«Активизация познавательной деятельности на уроках истории в 9-11-х классах»


Еренкова Валентина Михайловна, преподаватель истории


Белгородского правоохранительного колледжа

имени Героя России В.В.Бурцева




«Активизации познавательной деятельности

на уроках истории в 9 -11 классах»





а





















Для современной школы проблема активизации учебно-познавательной деятельности — это самостоятельная и важная проблема, от реализации которой зависит качество и эффективность обучения и воспитания.

В учебно-познавательной деятельности следует видеть два субъекта: учителя и ученика. Учитель постоянно ищет новые резервы своей деятельности: использует различные современные технологии, инновационные, нетрадиционные приемы, разнообразные формы организации учебного процесса. Очень многое зависит от мастерства, эрудиции учителя, т.к. все это оказывает опосредованное воздействие на деятельность учащихся. Повышение активности обучающихся должно способствовать формированию стержневых качеств личности школьника: познавательной активности, познавательной самостоятельности. Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением, но это не механическая «передача» знаний, умений, навыков, т.е. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся, преподавание и учение.

Познавательная активность — это отношение учащихся к учению; направленность и устойчивость познавательных интересов, стремление к эффективному овладению знаниями и способами деятельности. Можно выделить следующие компоненты, входящие в структуру активности:

  • готовность выполнять учебные задания;

  • стремление к самостоятельной деятельности;

  • сознательность выполнения заданий;

  • систематичность обучения;

  • стремление повысить свой личный интеллектуальный уровень, степень самореализации.

Познавательная самостоятельность — это стремление и умение учащегося без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности. Формируется это качество в ходе самостоятельной деятельности обучающегося. Познавательная деятельность имеет три составляющие:

  • мотивационный компонент;

  • содержательно-операционный компонент;

  • волевой компонент.

Познавательная самостоятельность может быть присуща учащимся в различной степени. Поэтому можно говорить об уровнях познавательной самостоятельности:

  • репродуктивном (воспроизводящая активность);

  • частично-поисковом (интерпретирующая активность);

  • исследовательском (творческая активность).

Познавательные активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельны; недостаточная собственная активность ставит учащегося в зависимость от других, лишает самостоятельности.

Активизация — это управление активностью учащегося. Это постоянный процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодолению пассивной деятельности, застою в умственной деятельности. Поэтому главнойзадачей является возбуждение у учащихся познавательных и нравственных мотивов учения, в развитии у них навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Значит, учебный процесс должен протекать в условиях мотивационно-го включения учащегося в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для лицеистов, приносящей удовлетворение от участия в ней. В таком случае обеспечивается комфортное психологическое самочувствие преподавателя и учащихся, резкое снижение конфликтных ситуаций.

Главная цель активизации познавательной деятельности — формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с этой целью в своей педагогической практике хотелось бы выделить следующие задачи при изучении курса истории:

создать модель учебного занятия направленного на развитие познавательной активности и познавательной самостоятельности лицеистов;

  • разработать систему проблемно-познавательных задач при изучении
    курса истории;

  • создать условия для творчества — реализовать ключевой принцип
    личностно-ориентированного обучения.

Работая 10 лет преподавателем экономики в Белгородском областном лицее милиции им. Героя России Бурцева В.В., пришлось столкнуться с проблемами:

  • поступая в лицей из разных школ, учащиеся естественно обладают
    программными знаниями, умениями и навыками на разном уровне;

  • трудности, которые испытывают учащиеся в поиске нужной информации, умение делать выводы, обобщения, сравнения, аргументировано вы
    сказывать свое мнение, снижали эффективность процесса обучения.

Становится очевидными противоречия — между недостаточно развитыми учебными умениями и навыками и ограниченными возможностями их развития на традиционном уроке; между стремлением учащихся к самовыражению и отсутствием соответствующих условий в рамках классического урока.

В учебно-воспитательном процессе, где все еще преобладают традиционные формы: вербальные методы обучения, фронтальные формы работы, недостаточная ориентированность на личностный потенциал — решить эти проблемы трудно. Только активное включение самого ученика в познавательную деятельность, развитие устойчивой познавательной и нравственной мотивации может повысить эффективность образовательного процесса.

Значит, активизацию учения можно рассматривать, как мобилизацию преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учащихся на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

В своей педагогической практике используем различие пути активизации познавательной деятельности, основные среди них — разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • аргументировано отстаивать свое мнение;

  • принимать активное участие в дискуссиях, обсуждениях;

  • рецензировать ответы товарищей;

  • задавать вопросы своим товарищам и преподавателю;

  • заниматься обучением отстающих;

  • самостоятельно выбирать посильное занятие;

  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной
    задачи (проблемы);

  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и
    практических действий;

  • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Конечно, при организации обучения нельзя обойтись и без традиционных методов обучения. В зависимости от специфики и уровня сложности информации мной используются различные методики: репродуктивная, объяснительно-иллюстративные, поисковые, экспериментальные.

Все это позволяет управлять познавательной деятельностью обучаемых, помогает им усвоить информацию, овладеть способами познавательной деятельности.

Можно с уверенностью утверждать, что знание, добытое путем собственного напряжения, усилий имеют для учащегося огромную познавательную ценность. Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения, в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.















Литература

  1. Бондаревская Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. — 1999. — № 5. — С. 41.

  2. Воспитательная система образовательного учреждения как объект управления // Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Подред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой – Изд. 2-е, доп.- М., 2010

  3. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2006.

  4. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории. – Казань, 2000.

  5. Збираник Т.В. Дидактические технологии и особенности познавательной деятельности старшеклассников (в условиях гимназии малого северного города) // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 4. С. 142-145

  6. Новикова Л. И., Кулешова И. В. Воспитательное пространство: опыт и размышления //Проблемы школьного воспитания, 1996. – № 3. – С. 5.

  7. Сокольников Ю.П. Теория воспитательных пространств. М.-Белгород. Изд-во БелГУ, 1998.


Свежие документы:  Исследовательская работа по географии «История фотографии»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: