Автор работы: Бутрина Ольга Витальевна.
Место работы: ОГКОУ «Кохомская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида».
Предмет: математика (геометрия).
Класс: 5 класс
Тема: « Различение треугольников по длинам сторон».
Продолжительность учебного занятия: 40 минут.
Цель: формирование умений обучающихся классифицировать треугольники по длинам сторон.
Задачи:
образовательные: учить школьников распознавать треугольники на чертежах; систематизировать знания обучающихся о треугольниках, различающихся по длинам сторон;
коррекционно-развивающие: учить анализировать полученные данные и делать вывод, способствовать развитию внимания;
воспитательные: прививать интерес к изучаемому материалу через связь с другими предметами.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | № слайда | |
I.Оргмомент (1-2мин) | Прозвучал и смолк звонок, Всех детей собрал он в срок. Не теряя ни минуты, Мы сейчас начнём урок. -Посмотрите, всё ли готово к уроку? — Какой сейчас урок? — А чем мы занимаемся на уроках геометрии?
| Дают ответы. | Слайд №1 |
II.Актуализа- ция опорных знаний (3 мин) | — Геометрические знания были необходимы людям во все времена для того, чтобы измерять землю, строить дома, путешествовать на кораблях. Эти знания и сейчас нужны рабочим, строителям, инженерам, лётчикам. — А мы с вами сегодня на уроке тоже будем говорить об одной геометрической фигуре, будем различать эту фигуру, рассмотрим различные виды этой фигуры. А вот о какой фигуре пойдёт речь, мы с вами узнаем, если отгадаем ребус.
| Отгадывают ребус. Работа в тетрадях (записывают число и тему урока). | Слайд №2 |
III.Систематизация имеющихся знаний (3 мин) | 1.Найти знакомые геометрические фигуры, сосчитать все треугольники. Внимательно посмотрите на рисунок. К нам в гости пришёл необычный гость- кот Квадратик, состоящий из геометрических фигур. -Какие геометрические фигуры здесь представлены? -Сколько треугольников на рисунке? -Какой геометрической фигуры не хватает? -Что такое треугольник? 2.Найти лишнюю фигуру. -Как определить лишнюю фигуру? Какие здесь фигуры? -Где находится точка по отношению к треугольнику? (снаружи)
| Отвечают на вопросы. Дают определение треугольника.
Отвечают на вопросы. Находят лишнюю фигуру. | Слайд №3
Слайд №4
|
IV.Повторение теоретического материала (5 мин) | 1.Чтобы работа на уроке была успешной, давайте вспомним, как различаются треугольники по длинам сторон. Квадратик приготовил для вас некоторые высказывания, но перепутал начало и конец предложения. Вам нужно сложить карточки так, чтобы высказывание стало верным. Давайте поможем Квадратику. Вот эти задания: 1) Треугольник называется равносторонним, если… 2)Треугольник называется разносторонним, потому что… 3)Если у треугольника 2 стороны равны, то… 4) Периметр треугольника – это… 5) … у него все стороны равны. 6) … у него все стороны разные. 7) … он называется равнобедренным. 8) … сумма длин всех его сторон. 2.Найти периметр треугольника со сторонами 6см, 4см, 5см. Как он называется? | Дети работают в парах, обсуждают ответы и складывают карточки правильно.
Дети складывают длины сторон треугольника и называют ответ.
| Слайд №5
Слайд №6
|
V.Закрепление материала (8 мин) | Чтобы запомнить то, что мы с вами повторили, мы будем выполнять задания на карточках. I вариант. 1. Измерьте длины сторон АВС. Определите вид треугольника.
С АВ =…см ВС =…см АС =…см А В АВС — …
2. Измерьте длины сторон MNK. Определите вид треугольника.
N MN =…см NK =…см MK =…см
MNK -…
M K
3. Измерьте длины сторон POT. Определите вид треугольника. O PO =…см OT =…см PT =…см
P T POT — …
4.Найти периметр АВС.
II вариант.
1. Измерьте длины сторон АВС. Определите вид треугольника.
С
А В АВ =…см ВС =…см АС =…см
АВС — …
2. Измерьте длины сторон MNK. Определите вид треугольника. N MN = 8см MK =…см
MNK — равно…
M K 3. Измерьте длины сторон POT. Определите вид треугольника. O PO = 6см OT =…см PT =…см P T POT — равно…
| Выполняют задания на карточках. Измеряют, записывают, делают вывод.
Выполняют задания на карточках. Измеряют, записывают, делают вывод. |
|
VI.Динами- ческая пауза (3 мин)
| Гимнастика для глаз: «Ходики». Посмотрели влево: глаза смотрят на стену, а внимание ушло за левое ухо. Посмотрели вправо: глаза смотрят на другую стену, а внимание ушло за правое ухо (8-10 раз в каждом направлении).
Физкультминутка: Это правая рука, Это левая рука. Справа шумная дубрава, Слева быстрая река. Повернулись мы и вот, Стало все наоборот. Слева шумная дубрава, Справа быстрая река. Неужели стала правой Моя левая рука? | Выполняют движения. |
|
VII.Практическая работа (7 мин)
| 1. Используя модели геометрических фигур, выложите рисунок домика. Наш гость, кот Квадратик, построил себе домик, состоящий из геометрических фигур. Но домик развалился, и теперь нашему гостю негде жить. Нам нужно ему помочь, а для этого собрать геометрические фигуры так, чтобы получился домик. — Из каких фигур он состоит? — Сколько здесь треугольников?
2.Попробуйте придумать свои рисунки из этих геометрических фигур. -Давайте посмотрим, что у вас получилось. Учитель проверяет самостоятельные работы, чтобы в конце урока выставить оценки.
| Складывают рисунок из геометрических фигур по образцу.
Моделируют свои композиции. Смотрят работы друг у друга. |
|
VIII.Меж- предметные связи (3 мин)
| Ребята, подумайте и скажите, а где можно применить вот такие рисунки из треугольников?
1.Трудовое обучение. В лоскутном шитье. Наверное, вы слышали на уроках швейного дела о такой технике. Из экономии, чтобы никакая тряпица не пропала даром, придумали наши прабабушки из клочков ненужного тряпья мастерить одеяла. И появлялось в скромном крестьянском доме яркое радужное пятно-покрывало, которое и украшало, и согревало. Сегодня лоскутная техника — широко известный вид декоративных работ и у нас в стране, и за рубежом. Техника проста — составить узор из треугольников, соединенных вместе. Из треугольника можно составлять любые композиции: укладывать в полосу, в квадрат, в большой треугольник, в елочку. В геометрической резьбе. На уроках столярного дела вы занимаетесь или будете заниматься геометрической резьбой. Издавна из дерева возводили дома, делали утварь, посуду, прялки, игрушки. Чтобы придать неповторимость своим изделиям мастера украшали их резьбой.
2.География Бермудский треугольник — район в Атлантическом океане, в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Аналогичный «треугольник» в Тихом океане называют Дьявольским. Район является очень сложным для навигации: здесь большое количество отмелей, часто зарождаются циклоны и штормы. Выдвигаются различные гипотезы для объяснения загадочных исчезновений в этой зоне: от необычных погодных явлений до похищений инопланетянами или жителями Атлантиды. Некоторые ученые утверждают, однако, что исчезновения судов в Бермудском треугольнике происходят не чаще, чем в других районах мирового океана, и объясняются естественными причинами.
| Дают ответ.
Слушают рассказ учителя, сопровождаемый рисунками, изделиями детей из лоскутной техники. |
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
|
IX.Домашнее задание (1 мин)
| Придумать узор из геометрических фигур (в том числе, из треугольников) для изделий лоскутной техники или для изделий из резьбы по дереву.
| Слушают, записывают. |
|
X.Подведение итогов (3 мин) | — Чем сегодня занимались на уроке? — О какой фигуре шла речь? — Что такое треугольник? (классифицировать его по длине сторон) — Что нового узнали? — С каким новым понятием познакомились?
| Дают ответы, делают выводы. |
|
XI.Рефлексия (2 мин) | Продолжите фразы: «Мне особенно понравилось…» «Я удивился, когда узнал…» «Мне бы хотелось ещё узнать…»
| Дают ответы. Оценивают своё настроение с помощью смайликов. | Слайд №10
|