Внеклассное мероприятие по географии «Заповедники России» 6-8 класс


Автор:

Завьялова Татьяна Ивановна

учитель МКОУ СОШ с. Накоряково

Нижнесергинский МР



Название: Заповедники России

Форма: внеклассное мероприятие по географии (6-8 кл.)

Цели: Расширение и углубление знаний, полученных на уроках. Воспитание патриотических чувств.

Воспитание ответственности за природные богатства земли.

Участники: Ведущий, Лес, Степь, Историк, два Представителя Международной ассоциации заповедников, два Сотрудника заповедника.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! На сегодняшнем мероприятии мне хотелось, что бы все мы вспомнили об ответственности любого из нас за сохранение природы нашей удивительной планеты.

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба.

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю, берегите…

(Появляются дети в стилизованных костюмах Леса и Степи).

Лес: Я нужен людям. Я даю кислород, очищаю атмосферу от вредных веществ. Я даю приют своим многочисленным жителям: медведям, кабанам, лисицам, лосям, зайцам, белкам. Но в последнее время мне стало трудно. Люди вырубают мои деревья, жгут костры, прокладывают дороги, беспощадно отстреливают животных. Меня сильно вытаптывают городские жители, рвут весной мои первоцветы. А еще мне докучают лесные насекомые-вредители. Я болею, а люди лечат меня разными химическими средствами, но от таких лекарств мне еще хуже. Ведь когда меня опрыскивают, то гибнут не только вредители, но и мои защитники- муравьи, птицы. А если бы меня не загрязняли, не разрушали муравейники, правильно вырубали деревья, сохраняли семенные деревья, я бы сам восстанавливался и защищался от вредителей.

Степь: Меня вы редко можете видеть. Хотя раньше я занимала значительную часть территории Евразии. Многие писатели и поэты воспевали мою красоту. Но сейчас меня почти полностью распахали. В результате утрачено около 25% гумуса в моих плодородных черноземах, большие площади земель страдают от ветровой и водной эрозии, засоления. Почти исчезли многочисленные виды степных растений и животных. Не выдержу я такой жизни. Погибну! Помогите мне, люди!

Ведущий: Тяжело оставаться равнодушными к таким словам. Необходим целый комплекс мероприятий по сохранению природных образований нашей страны. И одним из способов бережливого отношения к природе является создание охраняемых территорий, в первую очередь, заповедников. О них и пойдет речь на нашей конференции. Первое слово предоставляется известному историку.

Историк: Для чего нужен заповедник?

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Ветер"

Наверное, этот вопрос сегодня звучит риторически. Никому уже не надо доказывать, как губительно способен воздействовать современный человек на живую природу. Все меньше и меньше остается нетронутых, девственных уголков природы. Каждый год все пополняется и пополняется исчезающими представителями животного растительного мира Красная книга. Наше непонимание и неприятие мира таковым, каким он является, ведет к гибели или в лучшем случае, к подавлению живой природы.

Слова “заповедник” и “заповедовать” известны давно. Летописи времен княгини Ольги уже упоминают о наличии таких территорий в Киевском княжестве. Их можно найти в Своде законов князя киевского Ярослава Мудрого. В словаре Владимира Даля записано: “Заповедовать – это повелевать, предписывать, приказывать, наказывать к непременному, всегдашнему исполнению, завещать какую-либо обязанность, обязывать к чему-либо заклятием.” И если следовать этой формулировке, то слово “заповедник” обозначает священную территорию, заповеданную предыдущими поколениями, которую оставили нам для сохранения потомкам. Уже в старину люди стали задумываться о том, что необходимо защищать природу от самих себя. В средневековье существовало три формы заповедных территорий. Первая- организация закрытых феодальных помещичьих охотничьих угодий. Вторая – земельные владения монастырей. Во многих из них находились под запретом сбор растений и охота на животных. Третья – пограничные леса.

По научному – это особо охраняемые территории(ООПТ), предназначенные для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, объектов природного и культурного наследия.

Именно благодаря мудрости наших предков некоторые земли сохранились в почти нетронутом состоянии. Этим было положено начало заповедникам и заказникам.

Почему человек в давние времена сохранял природу? Именно этого требовали религиозные обычаи. Ведь у многих народов есть почитаемые святые земли. Например, монахи православных монастырей тщательно следили за собственными лесами. И некоторые современные заповедники возникли на месте бывших монастырей и урочищ..

Издавна охранялись большие участки земли для охоты царей и вельмож. Одно из самых древних и знаменитых угодий – Беловежская Пуща. Официально Пуща стала заповедником при короле Сигизмунде 1 в 1541 году. Многочисленные охранники оберегали, сторожили эти земли. А браконьеры приговаривались к смерти.

Ведущий: Спасибо за ваше интересное сообщение. Слово предоставляется представителям Международной ассоциации заповедников, которые расскажут о самых первых заповедниках и их значении.

1-й представитель: Благодаря нашим предкам, к середине 19 столетия удалось сохранить много уголков нетронутой природы. Именно тогда люди осознали. Что отдельные виды животных и растений , неповторимые участки природы могут бесследно исчезнуть. И только человек может решить эту проблему.

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Географическое положение Австралии. Рельеф и полезные ископаемые"

2-й представитель: Следует отметить, что значение заповедников очень велико. Заповедники стали резервуарами редких животных и растений. Например, многие виды животных и растений сохранились только благодаря заповедникам. Это и зубры, и бухарские олени, и фламинго, и лотосы, фисташки, самшиты. Территории заповедников постоянно расширяются, включают в себя все новые уникальные места обитания редких животных и растений.

Очень трудно переоценить влияние заповедников на окружающий мир. Например, заповедные леса – это “фабрики” кислорода, который необходим всему живому на Земле. Леса также увлажняют климат близлежащих территорий. А заповедники, созданные вблизи истоков рек, призваны спасти их от гибели.

Заповедники играют важную эстетическую роль в жизни людей. Благодаря этим кусочкам нетронутой природы люди приобщаются к величественной красоте природы, отдыхая от городской суеты, любуются тем, чего не найдешь больше нигде на планете.

Главная задача каждого заповедника – сохранить в естественном состоянии все его богатства. Для этого, прежде всего, составляется подробный список всех видов животных и растений. Всех природных объектов на территории заповедника.


Ты, человек, любя природу.

Хоть иногда ее жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую –

Нас много, а она одна.

(В. Шефнер)



А сейчас посмотрим презентацию о заповедниках России и проверим ваши знания о них.

Задание 1: Определить по описанию заповедник и найти его местоположение на карте

  1. В пределах этого заповедника находится несколько горных систем. Широко представлены ледники и пещеры (Кавказский).

  2. На территории этого заповедника разместились 12 активно действующих вулканов (Кроноцкий).

  3. Этот заповедник появился в числе первых в России, границы его расположены на расстоянии 3 км от береговой линии озера Байкал (Баргузинский).

  4. Главная особенность этого заповедника – наличие крупных массивов лиановых хвойно-широколиственных лесов (Уссурийский).

  5. На территории этого заповедника были впервые найдены 18 до этого неизвестных минералов (Ильменский).

  6. Климат этого заповедника очень суровый, снег ложится уже в августе, а сходит в конце июня (Арктический).

  7. Заповедник расположен в дельте Волги, от этого широко представлены его водные обитатели (Астраханский).

Задание 2: Особенности заповедных мест России

  1. В центре Южного Урала (Ильменский)

  2. Охрана лотосовых полей (Астраханский)

  3. Вулканы и гейзеры (Кроноцкий)

  4. Север п-ова Таймыр (Арктический)

  5. Резерват для редких видов копытных и хищных зверей (Уссурийский)

  6. Тисо-самшитовая роща (Кавказский)

  7. Ярко выраженные черты альпийского ландшафта (Баргузинский)

  8. Границы этого заповедника могут изменятся на 40 тыс. га. /Астраханский/

  9. Этот заповедник известен своим “лунным пейзажем”. /Кроноцкий/

  10. Самый большой по площади заповедник России? /Арктический/

Задание 3: «Кто я и где обитаю?»

  1. Зубр (Кавказский)

  2. Амурский тигр (Уссурийский)

  3. Белая сова (Арктический)

  4. Лотос (Астраханский)

  5. Соболь (Баргузинский)

  6. Ластоногие (Кроноцкий, Арктический)

  7. Камышовый кот (Уссурийский, Астраханский)

  8. Рысь (Кроноцкий, Ильменский)

  9. Змеи (Баргузинский)

  10. Благородный олень (Кавказский)

  11. Лианы (Уссурийский)


Подведение итогов

За каждый правильный ответ – 1 б














Свежие документы:  Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: