Урок по теме
«Уголок возле самого сердца России»
(Учителя: Иванова Евгения Владимировна,
Коткова Людмила Александровна,
Сорокина Татьяна Анатольевна)
Цель урока: написать сочинение-миниатюру с использованием знаний об истории рождения Новомосковска.
Задачи урока:
1. Личностные:
— совершенствовать навыки написания сочинения-миниатюры с использованием краеведческого материала;
— создать условия на уроке для мотивации к достижению цели;
— формировать способность оценивать свои действия;
— сравнивать свои впечатления с впечатлениями других о содержании урока на каждом этапе.
2. Метапредметные:
— закреплять умение вести диалог, делать обобщения, развивать монологическую и письменную речь.
3. Предметные:
— повторить композицию сочинения;
— способствовать формированию новых знаний по истории родного города.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
— Любите ли вы свой город? Почему? — Являетесь ли вы патриотом своего города? Каковы ваши аргументы? — Что значит «малая Родина»? — Что изучает краеведение? | (Дети дают ответы) — Малая Родина – то место, где ты родился, живешь и учишься — Краеведение – наука, изучающая место, где ты родился |
Методический комментарий. Создание ситуации успеха, создание оптимистического настроя в процессе деятельности учащихся, психологическая поддержка каждому ребенку. Все данные ответы детей верные – так создается ситуация успеха. | |
II. Этап актуализации и пробного учебного действия | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
— Какая река берет начало в нашем городе? — Где находится исток Дона? — Кто из поэтов Новомосковска писал о Новомосковске? — Какие две реки вытекают из Иван-озера? — Можете ли вы рассказать о памятнике у истока Дона? — Есть ли у вас любимый уголок в городе? Почему он любим вами? — Можете ли вы назвать план сочинения-рассуждения? — Что бы вы написали во вступлении к своему сочинению-миниатюре о Новомосковске?
| — В нашем городе берет начало река Дон. — Исток Дона находится в Детском парке. — Об Новомосковске писал Г. Ошурков, В.Киреев. — Из Иван-озера вытекают Шат и Дон (Дети рассказывают о памятнике) (Дети называют любимый уголок, рассказывают, почему он им полюбился) План сочинения: вступление, основная часть (аргументы), заключение. — Можно начать с вопросов: Любите ли вы свой город? Знаете ли вы историю рождения Новомосковска? |
Методические комментарии. Формулировка вопроса побуждает детей к активной мыслительной деятельности. Дети анализируют объекты, строят высказывания в устной форме; долго сохраняют учебную задачу; готовы допустить существование других точек зрения или принять чужие, формулируют собственное мнение. Дети мотивированы на процесс познания. | |
III. Постановка проблемы, открытие нового. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
— Почему возникла необходимость создания города Новомосковска? (Вопрос вызывает затруднение, учитель задает наводящие вопросы: — Чему обязан город своим рождением? — Какие полезные ископаемые были обнаружены во времена Петра I? — Что вы можете сказать о Новомосковске сегодня? Какие производства в нем созданы?
| — Были открыты залежи каменного угля и торфа. — Новомосковск – это крупный промышленный и культурный центр. В городе построен химический комбинат азотных удобрений, «Полимерконтейнер», «Оргсинтез», «Новомосковскбытхим», «Гипс-Кнауф» |
Методические комментарии. Создание проблемной ситуации позволяет учителю наблюдать за поведением детей, их личностными качествами. Дети строят высказывания в устной форме, долго сохраняют учебную задачу. Формулируют собственное мнение, выслушивают мнение других. | |
IV. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи и с самопроверкой по эталону | |
— Попробуйте сформулировать три вопроса об истории рождения Новомосковска и задайте их соседу по парте. — Попробуйте назвать три самых главных вопроса о рождении Новомосковске, обсудив их в группе — Попробуйте составить устное сочинение-миниатюру.
| (Дети составляют три вопроса по новой теме) (Дети в группе обсуждают важность вопросов и называют три самых главных)
(Дети пытаются составить устное сочинение, используя прозвучавшие вопросы в качестве аргументов для раскрытия темы) |
Методические комментарии. Дети осуществляют поиск информации, формулируют вопросы, контролируют действия одноклассников, развивают устную речь. | |
V. Самостоятельная работа | |
— Попробуйте написать сочинение об истории возникновения города Новомосковска. — Кто хочет прочитать свое сочинение в классе? | Обучающиеся пишут сочинение-миниатюру. (Желающие дети зачитывают свои мини- сочинения, остальные учащиеся оценивают работу, сигнализируя кружком определенного цвета («Светофор») |
Методические комментарии. Применяются полученные знания с опорой на знания, полученные ранее, развивается письменная речь. | |
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | |
— Понравился ли вам урок? Почему? — Перед вами карточки. Закончите любое из данных предложений: (Я открыл для себя… Я сегодня узнал… Особенно интересно было… Меня очень удивило…) | (Дети высказывают свою точку зрения) |
Методические комментарии. Организованное таким образом подведение итогов урока позволяет назвать его наиболее яркие моменты. |
Приложения
Исток Дона
Исток реки Дон
Символ рек Шат и Дон
Источники информации:
https://s54.radikal.ru/i144/1005/5f/dfb83e8e46a7.jpg – Исток Дона
https://4put.ru/pictures/max/170/525216.jpg Исток Дона
https://img-fotki.yandex.ru/get/6610/16615964.e/0_9b252_45ac3d10_XL – Шат и Дон
6