«Древний Восток» (повторительно-обобщающий урок в игровой форме) 5 класс





















Катунцева Валентина Ивановна

учитель истории и обществознания

Муниципальное общеобразовательное учреждение — Средняя общеобразовательная школа №18 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия)

«Древний Восток»

История, 5 класс (10-11лет).
























«Древний Восток»

Цели и задачи:


  • повторить и обобщить знания учащихся по данному разделу, привести их в систему;

  • подчеркнуть вклад народов Востока в Мировую культуру;

  • развивать умение логически мыслить применять полученные знания на практике, работать в группе.

Оборудование урока:

«волшебное дерево», «волшебный мешочек»

Тип урока: урок обобщающего повторения и систематизации знаний.

Форма проведения урока: урок путешествие.

Технология: групповой работы.

Эпиграф

«Знать историю в строгом

смысле слова – это значит знать всё».

С.И.Танеев

Ход урока

Часть 1. Мотивационная беседа. Формулировка целей и задач урока.

Учитель:

Кто из нас в детстве, а тем более в юности и даже в зрелом возрасте не мечтал о путешествиях в дальние страны?

Сегодня одно из туристических агентств предлагает нам прекрасный маршрут по странам Древнего Востока. В этот волшебный мир мы отправимся группами по 6 – 8 человек. А поскольку «восток – дело тонкое…», то основная заповедь группы звучит так: «Один за всех и все за одного!»

Обещайте хранить молчание о цели вашего путешествия ибо «Молчание – золото!»

Нарушители этих правил будут лишены права продолжить путешествие.

И ещё одно. Обратите внимание на ключевые слова «Знать историю в строгом смысле слова – это знать всё». Это цель нашего путешествия «Знать всё» и мы попытаемся её достичь.

Итак, в путь!

Часть 2. Путешествие по маршрутам.


1 этап «Волшебное дерево».

Учитель:

Итак, ребята, мы в седой древности, когда люди жили в раю.

— Как звали первых обитателей рая?

— Вспомните миф об Адаме и Еве. За что они были изгнаны из рая?

Ответы учащихся.

Бог создал мир за пять дней, а в шестой день создал первых людей – Адама и Еву. Они жили в раю, им не надо было трудиться – в саду всё росло само собой. Взамен Адам и Ева не должны были есть плоды с Древа познания добра и зла. Но в саду жил змей, который уговорил Еву попробовать запретный плод. Ева сама съела плод и угостила им Адама. За это Бог изгнал Адама и Еву из рая.

Учитель:

Сейчас вам придётся вкусить плоды с «Древа познания».

В классе стоит макет дерева с яблоками, прикреплёнными к дереву с помощью «липучек» (Приложение 1). Ребята подходят к дереву, срывают по два яблока. На обратной стороне яблока записана дата.

Ответы учащихся

Ребята называют события по этим датам.

1500 г. до н.э. – завоевания фараона Тутмоса

612 г. до н.э. – падение Ниневии – столицы Асссирии.

525 г. до н.э. – завоевание Египта персами.

Около 3000 г. до н.э. – царь Верхнего Египта завоевал Нижний Египет.

Около 2600 г. до н.э. – постройка пирамиды Хеопса в Египте.

221г. до н.э. – объединение Китая под властью императора Цинь Шихуанди.

538 г. до н.э. – завоевание Вавилона персами.

1792-1750 гг. до н.э. – правление Хаммурапи в Вавилоне.


2 этап Неизвестная земля. Но что это за земля?

Учитель:

Земля! Я вижу землю!

Каждая группа получит карту той земли, где она оказалась. И должна будет по этой «немой карте» (Приложение 2) назвать страну.

Ответы учащихся:

Это Китай, он большой и там две реки;

Это Египет, потому, что тут одна река;

Это Индия, потому что похожа на треугольник;

Междуречье, потому, что здесь есть две реки.


3 этап «Люди и судьбы».

Учитель:

— Что привлекает нас в дальних странах?

Учащиеся дают варианты ответов:

Роман: Чудеса света.

Света: Можно увидеть, как живут люди.

Учитель:

Конечно же, люди. В первую очередь – великие люди, прославившие эту страну. Кто они?

Сейчас я прочитаю отрывки из жизнеописания великих людей древности, а вы должны назвать их имена.

Портрет 1. «Я – царь великий, царь царей, царь этой земли говорю: «Мне достались по воле бога Ахурамазды 23 страны, и среди них Персия, Вавилония, Ассирия, Египет, Армения, Парфия. Всё, что я им приказывал, – ночью ли, днём ли – они исполняли.

Когда вавилоняне отложились от меня, то войско моё захватило мятежников и привело их ко мне. Я отрезал им носы, уши и языки и посадил их на кол.

Я обладаю неутомимой силой в руках и ногах. Я – отличный всадник, отличный стрелок из лука, отличный копьеметатель. Этими способностями одарил меня великий бог Ахурамазда!»

Ответы учащихся: Дарий I.

Портрет 2. «Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, сын Солнца, встал впереди моих победоносных воинов, указывая своими шагами путь каждому человеку. И лошадь шла за лошадью.

Крепость покорилась мне. Жалкие царьки Палестины, Сирии и Нубии, приползли на животах, чтобы испросить дыхание для своих носов! Велика мощь моего войска, велика власть бога Амон-Ра над всеми чужеземными странами!»

Ответы учащихся: Тутмос III.

Портрет 3. «Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове!

Если кто-либо из людей уничтожит мои законы, сотрёт моё начертанное на камне имя и напишет своё имя, – будь то царь, будь то простой человек – пусть великие боги проклянут его судьбу, пошлют ему голодные годы, беспросветную тьму и внезапную смерть!»

Ответы учащихся: Хаммурапи.

Портрет 4. Он был жесток и безжалостен ко всем, кто имел собственное мнение и не боялся высказывать мысли, неугодные царю. Предание гласит, что по его приказу были казнены 460 учёных, недовольные его правлением, а книги их сожжены.

Царя не любили ни знатные люди, ни простой народ. Боясь покушений на свою жизнь, он повелел выстроить 37 дворцов, стоящих рядом и соединённых внутренними переходами. Это было сделано для того, чтобы никто не знал, где именно проведёт владыка Китая ночь.

Ответы учащихся: Цинь Шихуанди.

Учитель:

Время летит незаметно. Вот и пройдена половина пути. Пришло время сделать остановку в стране, где обожествляли реку, крокодила, змею, кошку. Кошек даже хоронили на специальных кладбищах.

— Что это за страна?

Ответы учащихся: Эта страна – Египет.

Учитель:

— А как мы узнали о правителях этой страны?

Ответы учащихся:

По мумиям.

Учитель:

— А что такое мумия? Как её изготавливали?

Ответы учащихся:

Мумия – это специально высушенное тело фараона. Из тела извлекали внутренности, погружали в раствор соды и потом высушивали. Затем его бинтовали бинтами, пропитанными душистыми смолами и травами.

Учитель:

Предлагаю и вам в этом попрактиковаться. Вот вам бинты, пропитанные душистыми смолами, а вот и «тела», из которых вам предстоит изготовить «мумию».

Конкурс «Мумия» (на скорость).

Дети получают рулоны бумаги (туалетная, не перфорированная, чтобы не разрывалась). Приглашаются участники из каждой команды, которым и предстоит играть роль «мумии».


4 этап «Волшебный мешочек».

Учитель:

Во всех странах Востока главным местом в каждом городе является восточный базар. Зайдём и мы.

Я – продавец Незнания. В моём волшебном мешочке – Незнание, которое вы, благодаря своему опыту легко превратите в Знание.

А. Живут в моём мешочке 22 сестрицы. Родились они в далёкой стране, но затем оказались в другой южной стране. Здесь их семейство пополнилось ещё несколькими сестрицами. Смею вас заверить, что каждый из вас с сестрицами этими знаком и без них не обходится ни в один из школьных дней.

Ответы учащихся:

Буквы алфавита.

Учитель:

Кто (в какой стране или странах) изобрёл буквы алфавита?

Ответы учащихся:

Алфавит изобрели финикийцы. У них были только согласные буквы, а греки добавили к ним гласные.

Б. Весело пылает огонь под большим костром. Китаец бросает в котёл молодой бамбук, кору деревьев, предварительно измельчив их и растерев в ступке, добавляет воду, измельчённые льняные и шерстяные тряпки и варит. Затем волокнистую массу переливают в прямоугольный бассейн. Китаец зачерпывает эту массу прямоугольной рамкой, на которую натянута густая сетка из шелковых нитей. Вода стекает, а масса ровным слоем остаётся на сетке.

Ответы учащихся:

Это бумага.

В. Это изобретение представляло собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную подставку с делениями и она поворачивалась. Если бы, например, древний вавилонянин увидел вращающуюся саму собой китайскую «ложку», он воскликнул бы: «Волшебство!»

Ответы учащихся:

Компас изобрели китайцы.

Г. Из него шили одежду и паруса, делали зонты и струны музыкальных инструментов. На нём вышивали сцены из сказок, сцены родной природы. Художники на нём рисовали картины красками, а поэты писали стихи тушью. А в Европе он ценился на вес золота.

Ответы учащихся:

Шёлк. Он был очень дорогим в Европе.

И другие загадки Незнания из волшебного мешочка. Задания обсуждаются учащимися в группах. В случае правильного ответа учитель достаёт из «Волшебного мешочка» предмет, являющийся ответом на вопрос. (Буквы, бумагу, компас, кусочек шёлка).

5 этап Кто больше?

Учитель:

Кто же первым достигнет цели нашего путешествия? Тот, кто знает больше других команд (групп) терминов, а также их значение.

Задание. Сейчас мы по кругу (от каждого стола) будем называть по одному термину и его значение.

Если остаётся время можно предложить составить чайнворд из исторических терминов.


Часть 3. Подведение итогов.

Учитель:

Наступает ответственный момент – выявление тех, кто первыми достиг цели путешествия.

Сосчитайте жетоны, полученные каждым из вас.

( Выставление оценок и их комментирование).

Учитель:

С гордостью говорю вам, что наше путешествие достигло цели: о Древнем Востоке мы знаем всё, т.е. мы знаем историю и можем этим гордиться.

Кроме того, вы показали себя с лучшей стороны, действуя, как сплочённая группа и выполнили главное правило «Один за всех и все за одного»

Желаю вам и дальше развить и сохранить это качество.

Всем спасибо за сотрудничество.










Список литературы:

1.Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира: Для средних учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МИРОС – междунар. отношения, 1994.

2. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.


Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими временные отношения. Изменение глагола по временам"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: