Профессиональное училище №8
Свойства черных и цветных металлов
(внеклассное мероприятие)
преподаватель И.В.Кантемирова
мастер производственного обучения Э.С.Плиев
Цель:
ознакомить обучающихся со свойствами металлов и сплавов.
Задачи:
образовательная:
— расширение представлений обучающихся о металлах, дать начальное представление о свойствах металлов и сплавов.
воспитательная:
— прививать качества аккуратности и собранности.
развивающая:
— развивать у обучающихся умение выделять главное, анализировать, делать выводы, применять имеющие знания на практике.
Методическое оснащение занятия:
на доске написать новые слова, карточки-задания, кроссворды, коробочки с коллекциями металлов и сплавов, изделия из разных сплавов и металлов.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1.Организационный момент: проверка отсутствующих, готовность к уроку.
— Ребята, сегодня мы начинаем знакомый вам уже раздел “Технология обработки металлов”, но мы расширим ваши знания по этому разделу, а тему урока я вам предлагаю отгадать. У вас на столе лежат карточки, возьмите карточку №1, в них зашифрованы 4 слова, у каждой парты свое слово.Собрав все эти слова вместе, вы отгадаете тему урока.
Карточка №1
йвасвтвС
ЕрхныЧ
ыневтхЦ
овеМлатл
(свойства черных и цветных металлов)
2. Актуализация знаний.
Вспомните из 5 класса, что такое металлы? тонколистовой металл? как его получают? (ответы детей)
II. Формирование новых знаний.
1.Приступая к изготовлению какого-либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. С развитием металлургической промышленности значительно возрос объем металлических изделий: возводят металлические каркасы промышленных и гражданских зданий, мосты, изготавливают арматуру, а также различные предметы ,необходимые в домашнем хозяйстве: посуду, украшения, заклепки, болты, гайки и многое другое.
А какие изделия из металла вы знаете? (ответы детей)
А какие металлургические предприятия нашего города вы знаете? Какую продукцию они выпускают?(КМК, ЗСМК, ферросплавный завод)
Но металлы ребята, используют не в чистом виде, а в виде сплавов, так как металлы обладают худшими свойствами в отличие от сплавов.
Сплавы получают путем смешивания в расплавленном состоянии двух или нескольких металлов в точно определенном соотношении например: латунь, бронза, дюралюминий. (записать в тетрадь)
Правильный выбор подходящего для изделия металла или сплава можно сделать, зная его свойства. (Раздать карточки с таблицей №1)
Таблица № 1
СВОЙСТВА
Механические | Химические | Технологические | |
блеск | упругость | коррозийная стойкость | ковкость |
плотность | пластичность | окисляемость | жидкотекучесть |
электропроводность | хрупкость | растворимость | обрабатываемость резанием |
температура плавления | вязкость |
| свариваемость |
намагничиваемость |
|
|
|
Всего свойств у любого материала четыре большие группы:
Физические — отличительные стороны материалов, которые проявляются при взаимодействии их с окружающей средой;
Механические — отличительные стороны материалов, которые проявляются в способности сопротивляться воздействию внешних механических усилий,
Химические – способность материалов взаимодействовать с окружающей средой при различных температурах,
Технологические – способность материалов подвергаться обработки.
Давайте рассмотрим таблицу, а потом перепишите ее в тетрадь.(работа с таблицей)
Видите как много свойств, но мы будем в основном говорить о механических и технологических свойствах. Откройте учебник на стр.68 и прочитав о свойствах вы сможете, разгадать слово которое зашифровано на карточке 2.
Карточка №2
1. Свойство металла получать новую форму под действием удара
3. Св-во сопротивляться внедрению в него другого материала
4. Способность металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии.
5. Способность металла передавать тепло.
6. Св-во металла восстанавливать форму после снятия нагрузки.
2. Сплав железа с углеродом.
Правильно, молодцы, это слово СТАЛЬ. Из 5 класса мы знаем, что все металлы делятся на два вида.Какие? (ответы детей) черные и цветные, а к каким металлам относится сталь? ( ответы детей)А какой металл еще относится к черным? Правильно.Сегодня мы более подробно познакомимся с металлами и сплавами. Давайте рассмотрим и перепишем в тетрадь таблицу № 2 (беседа с учащимися по таблице).
Таблица № 2
Черные | Цветные | |||||
чугун | сталь | тяжелые | легкие | редкие | благородные | |
белый | конструкционные | свинец | алюминий | вольфрам | золото | |
серый | инструментальные | Медь | магний | молибден | платина | |
ковкий | со специальными свойствами | Цинк | титан | селен | серебро | |
высокопрочный |
III. Практическая работа.
Ребята, во время практической работы вы должны:
1. Определить, из какого металла выполнены предложенные образцы (изделия).
2. Рассмотреть коллекцию металлов и сплавов.
3. Составить таблицу согласно полученным данным и по тексту учебника . (таблица№3)
Таблица№3
Цвет | Состав | Свойства | Применение | |
медь | красного |
| Пластичность Электропроводность Обрабатываемость Устойчив к коррозии | Электрические провода и электротехнические изделия |
бронза | Желтовато-красного | Медь+ свинец + Олово и др. | Высокая прочность Твердость Коррозийная стойкость Обрабатываемость резанием | Водопроводные краны, в электротехнике, в художественном литье |
3. Сделать вывод.
IV. Итог занятия.