Урок для 8 класса по теме «Четырёхугольники»


Евстафьева Людмила Федоровна

Учитель математики первой категории

МОУ «Джалильская СОШ №2″






















































Урок для 8 класса по теме «Четырёхугольники»

Цели и задачи:


Обучающие:


1. Обобщение и систематизация знаний учащихся;

2. Закрепление основных понятий базового и развивающего уровня;

3. Контроль и оценка знаний учащихся по разделу «Четырёхугольники»;


Развивающие:


1. Развитие мыслительной деятельности при практической работе;

2. Развитие творческих способностей, логического мышления учащихся;

3. Переносить знания в новую ситуацию;


Воспитательные:


1. Воспитание товарищеской солидарности и стремления взаимовыручке;

2. Формирование активности, инициативности, сообразительности, наблюдательности; 3.Воспитание сознательной дисциплины.


План урока:


1. Организационный момент.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Кроссворд.

4. Сказка-вопрос.

5. Решение задач.

6. «Выбери фигуру»

7. Практическая работа.

8. Дифференцированное задание.

9. Итоги урока.


Ход урока:


1. Приветствие учащихся, эмоциональный настрой.


2. «Ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок-зачёт. Изучив тему четырёхугольники, мы постараемся применить ваши знания в различных ситуациях и попробуем оценить происходящее в конце урока. Итак, нам нужно разбиться на 3 команды и вперёд!»

Можно разбить учащихся заранее на 3 группы, а можно провести соревнования между учащимися, сидящими в разных радах (обычно всегда 3 ряда). Также нужно 2 консультанта для проверки и помощи учителю. Можно из старших классов или сильных учащихся из параллельного класса.


3. Каждой команде предложен кроссворд на листе А 4 и вопросы к нему. Ученики сидящие на 1 парте отгадывают первое слово и передают следующим и т.д. Консультанты наблюдают, какая команда быстрее заполнит кроссворд, а затем правильность кроссворда.

Кроссворд можно взять посвященный любой теме или разные кроссворды для каждой команды свой. Приведу пример возможных вопросов.


Вопросы и ответы для кроссворда.





По горизонтали:

1.Четырёхугольник, у которого противолежащие стороны параллельны. 14 букв (параллелограмм)

2. Четырёхугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны. 8 букв (трапеция)

3. Параллелограмм, у которого все углы прямые. 13 букв (прямоугольник)

4. Точка пересечения сторон четырехугольника. 7 букв (вершина)


По вертикали:

1. Сумма длин всех сторон. 8 букв (периметр)

5. Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырёхугольника. 9 букв (диагональ)

6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 7 букв (квадрат)

7. Параллелограмм, у которого все стороны равны. 4 буквы (ромб)

8. Отрезок, соединяющий соседние вершины четырёхугольника. 7 букв (сторона)


4. Предлагается заслушать сказку, которая заканчивается вопросом. Консультанты помогают отмечать правильные ответы на вопросы.


Сказка-вопрос.


Собрались все четырёхугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли придти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырёхугольников. Кто первым придёт, тот и будет королём» Все согласились.

Свежие документы:  Методическая разработка урока геометрии "Площади многоугольников" 8 класс

Рано утром отправились все в далёкое путешествие. На пути путешественников повстречалось озеро, которое сказало: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой

пересечения делятся пополам»



Часть четырёхугольников осталась на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше.


На пути им встретился говорящий тигр, который сказал, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны.


Несколько путешественников осталось перед тигром, остальные продолжили путь. Тигр спокойно их пропустил


Дошли до дремучего леса, где была узкая тропинка. Лес сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом.


По тропинке через лес прошёл только один четырёхугольник, который первым добрался до царства и был провозглашён королём.


Вопросы:

1. Кто стал королём?

2. Кто был основным соперником?

3. Кто первым вышел из соревнования?

На доске висят плакаты с изображением озера, тигра, дремучего леса или на выбор учителя других персонажей сказки.



5. Предлагается решить задачи на доске и объяснить ход решения.

Задачи записаны на карточках.


Карточка №1: В прямоугольнике АВСД диагонали пересекаются в точке О, угол АОВ равен 60 градусов. Найти углы, которые образует диагональ прямоугольника с его сторонами.

(ответ: 60 и 30 градусов)


Карточка №2: Стороны четырёхугольника, взятые последовательно, пропорциональны числам 2; 5; 2; 5. Периметр четырёхугольника равен 42 см. Найти стороны четырёхугольника. Определить его вид.

(ответ: 6 см; 15 см; 6 см; 15 см. Параллелограмм.)


Карточка №3: В параллелограмме АВСД одна из сторон больше другой в два раза. Периметр равен 42 см. ВМ и ДР-высоты параллелограмма. Точки М и Р соответственно на сторонах АД и ВС) Найти стороны параллелограмма. Докажите, что треугольники АВМ и РСД равны.

(ответ: 7 см; 14 см; 7 см; 14 см. Они равны по гипотенузе и катету.)


Физ. минутка:

Учитель читает вопросы, ученики в зависимости «да» или «нет», выполняют различные упражнения на усмотрение учителя.




Вопросы:

1. Четырёхугольником называется фигура, которая состоит из 4 точек и 4 последовательно соединяющих их отрезков?

2. Отрезки, соединяющие соседние вершины четырёхугольника называются диагоналями?

3. Диагонали прямоугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам?

4. Найти сумму длин всех сторон, значит вычислить периметр?


5. Квадрат является ромбом?

6. Диагонали ромба равны?

7. Теорема Фалеса читается так: «Если стороны угла пересекающие параллельные отрезки, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне»?

Свежие документы:  Конспект урока по Геометрии "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии" 10 класс

Все встали. Если на вопрос ученик хочет ответить «да», то он должен присесть, если «нет», то подпрыгнуть. Консультанты считают какая команда наиболее верно отвечает и количество правильно отвечающих.


6. Пожеланию учащиеся выходят к доске берут любую фигуру и отвечают на вопрос, который на нём записан.

Вопросы: 1. Назови фигуру?

2. Что общего с прямоугольником?

3. Найти градусные меры всех углов, если острый угол равен 50

градусов?

Вопросы: 1. Назови фигуру?

2. В чём отличие от квадрата?

3. Чему равны стороны, если известно, что разность соседних сторон равна 6 см, а периметр равен 20 см ?

Вопросы: 1.Назови фигуру?

2. Что общего с прямоугольником?

3. Найди большее основание, если одно основание равно 3 см., а длина средней линии равна 5 см.?


Вопросы: 1. Назовите фигуру?

2. Что общего с ромбом?

3. Найдите периметр фигуры, если сторона равна 5 см.?

Вопросы: 1. Назовите фигуру?

2. Какой вид этой фигуры ты знаешь?

3. Найди остальные углы, если острый угол равен 70 градусов?

Вопросы: 1. Назовите фигуру?

2. Что общего с прямоугольником?

3. Найди градусные меры углов?

Вопросы: 1. Назовите фигуру?

2. Что общего с ромбом?

3. Найти периметр фигуры, если длина равна 6 см; а ширина равна 4 см.?

Вопросы: 1. Назови фигуру?

2. В чём отличие от параллелограмма?

3. Найти периметр, если одна из сторон равна 6 см.?

Вопросы: 1. Назови фигуру?

2. В чём отличие от ромба?

3. Найдите периметр, если длины соседних сторон равны 7 см. и 5 см.?




7.Практическая работа.


Раздаются листочки А 4 произвольной формы. Нужно путём нескольких перегибов получить известные нам четырёхугольники, используя их определения, свойства. Листочки подписать и сдать консультантам. За них в последствии можно отдельно поставить оценки.

8. Дифференцированное задание.


В зависимости от уровня подготовки учащихся можно предложить разные задания. Например:

3адание №1. Даны числа, обозначающие периметры ромбов. Продолжи ряд чисел

4;8;12;16;…

Задание №2. Найди лишнее слово: сторона, вершина, диаметр, периметр, угол, диагональ?

Задание №3. Нарисуй пробку, которая смогла бы закрыть все отверстия:




Задание №4. Какие три числа, если их перемножить или сложить, дают один и тот же результат?

(1;2;3)

9. Итоги урока.

Выступают консультанты, показывая какая команда отличилась и при каком задании. При совместном решении с учителем выставляются оценки учащимся. Домашнее задание задаётся по необходимости. Придумать и оформить геометрическую сказку, используя свойства и определения четырёхугольников.

Свежие документы:  Итоговая контрольная работа по наглядной геометрии 6 класс



Используемая литература:

Журнал «Математика в школе»

Газета «Математика» приложение к «Первому сентябрю»

«Занимательная математика и геометрия»

«Личная методическая копилка»


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Геометрия: