Доклад по истории «Игра и учебная наглядность при изучении нового материала»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старостуденецкая средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ»





Доклад по истории


«Игра и учебная наглядность при изучении нового материала»










подготовила

учитель истории и обществознания

Загидуллина Гульнар Махмутгареевна









с.Старый Студенец

2012



Игра и учебная наглядность при изучении нового материала


Игра – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Ф. И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые – решают свои коммуникативные проблемы.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, противостоит пассивному слушанию или чтению.

В процессе игры интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно не доступен в обычной учебной ситуации.

Уникальная особенность игры в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было.

В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний, в игре проходит огромная воспитательная работа.

При изучении нового материала очень большое значение имеет наглядность. Наглядность бывает изобразительная, предметная и условно-графическая. Игровые возможности наиболее реализуемы применительно к первым двум.

Работа с наглядностью на уроке истории состоится посредством наблюдения и анализа содержания наглядного объекта. Если учитель использует учебную картину, он добивается, чтобы школьники не просто «взглянули на картинку», а действительно увидели, что там изображено, обратили внимание не только на общий план, но и рассмотрели детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа. В традиционной методике такая работа может строиться на основе сюжетно-образного повествования или художественного описания по событийной картине. В рассмотрении типологической картины наиболее характерны прием – беседа, помогающая учащимся самостоятельно извлекать знания.

В игре «Живая картина» необходимость внимательного анализа диктует последующее сценическое творчество, поскольку ученикам дается задание «оживить» какое-либо историческое событие по учебной картине: «Сбор дани», «Продажа крепостных», «Суд во времена «Русской правды», «Военный совет в Филях» и т.д. или какое-нибудь известное историческое полотно: «переход Суворова через Альпы», «За расчетом», Боярыня Морозова» и т.п. Т. Н. Иванова8 советует при первоначальном знакомстве с этой игрой, за несколько дней до урока предложить учащимся заранее подготовленный текст инсценировки по картине.

Свежие документы:  Плакаты Великой Отечественной войны

Игру «Экскурсия» можно проводить при необходимости внимательного рассмотрения репродукции картины, изображения скульптурной композиции или архитектурного памятника.

Класс делится на несколько групп. Каждая из них за определенное время готовит содержание и «экскурсии» о данном экспонате, но для разнйх групп экскурсантов:

первая группа – для детей старшей группы детского сада;

вторая группа – для школьников 5-го класса;

третья группа – для студентов вуза;

четвертая группа – для иностранных туристов.

После отведенного на подготовку время (10 мин), от каждой группы выделяется представитель, который «проводит» такую экскурсию у доски, где вывешено изображение данного экспоната. А 3 – 4 человека из его группы играют роли экскурсантов.

Так, например, при изучении архитектуры второй половины XIX в., в основу игры могут лечь изображения Ленинградского (Николаевского) или Московского вокзалов, построенные К. А. Тоном. Учитель отсылает учащихся к тексту учебника, который содержит не конкретную информацию об этих постройках, а лишь обобщенные сведения о характерных особенностях архитектурных стилей того времени. Это ставит школьников в условия, в которых изображение вокзала используется как необходимый источник информации, на основе которого, в совокупности с текстом учебника, и выстраивается текст экскурсии.

При игре не обязательно устраивать групповую работу. Если иллюстрация есть в учебнике, то игровое задание может быть дано по вариантам для каждого. Его необходимо выполнить в письменном виде. А по истечении отведенного времени желающие проводят свой вариант «экскурсии» у доски.

В зависимости от замысла учителя данные положения при проведении игры могу быть реализованы на одном уроке или растянуты во времени на несколько уроков.

Достоинство урока с использованием игр состоит в следующем:

1) Игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников – внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение.

2) Игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность.

3) Одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех участников класса.

4) Посредством игры задействуется «ближняя перспектива» в обучении.

5) Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям историей:

— историческую память учащихся, в первую очередь на исторические факты, явления, представления;

— способность к ретроспективному мышлению, к мысленной реконструкции картины исторического исследования;

способность к историческому сопереживанию.

6) Игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.


Использованная литература

Свежие документы:  Контрольная работа по блоку «Как люди жили в старину»

1. Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М., 1966.

2. Иванова Т.Н. История в 7 классе .Сценарии ролевых игр, тесты.Чебоксары,1993

3. Лернер И. Я. Познавательные задачи в изучении истории. М., 1968.

4. Лещинер В. Р., Полторак Д. И. Нормы и стандарты исторического образования в англоязычных странах. Преподавание истории в школе. 1993 №6

5. Платонов К. К., Голубев Г. Р. Психология. М., 1977.

6. Психология.Словарь. М., 1990




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: