Знакомство с частями реки.

— Где мы берём пресную воду? Что такое река? Река – это постоянный водоток. (Слайд 4) Начинается река с истока. (Слайд 5)

Началом реки может быть родник, из которого вытекает маленький ручей. (Слайд 6, 7) Движение воды в реке образует течение. У горных рек течение может быть быстрое, бурное, т.к. река стекает по крутым склонам. (Слайд 8)У равнинных рек течение спокойное. (Слайд 9)

— Работа по учебнику стр. 22 № 3

2. Рассказ учителя.

— Представьте себе, что мы с вами плывём по течению реки. Слева будет у нас левый берег, справ – правый берег. Обратите внимание: в реку, по которой мы плывём, впадают другие речки и ручейки. Они называются притоками. (Слайд 10) а впереди водоём, в который наша река впадает. Это место называется устьем. (Слайд 11) Чем дальше течёт река, тем больше воды поступает в неё, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или в озеро. А если вдруг нам встретится на пути другая, более крупная река, то наша река может стать её притоком. (Слайд12)

3. Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс:

Одной, другой – это кроль.

Все как один, плывем, как дельфин,

Вышли на берег крутой

И отправились домой!

4. Применение рек (составляется схема на доске: чтобы использовать в хозяйстве — вода, транспорт, рыба, отдых, электроэнергия, полив огородов и садов, …)

— Как человек использует воду рек?

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Работа по учебнику стр.23 № 4, 5

– Давайте изобразим наш путь на контурной карте.

2. О каком явлении рассказывается в стихотворении Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы»? Когда оно случается? (Слайд13)

Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

  1. Почему одни реки полноводны круглый год, а другие пересыхают? Откуда в реке берется вода? (работа в парах) (Слайд14)

  2. Работа по карте в группах «Реки России» (Слайд15)

-Ваша задача: после путешествия по рекам познакомить одноклассников с самыми крупными реками.

— рассказы детей (Слайды16-18)

— На территории России протекает более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. В России крупнейшими являются Обь, Амур, Лена, Енисей. Но символом России является воспетая во многих песнях …(Волга).

— А какая самая большая река у нас в Пермском крае? (Кама) (Слайды19-20)

5. Фронтальная работа с картой

— Давайте найдем с вами крупнейшие реки мира: Нил (6670 км)- Африка, Амазонка — Ю.Америка, Миссисипи — С.Америка, Янцзы — Евразия.

6. Обобщение изученного материала(Слайды21-24)

V. Итог урока.

— Ну вот мы и вернулись домой.. Что вам больше всего запомнилось в путешествии?

— Какие реки вы теперь знаете?

— Вы очень активно работали и много узнали, а это значит, что вы достойные капитаны, с которыми смело можно отправиться в кругосветное путешествие по рекам, морям и океанам !

VI. Домашнее задание: стр. 23 № 9, стр. 24 № 8, приготовить сообщения об озере Байкал, о Каспийском море (по желанию)













Свежие документы:  СЦЕНАРИЙ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ для 8-10 классов по теме: «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: