Диагностика состояния школьной практики по организации текущего повторения в обучении истории в 5 классе


муниципальное казенное образовательное учреждение

«Политотдельская средняя общеобразовательная школа»

Николаевского муниципального района Волгоградской области







Диагностика состояния школьной практики

по организации

текущего повторения в обучении истории в 5 классе.





Исследовательская работа

выполнена

учителем истории и обществознания

Волковой Л.Н.













МКОУ «Политотдельская СОШ» 2014 г.

Успешная подготовка и проведение уроков непосредственно связаны с тем, насколько учитель представляет себе место конкретного урока в курсе истории древнего мира, его связи с предшествующими и последующими уроками. Поэтому учитель поставлен перед необходимостью продумать эти связи через систему вопросов и заданий на воспроизведение и применение учащимися приобретенных знаний и умений, прежде чем приступить к его преподаванию.

Ответы на многие вопросы учитель может получить, обратившись к школьному учебнику, методическим рекомендациям, как руководству для разработки педагогического замысла. Дело в том, что значительная часть стоящих перед учителем задач уже получила решение в учебнике, и в нём воплощены результаты научной работы многих исследователей – педагогов. И поэтому при подготовке новой темы урока учитель должен руководствоваться, а не слепо следовать рекомендациям учебника и методического пособия.

На сегодняшний день школьная теория и практика преподавания истории находятся в состоянии поиска. Школа сегодня работает по учебникам, федеральный список которых включает более 60 наименований. Эти учебники – разные по характеру, методологическим и методическим критериям. К учебнику, по прежнему, предъявляются особые, повышенные требования, поскольку он является основным средством работы учителя и учащихся, их настольной книгой.

Прежде всего, учебник должен быть грамотно выстроен методически и ориентирован на результат, т.е. на формирование тех умений и знаний, которые заложены в стандарте, в конкретных требованиях к уровню подготовки учащихся. Чем больше учебник будет давать возможностей для воспроизведения полученных знаний, для решения историко-познавательных задач, для самостоятельного поиска необходимой информации, для возможности аргументированно высказывать свою позицию в дискуссии по проблемным вопросам, тем лучше учащийся будет знать и понимать изучаемый материал, быстрее научится использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Учебник и учитель являются двумя источниками знаний для ученика, поэтому целесообразно, чтобы они выступали в единстве, а не противоречили друг другу.

Исследование этой проблемы нужно провести через диагностику состояния школьной практики по организации текущего повторения в обучение истории в 5 классе, через анализ двух учебников истории древнего мира, методическим рекомендациям к этим учебникам и готовых конспектов уроков на наличие вопросов и заданий составляющих организацию этого повторения.

Учебник древнего мира и методические рекомендации.

1. «Всеобщая история. Древний мир: Учебник для 5-го класса основной школы» и «Методические рекомендации для учителя» являются составной частью комплекта учебников по истории Образовательной системы «Школа 2100».

Авторский коллектив этой системы заявляет, что ему удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, где главным приоритетом является развивающее образование, основанное на проблемно – диалогической технологии и проблемных заданиях. Приоритетной целью ставится не передача суммы знаний, а развитие личности каждого ученика посредством обучения действиям, развитием умений. Авторы учебника считают, что яркий рассказ учителя и пересказ учеником текста больше не могут быть главными средствами на уроке, обосновывая это тем, что слушая других и пересказывая чужие мысли, ученик никогда не научится действовать самостоятельно. Таким образом, в учебниках практически полностью отсутствуют традиционные репродуктивные вопросы к параграфу («Перескажи…», «Назови…», «Опиши…», «Какую…», «Как…», «Что…» и т.д.) и заменили их творческими продуктивными заданиями («Определи…», «Обоснуй…», «Почему…», «Докажи…», «Попробуй выделить…» и т.п.). Вместо пересказа текста или рассказа учителя, опираясь на записи в тетради, учебник «Школа 2100» предлагает учить детей решать такие задания и рассказывать о результатах решения. Именно это, как считают авторы учебника, и требуется в современной жизни от любого человека – уметь решать возникающие перед ним задачи, проблемы.

Создатели учебника стремились следовать современным технологиям образования, но упустили психологичекие стороны учащихся 5 класса. Они считают, что рассказ учителя не приемлем, а как же «живое слово учителя»? Учащиеся 5 класса – это дети адаптационного периода. После окончания начальной школы для них предмет истории и «другой учитель» являются чем – то новым, но вызывающим интерес. И здесь учитель должен максимально проявить себя, заинтересовав учащихся. А это возможно только при непосредственном диалогическом контакте, с интересно выстроенным уроком, на котором дети, слушая рассказ учителя, параллельно выполняют задания на формирование знаний и умений. Только при заинтересованности получится положительный результат, который учитель и проверяет через текущее повторение. Задания и вопросы репродуктивного характера помогают учащимся сложить воедино полученную информацию по теме, а уже затем могут быть предложены продуктивные задания. Только на сформированных знаниях возможно обучение действиям и развитие умений, где учащимся предоставляется самостоятельность.

Методическое пособие к учебнику предлагает поурочное планирование тем основанное на проблемно – диалогической технологии открытия знаний. Эта технология не предполагает закрепления знания и домашней работы, как повторения изученной темы. Вместо этого в конце урока ставится вопрос «Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?» или «Какой вывод по проблеме мы можем сделать?», что предполагает не повторение изученного на уроке, а краткий ответ на проблемный вопрос, поставленный учителем в начале урока. Затем следует прочтение темы следующего параграфа и опережающее задание на дом – прочитать следующий параграф и ответить на вопросы перед ним, которые совсем не составляют вопросы и задания для повторения пройденной темы. В основном они на воспроизведение полученных ранее межкурсовых (начальная школа) или внутрикурсовых понятий. Из практики известно, прочитав новое мы ни с первого раза понимаем, о чем идет речь, и только возврат назад даёт нам возможность ещё раз разобраться в прочитанном. Прочитав будущий параграф учащиеся, скорее всего, или прочтут его ещё несколько раз или закроют учебник, предпочтя дождаться объяснения учителя. Тем самым мы можем сказать о бесполезности такого опережающего домашнего задания. Учащийся 5 класса – это ещё ребёнок, где главное для него яркий красочный образ, который легче воспринимается и запоминается. Дети – благодарные слушатели, для которых мир взрослой жизни (а историческое прошлое выступает на уроках как часть этого мира) притягателен и интересен, стремление познать его – свойство их натуры. Пятиклассников увлекает драматизм человеческих судеб, в них велика способность к сопереживанию, если угодно, к соучастию. То они странствуют по морю с Одиссеем, то защищают Фермопилы от персов, то вместе с гладиаторами спускаются по склону Везувия… Возрастные особенности нельзя игнорировать. И здесь задача учителя создать такой образ и научить видеть его и понимать. Пройденный материал должен служить фундаментом для следующего материала, обогащая и расширяя изученные знания, поэтому здесь очень важен момент закрепления и повторения пройденного.

Отсутствие домашнего задания негативно сказывается на формирование знаний учащихся 5-го класса, потому что оно призвано предупреждать забывание нового изученного материала. Важно научить пятиклассников возвращаться к изученному через повторение материала дома, где у них есть больше времени осмыслить содержание и сделать выводы по нему.

Любое полученное знание должно переводится в долговременную память для воспроизведение его в любой момент. А для этого необходимо закрепление и последующее повторение, что требует выполнение работы определенного объема. Вот здесь лучше всего и подходит домашнее задание, как задание для стимулирования познавательного интереса и развитие самостоятельности учащихся.

Учебник по истории для 5 класса Образовательной системы «Школа 2100» со своим подходом к формированию знаний и умений больше подходит для учащихся 7 – 11 классов, т.к. только подходя к этим классам у учащихся складываются определенные умения и навыки, позволяющие преподавателю рассчитывать на самостоятельность учащихся.

2. «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений» — авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая и «Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.» — пособие для учителя, автор Г.И. Годер.

Данный учебно-методический комплекс переиздавался неоднократно, т.к. авторы внимательно прислушивались к рекомендациям и замечаниям учителей, работающих по этому учебнику. Отбор материала, форма его подачи и язык изложения были приведены в соответствие с возрастными особенностями пятиклассников. Автор методического пособия Годер Г.И., один из создателей учебника, учитель с многолетним стажем, предлагает методическую разработку учебного курса, варианты уроков с использованием различных средств обучения, рекомендует приемы формирования умений и навыков. Пособие содержит большой историко-познавательный материал, много репродуктивных и творческих заданий различного уровня, которые по усмотрению учителя могут быть использованы на уроке. Сам учебник истории также имеет вопросы и задания на воспроизведение изученного материала, задания творческого характера и ряд проблемных вопросов, помогающих становлению исторического мышления школьников, усвоению главных исторических фактов школьного курса истории Древнего мира, формирующие основные понятия, необходимые интеллектуальные умения и навыки.

Методический аппарат учебника ориентирован на успешное освоение курса. Содержание вопросов и заданий разной степени сложности, адаптированные тексты документов, иллюстрации и карты помогают в осмысление учебного материала на доступном для каждого ученика уровне.

Важным средством в усвоении учебного материала является повторение, связанное с углублением и обобщением изучаемого исторического материала. Правильная организация повторения играет большую роль в решении всей проблемы повышения качества преподавания и знаний учащихся. Большую роль играет и учебник, так как с ним учащийся работает и в классе и дома. На протяжении урока учитель может привлекать внимание учеников к тексту учебника такими репродуктивными вопросами как: «Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?», где ученики уже услышали от учителя историю Олимпийских игр, но необходим момент закрепления этой информации через поиск подтверждающих фактов. Учебник Вигасина, Годер и Свенцицкой имеет ряд репродуктивных вопросов, которые помогут учащимся закрепить полученные знания. Они могут быть использованы как в течение урока, так и заданы для домашней работы совместно с творческими заданиями, которые также имеются в учебнике в избытке. Например, в продолжение темы: «Придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя?», где учащийся вначале должен ознакомиться с текстом параграфа, найти (по желанию) дополнительную информацию для создания образной целостной картины, а уже затем придумать рассказ. Здесь мы хорошо можем проследить момент текущего повторения пройденной темы. Придумать рассказ, повторив и изучив пройденный материал, значит, получив новые знания закрепить их в памяти – на этом и основывается сущность текущего повторения.

Своё методическое пособие Годер называет «скорая помощь» для начинающего учителя. Представленные в пособии методические разработки по истории Древнего мира не являются готовыми конспектами уроков. Книга содержит описание возможностей использования в курсе вопросов и заданий, приёмов устного изложения, работы с классной доской, аппликациями, иллюстрациями, картами и текстом учебника, приемов включения в ткань урока основного и дополнительного материала и т.п.

Рассмотрим предложенные в пособие варианты уроков, выявим виды текущего повторения.

Урок: «Древнейшие люди».

Поскольку это первый параграф раздела «Жизнь первобытных людей», урок начинается с изучения нового материала посредством вводной беседы. Затем следует знакомство с картой, рассказ о древних людях с рассмотрением рисунков, постановка проблемных вопросов: «Почему древнейшие люди не могли жить там, где были суровые зимы?», «Почему в холодных странах не всегда возможно заниматься собирательством?». Далее учитель должен обратить внимание на отличие древнейших людей от людей нашего времени и на главные отличия человека от животного. Следующим этапом служит рассказ об орудиях труда, об охоте и овладение огнём. В конце урока предлагается закрепление материала в виде опроса-повторения:

1. На каком материке найдены кости древнейших людей и их орудия труда? В какой части этого материка? Покажите на карте полушарий этот район земного шара. (Задания на воспроизведение полученных знаний по работе с картой.)

2. В чём было главное отличие древнейших людей от животных?

3. Какие древнейшие орудия труда вам известны? Как по-вашему, какие работы ими можно было выполнять?

4. Какие способы добывания пищи древнейшими людьми вы знаете? Опишите эти способы. (Вопросы на проверку услышанного сообщения из рассказа учителя помогут учащимся ещё раз провести сравнение, а учителю проследить усвоение материала.)

Домашнее задание: прочитать 1 параграф. Вопросы и задания к этому параграфу. (В учебнике вопросы и задания к 1 параграфу имеют репродуктивный характер, по смыслу схожи с вопросами закрепления, что не составит сложности для учащегося ответить на них.)

Первый урок истории, урок изучения новой темы в 5 классе должен быть только образно – иллюстративный, при котором учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня знаний, — слушают, смотрят, читают, наблюдают, запоминают новую информацию. Урок, увлекающий и запоминающийся, по структуре доступный и лёгкий и, конечно же, здесь для проверки усвоения материала подходит только текущее повторение, состоящее из репродуктивных заданий.

По этой же теме Годер предлагает провести повторение в виде опроса в начале следующего урока, но предупреждает, что из рекомендованных в данном пособии вопросов и заданий учитель вправе отобрать те из них, какие сочтёт нужными, но при любом варианте затягивать опрос не допустимо. Затянутый опрос ведет за собой скомканное изложение новой темы и постепенно может обнаружиться, что заданный на дом материал был плохо объяснён и плохо понят учащимся, они путаются, запинаются, время ушло в пустую. Полноценного объяснения не получилась, тема не усвоена. В этом случае нужно тщательнее продумывать опрос, планировать на него время и стараться придерживаться его, как только лимит времени исчерпан, переходить к изложению нового материала (даже в том случае, если многое осталось нереализованным).

Урок: «Зарождение демократии в Афинах».

Урок предлагается начать с вопросов и заданий на повторение темы о земледельцах Аттики. Вопросы содержат задания для работы с наглядностью, а именно повторение по карте: «В какой области Греции возникло Афинское государство? Покажите эту область по карте. Покажите главный город Афинского государства. Далеко ли от берега моря был расположен этот город?». Задания на формирование умений и знаний по исторической карте помогает выработать у учащихся представления о пространстве, в котором происходил исторический процесс, играют важную роль в систематизации и обобщении знаний, в осознание сущности происходящих исторических событий и их закономерности.

В качестве закрепления изученной темы приводится тестовое задание в виде текста с ошибками:

1. Благодаря хорошим почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.

2. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов до единого. Отныне рабов в Древних Афинах больше не стало.

3. Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди. Как было на самом деле?

Внимательным учащимся не составит труда увидеть не соответствие с изученной темой, а именно, выращивание оливы и винограда играли большую роль в жизни населения Афин, Солон отменил только долговое рабство, рабами оставались чужеземцы, судьями по жребию становились все свободные афиняне независимо от их имущества.

Домашнее задание состоит из прочтения и пересказа параграфа и ответов на вопросы и задания в конце параграфа.

В пособие Годер делает вставки из своего дневника, делится собственным опытом. Вот что он пишет о заданиях на воспроизведение изученного материала: «Полный отказ от репродуктивных заданий неверен, более того, порочен». Своё высказывание он объясняет тем, что надо внушать учащимся, что их домашняя подготовка включает в себя пересказ заданного на дом параграфа. Подготовка к пересказу развивает память и речь, обогащает словарь ребенка, учит оперировать словами и выражениями. Ученик всегда должен быть готов к тому, что ему предложат пересказать текст учебника или ответить на вопросы по тексту (многие, особенно на первых порах, и не способны выполнить иное задание). Было замечено: если перестать требовать на уроках пересказ, дети тут же перестают «учить» параграф («От нас этого не требуют, — говорят они дома. – Нас спрашивают по вопросам»). Во всём нужна мера. Необходимо следить за соотношением репродуктивных и творческих заданий на уроке.

Рассмотренные варианты уроков были предложены кандидатом педагогических наук, заслуженным учителем, посвятившем себя историческому образованию школьников Годер Георгием Израилевичем. Его методические рекомендации сложены из проб и ошибок и многолетних наблюдений. Во второй половине XX начале XXI веков его пособия были настольной книгой учителя истории. На что сейчас, в мире современных инноваций, опирается современный учитель? Среди многочисленных учебников истории и методических рекомендаций к этим учебникам рука преподающего историка так и тянется к «всемирной паутине» — интернету, где варианты уроков предложены в изобилии.

Итак, в результате диагностики школьной практики по организации текущего повторения в обучении истории в 5 классе, нами показано, что текущее повторение не во всех учебно – методических комплексах реализуется в полной мере. Учебники и методические рекомендации последнего поколения ориентированы на проблемно-диалогический подход с технологией открытия знаний, где главным приоритетом является дать ответ на проблемный вопрос и выполнение опережающего домашнего задания. Методические приёмы по организации текущего повторения в этих пособиях отсутствуют. Рассмотренные конспекты уроков, в отличие от УМК, предполагают проверку и закрепление текущих знаний. К сожалению малоизученность методических рекомендаций по организации текущего повторения, не позволяет современному учителю обращаться за помощью к методическим пособиям. Вся работа по подготовке и проведению такого вида повторения ложится на плечи самого учителя.

Свежие документы:  Excel: Логическая функция If (Если) 8 класс





























Список используемой литературы.



1.Вигасин, А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с. : ил., карт.

2. Вагин, А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. – М.: Просвещение, 1972. – 351 с., ил. (с.101-121)

3. Годер, Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2003. – 352 с.

4. Годер, Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 1988. – 318 с.

5. Годер, Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с., ил.

6. Данилов, Д.Д., Сизова, Е.В., Кузнецов, А.В., Кузнецова, С.С., Николаева, А.А., Всеобщая история. Древний мир: Учебник для 5-го класса основной школы. – М.: Баласс, 2008. – 288 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

7. Данилов, Д.Д. Всеобщая история. 5-й класс: Методические рекомендации для учителя / Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина, Л.Н. Монченко. – Изд. 2-е. – М.: Баласс, 2013. – 336 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

8. Дайри Н.Г. Приемы текущей проверки знаний учащихся по истории: Экспериментальное исследование в старших классах ср. шк. / Н.Г. Дайри – М., Просвещение, 1958. – 352 с.

9. Лейбенгруб, П.С. О повторении на уроках истории в VIIIX классах / П.С. Лейбенгруб; под ред. А.В. Ефимова. – М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1954. – 86 с.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: