Использование модульной технологии на уроках истории в 6 классе по разделу «Политическая раздробленность Руси»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Олега Кошевого»
















Методические рекомендации по использованию модульного блока в 6 классе по разделу «Политическая раздробленность Руси»
















Составитель: Кремер И.В., учитель истории

и обществознания











Сыктывкар 2013 г.






СОДЕРЖАНИЕ









Введение.


Стремительное развитие, движение к новым достижениям, постоянное совершенствование – так можно охарактеризовать общество на современном его этапе развития. В этой связи, становится вполне очевидным необходимость преобразований в системе школьного образовательного процесса. Современный учащийся должен быть не только грамотным, обладать глубокими и прочными знаниями. Сегодня в большей степени он должен научиться навыкам самостоятельной работы, адекватно оценивать результаты своего труда, своей деятельности. Именно поэтому, образовательный процесс выходит за пределы класса, и даже школы. Он становится более мобильным, информационно насыщенным.

Учащийся сегодня имеет возможность получить практически любую информацию, которую он только пожелает усилием всего лишь трех щелчков. Важно при этом учитывать интерес учащегося к такому варианту получения информация, нужно использовать этот шанс в качестве способа активизации и мотивации учебного труда учащегося.

Историческая наука, пожалуй, одна из самых универсальных, поскольку дает возможность учитель использовать свой изначально высокий потенциал как образовательный, так и воспитательный.

В рамках курса «История» в основной школе, в качестве эксперимента по активизации познавательной деятельности учащихся средства информационно-коммуникационной технологии мною был разработан пробный модульный блок по истории России с древнейших времен до конца XVI века на примере раздела: «Политическая раздробленность Киевской Руси».

Главная цель: повышение активности и мотивации учащихся по предмету через привлечение приемов ИКТ.

Задачи: 1. Создание модульной системы по указанному разделу;

2. Расположение материалов на странице своего сайта. Разработка инструкции по использованию модуля для учащихся;

3. Проведение промежуточного контроля по данному разделу как средство диагностики образовательных результатов используемой технологии.

Апробация разработанного модуля была проведена в 2011-2012 учебном году. В качестве испытуемых выступили учащиеся 6 «а» класса МАОУ «СОШ № 12».

По результатам работы, можно говорить о частичном достижении цели, поскольку лишь 35 % от количества учащихся класса приняли участие в данном эксперименте. Однако присутствовал и положительный результат: во-первых, учащиеся, выполнявшие модуль успешно справились с контрольной работой по разделу. Во-вторых, смогли реально оценить свои возможности, выбирая самостоятельно уровень сложности заданий. В процессе выполнения происходило повышение уровня ИК-компетенции: учащиеся осуществляли поиск информации, используя поисковые системы, сами работы отправлялись на электронную почту учителя. В связи с этим, совместно с учителем были созданы личные почтовые адреса учащихся.

В целом, итогом является частичная реализация первостепенной цели – активизация и мотивация к учебной деятельности учащихся, а также – появление интереса к истории своего государства, к отдельным личностям в истории.

Содержание модуля.



Модуль разбит на четыре самостоятельных блока, который также может быть использован в качестве раздаточного материала по конкретно указанной теме. В рамках выполнения модульного задания учащийся определяется с уровнем сложности, который он считает, что сможет выполнить. При этом, по собственному желанию учащегося, он может в любой момент взять другое задание в пределах какого-либо модуля.

Остановимся на описании отдельных составляющих частей.

Модуль № 1. Раздробленность и политические центры Руси.

Перед выполнением модуля учащиеся изучают на уроке необходимый теоретический блок: Причины и последствия Политической раздробленности. Закономерность политической раздробленности. Сравнивают варианты раздробленности: Империя Карла Великого и Киевская Русь. Останавливаются на изучении наиболее важных земель (княжеств): Новгородская земля, Киевское княжество, Галицко-Волынское княжество, Владимиро(Ростово)-Суздальское княжество. Обращают внимание на политику отдельных княжеств (земель), объясняют причину внутреннего расцвета земель и внешнего упадка.

После рассмотрения указанных вопросов, учащимся предлагается выбрать один из вариантов задания и выполнить его1. После чего, ответ должен быть обязательно в сроки отправлен на проверку учителем.


Модуль № 2. Борьба с западными захватчиками.

Выполнению заданий модуля также предшествует урок, на котором учащиеся совместно с учителем осваивают необходимый уровень конкретно-исторических знаний по данному микро разделу. Модуль также предполагает использование вариативного задания по уровню сложности. После выполнения модуля ответ необходимо отправить учителю по указанному адресу.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Чередование согласных звуков в корне слова"


Модуль № 3. Русь и Золотая Орда.

Структура и сущность работы остаются прежними. Единственное, о чем стоить сказать, это возможности ИКТ. Помимо рассказа учителя, чтения и работы с тексом учащихся, они имеют возможность на страницах сайта получить дополнительную информацию при помощи просмотра сюжета из серии анимированной истории, составленной по трудам исследователя Н.М. Карамзина, подобранного к конкретным темам и служащие более полному представлению о данной эпохе учащимися.


Модуль № 4. Культура Руси в XIIXIII веках.

Данный элемент является завершающим, поэтому в рамках выполнения заданий учащимся предоставляется возможность прибегнуть к дополнительной информации, предполагающей осуществление поисковой деятельности.

После завершения выполнения всего модульного курса заданий, как показывает проведенный эксперимент, учащиеся, которые выполняли добросовестно, с интересом находили новые данные, делились своими впечатлениями с ровесниками, успешно справились с контрольной работой. При этом, им не составило большого труда подготовиться к контрольной.

Таким образом построен процесс использование разработанного мною модуля по разделу «Политическая раздробленность на Руси».



Список используемой литературы:



  1. Артемов В.В. Рабочая тетрадь по истории Отечества. Россия с древнейших времен до начала XVII века. – М.: Просвещение, 1998. 80 с.;

  2. Данилов А.А. история России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2011. 270 с.;

  3. История СССР в художественно-исторических образах: с древнейших времен до конца XVIII века. – М.: Просвещение, 1985. 240 с.;

  4. Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М.: Издательство Юрайт. 2010. 661 с.;

  5. Н.М. Карамзин. Анимированная история России. [Электронный ресурс], URL: https://www.youtube.com/results?search_query (дата обращения 15.01.2012);

  6. Отечественная история: Древнерусское государство в IXXIV веках: Учебное пособие. – Сыктывкар, ГОУ СПО Сыктывкарский педагогический колледж № 1 им. И.А. Куратова, 2006. 58 с.;

  7. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. – М.: МИРОС, 1995. 208 с.



Приложение

Модуль № 1.

Задания на оценку «3» (удовлетворительно)

Ответьте на вопросы:

А) Кого на Руси прозвали «Долгоруким» и почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Составьте генеалогическое древо потомков Владимира Мономаха, утвердившихся на Северо-востоке Руси.











В) Почему все территории, образовавшиеся на территории Киевской Руси, назывались княжествами, а Новгородская территория именовалась «земля»? Свой ответ аргументируйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Модуль № 1.

Задание на оценку «4» (хорошо)

  1. Прочитайте источник и ответьте на вопросы.

Очень полюбил он Северо-Восточную Русь. Вопреки воле отца, желавшего оставить своего мужественного и умелого сына при себе в Киеве, князь выехал на север, взяв с собой чудотворную икону. По преданию, эту икону написал сам ученик Иисуса Христа апостол-художник Лука, а на Русь она попала из Византии. Недалеко от города, основанного его дедом, лошади, везшие икону, встали и не могли сдвинуться с места. Пришлось нести икону в этот город, который затем и стал новой столицей княжества. На месте же, где встали лошади, князь построил свой замок. По названию этого места князь получил свое прозвище.

А) О каком князе и о какой иконе идет речь?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Как назывался город, ставший новой столицей княжества? ___________________

В) Как называлось место, где лошади встали? _________________________________

Г) Как звали деда описанного князя? ________________________________________

Д) Какое княжество здесь именуется Северо-восточным? _______________________


  1. Заполните таблицу по Любеческому съезду князей

Дата проведения съезда


Инициатор созыва съезда



Решения съезда




Значение съезда




  1. Что бы вы ответили своему собеседнику, утверждающему, что раздробленности на Руси могло не быть, что это явление случайное? Ответ свой аргументируйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Модуль № 1.

Задание на «5» (отлично)

  1. Выделите красным цветом политические, а синим – экономические причины раздробленности Древнерусского государства:

А) Князья-наместники имели свой аппарата управления;

Б) Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя;

В) Упадок Киевской земли из-за княжеских междоусобиц и половецких набегов;

Г) Упадок торгового пути «из варяг в греки»;

Д) Сохранение натурального хозяйства.


  1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Поклон к Юрию и Максиму от всех сирот. Что ты дал нам за ключника? Он за нас не стоит, нас продает [разоряет], и мы им ограблены. Мы из-за него стали лежебоками, так как он не разрешает нам отъезжать. Из-за него мы погибаем. Если он будет и дальше сидеть, нам сидеть нет сил. Дай нам смирного человека.

А) Кто такой ключник? ____________________________________________________

________________________________________________________________________

Б) Что означает выражение «стали лежебоками» в контексте источника?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Почему крестьянам необходимо было отъезжать из своей деревни?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Составьте генеалогическое древо потомков Владимира Мономаха, утвердившихся на Северо-востоке Руси.













Модуль № 2.

Задания на оценку «3» (удовлетворительно)

  1. В схеме «Ледовое побоище» расставьте соответствующие цифры, используя красный цвет для обозначения русских ратей и синий – войск немецких рыцарей.











  1. Составьте описание Александра Ярославича по картине Павла Корина.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________


  1. Объясните, почему Александра прозвали «Невским»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модуль № 2.

Задания на оценку «4» (хорошо)

  1. Прочитайте источник и ответьте на вопросы.

«…Рыцари построили свои войска в форме клина. В центре находилась хорошо вооруженная и защищенная доспехами пехота, на флангах – тяжелая конница… Много рыцарей было убито и взято в плен, часть из них под тяжестью своих доспехов и коней ушла под лед. Остальные в панике бежали, преследуемые русской конницей…»

О каком событии идет речь? ________________________________________________

Когда оно произошло? _____________________________________________________

Как называли построение немецких рыцарей русские летописцы? ________________

На каком озере произошло это событие? ______________________________________

  1. В схеме «Ледовое побоище» расставьте соответствующие цифры, используя красный цвет для обозначения русских ратей и синий – войск немецких рыцарей.











  1. Объясните, почему после победы Александра у реки Невы новгородские жители решили изгнать его из города?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модуль № 2.

Задания на оценку «5» (отлично)

  1. Прочитайте источник и ответьте на вопросы.

«…Рыцари построили свои войска в форме клина. В центре находилась хорошо вооруженная и защищенная доспехами пехота, на флангах – тяжелая конница… Много рыцарей было убито и взято в плен, часть из них под тяжестью своих доспехов и коней ушла под лед. Остальные в панике бежали, преследуемые русской конницей…»

О каком событии идет речь? ________________________________________________

Когда оно произошло? _____________________________________________________

Как называли построение немецких рыцарей русские летописцы? ________________

На каком озере произошло это событие? ______________________________________

Какой рыцарский орден участвовал в этом сражении? ___________________________

_________________________________________________________________________

  1. Составьте генеалогическое древо, соединяющее Владимира Мономаха и Александра Невского. По этому древу скажите, кем приходился Александр Владимиру Мономаху.








  1. Прочитайте текст, найдите не менее пяти ошибок и исправьте их.

В июле 1240 года шведские суда вошли в устье Днепра. Командующий войсками Биргер отправил в Новгород письмо, в котором заявил, что он пленяет эту землю. Княживший в это время Александр, которому было около 40 лет, решил напасть на шведов. В декабре 1240 года произошла битва, в результате которой шведы проиграли, но князь Александр был смертельно ранен во время битвы. За его заслуги, Александра прозвали Новгородским великим князем.

Модуль № 3.

Задания на оценку «3» (удовлетворительно)

  1. Вставьте в текст пропущенные имена, даты, географические названия.

Один из предводителей монгольских племен ____________________________ в начале ____ века объединил их и принял имя ________________. С огромным войском он покорил _______________________ и ______________________, затем его полководцы напали на половцев, которые обратились за помощью к русским князьям. В ____ году на реке ________ произошла битва, где русско-половецкое потерпело поражение.

В ____ году внук __________ хан _________ двинулся на ______. Первым пал город ______________. Затем настала очередь ________________. В битве на реке ________ в _____ году русские князья проиграли. Не дойдя 100 верст до _____________, хан __________ повернул назад. На пути в степи он в течение 7 недель осаждал __________. После его взятия этот город прозвали _________ и полностью уничтожили его.


  1. Соотнесите термин и его значение.

  1. Баскак

А) Монгольский военачальник;

  1. Выход

Б) Ханская грамота, дававшая право русским князьям править в своих княжествах;

  1. Темник

В) Дань, которую выплачивала Русь Орде;

  1. Ярлык

Г) Сборщик дани на Руси от татара-монгол.


  1. Объясните, почему татаро-монголы смогли захватить Киевскую Русь?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модуль № 3.

Задания на оценку «4» (хорошо)


  1. Заполните таблицу «Первый поход хана Батыя на Русь».

Годы


Захваченные княжества



Главные битвы



Осада городов (какие?)



Итоги похода






  1. Приведите в соответствие название города и имя человека, прославившегося при его обороне от монголо-татар.

  1. Евпатий Коловрат

А) Москва;

  1. Филипп Нянька

Б) Киев;

  1. Петр Ослядюкович

В) Рязань;

  1. Воевода Дмитрий

Г) Владимир.


  1. Напишите, какие последствия для Киевской Руси имело монголо-татарское нашествие?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модуль № 3.

Задания на оценку «5» (отлично)

  1. Вставьте в текст пропущенные имена, даты, географические названия.

Один из предводителей монгольских племен ____________________________ в начале ____ века объединил их и принял имя ________________. С огромным войском он покорил _______________________ и ______________________, затем его полководцы напали на половцев, которые обратились за помощью к русским князьям. В ____ году на реке ________ произошла битва, где русско-половецкое потерпело поражение.

В ____ году внук __________ хан _________ двинулся на ______. Первым пал город ______________. Затем настала очередь ________________. В битве на реке ________ в _____ году русские князья проиграли. Не дойдя 100 верст до _____________, хан __________ повернул назад. На пути в степи он в течение 7 недель осаждал __________. После его взятия этот город прозвали _________ и полностью уничтожили его.


  1. Отметьте красным цветом причины поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами.

А) Численное превосходство монголо-татарских войск;

Б) Нежелание русских людей защищать своих князей;

В) Отсутствие у русских воинов военного опыта;

Г) Отсутствие военного единства на Руси;

Д) Превосходство монголов в тактике ведения военных действий.



  1. Заполните пропуски в схеме «Последствия монголо-татарского нашествия для Руси».

Многие города были разрушены,


Экономические последствия

Политические последствия

Потеря самостоятельности Руси,


Модуль № 4.

Задания на оценку «3» (удовлетворительно)

  1. Соотнесите автора и название произведения:

Произведение

Автор

  1. «Слово о полку Игореве»

  2. «Поучение»

  3. «Слово о законе и благодати»

  4. «Моление»

А) Владимир Мономах

Б) Д. Заточник

В) Неизвестный автор



  1. Напишите, что вы знаете о данном соборе.


__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________________________________________________________


  1. Напишите, какое влияние на русскую культуру оказало монголо-татрское нашествие?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модуль № 4.

Задания на оценку «4» (хорошо)

  1. Напишите, что вы знаете о данном архитектурном строении.


_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________


  1. Напишите, как вы понимаете выражение, что монголо-татары оказали значительное значение на развитие русской культуры?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Кто был заказчиком данной иконы? Как она называется? Когда была сделана?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

Модуль № 4.

Задания на оценку «5» (отлично)

  1. Напишите, что вы знаете о данном архитектурном строении.


_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________


  1. Напишите, как вы понимаете выражение, что монголо-татары оказали значительное значение на развитие русской культуры?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Соотнесите автора и название произведения:

Произведение Автор

1) «Слово о полку Игореве» А) Владимир Мономах

2) «Поучение» Б) Д. Заточник

3) «Слово о законе и благодати» В) Неизвестный автор

4) «Моление»


1 При желании, вы можете изучить данный вариант модульного обучения, перейдя по ссылке: https://sites.google.com/site/rabocijkabinetivkremera/ucenikam-skoly/proverocnye-samostoatelnye/modul-politiceskaa-razdroblennost-na-rusi


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: