Исследовательская работа «Дети Сталинграда» 7 класс


Открытая районная

историко-исследовательская конференция, посвящённая 70-летию Сталинградской битвы


направление: «Судьбы детей военного Сталинграда»






Дети Сталинграда


Автор:Базаров Андрей,

учащийся 7 класса

МОУ «СОШ п.Возрождение»,

Хвалынского района

Научный руководитель:

Усикова Татьяна Фёдоровна,

учитель истории







Хвалынск 2013г.


Время быстротечно. Как мало осталось в живых участников Великой Отечественной войны. Даже дети войны уходят один за другим, унося с собой столько не сказанного о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Чем дальше отделяет нас время от событий Великой Отечественной войны, тем величественнее бессмертный подвиг нашего народа. Священный долг ныне живущих на этой земле помнить о тех людях, которые ценою своей жизни, отстояли свободу и независимость нашей Родины; о тех людях, которые теряя на полях сражений своих товарищей, испытывая все лишения военной поры, завоевали великую Победу – помнить о каждом солдате той войны. Тема Великой Отечественной всегда будет актуальна, ибо это наша история, героическое прошлое, с которым новые поколения будут связаны неразрывно.

1418 тревожных дней и ночей длилась Великая Отечественная война с фашистскими захватчиками. Война обрушилась на детей так же, как на взрослых, — бомбами, голодом, холодом, разлуками, смертью. Но и в эти годы дети были первой заботой народа. Выживут они -выживет страна, ее история, идеалы, будущее. И в эту суровую пору дети были не только жертвами, они становились и воинами, достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.

В феврале страна отметила 70 –летие Сталинградской битвы и я хотел бы рассказать о детях –героях Сталинграда.

Цель работы: сохранить историческую память о детях – участниках Сталинградской битвы и показать, что судьба каждого ребенка есть отражение судьбы страны.

Задачи:

      1. Изучить теоретический материал.

      2. Собрать и систематизировать материал о детях — участниках Сталинградской битвы.

  1. Обработать поисковый материал. Создать мультимедиа презентацию.


Методы исследования:

I. Теоретические:

— изучение теоретических материалов , информационных источников, фотодокументов;

— систематизация и обобщение материалов.

II. Практические:

— анализ и обработка материалов.

— составление презентации о детях – участниках Сталинградской битвы.

Предмет исследования: Сталинградская битва – величайшее сражение Второй мировой войны

Объект исследования: дети– участники Сталинградской битвы.

Круг рассматриваемых вопросов: В данной работе рассматривается значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны. В работе рассказывается о детях, самоотверженно сражавшихся в Сталинградской битве.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы на уроках по истории , во внеклассной работе.




















Основная часть.

Жизнь детей Сталинграда

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Какими словами передать состояние ребятишек, у которых на глазах убивают отца или мать, бабушку или сестру? Представьте: вокруг рвутся бомбы, снаряды, мины… Жуткое завывание пикирующего самолёта. Так и хочется вдавиться в землю, в стену, чтобы только не слышать, как к тебе летит смерть. И вот мама, только что живая мама, вдруг охает и падает замертво. Что делать? Куда бежать? Кого звать на помощь? Кричи, не кричи – в этом кромешном аду тебя никто не услышит и не придёт … и не спасёт…

Но детей спасали. Их находили в подвалах, окопах, в горящих домах. Бойцы легендарной 62-й армии под командованием генерала Чуйкова В.И. и жители города доставляли осиротевших ребят в детоприёмники, а оттуда – в детские дома. В то время на территории Сталинградской области было открыто сорок детских домов. У каждого ребёнка, попавшего в детский дом, была своя история.

Страшно представить, насколько тяжко было и детям и взрослым. Под расстрелами и бомбежками, в мороз и в стужу, дети помогали своим близким добывать пищу, наравне с взрослыми. Пищу, которая могла стать пригодной только после многих приложенных усилий. Выжившая А. А. Алексеева вспоминает: «… Голодная зима 1942-го. Наверное, ее никогда не забудешь. Разве можно забыть, как ходили на развалины бывшего кож завода и выдирали, а вернее вырубали топором из ям просоленные и мороженые шкуры? Разрубив такую шкуру на куски и опалив в печке, варили, а затем пропускали через мясорубку. Полученную таким образом студенистую массу ели. О вкусовых качествах не думали – важно было выжить. Именно благодаря этой пище нам удалось остаться в живых…».
Еще одной проблемой для детей была добыча воды! Когда запасы воды исчерпывались, приходилось идти за ней к реке Волге. Но тут детей поджидали безжалостные немцы, которые беспощадно убивали каждого, кто подойдет к воде. Ну вот, смертельный путь пройдет, и нередко, на встречу по улицам шел патруль. Если он увидел воду, то забирал все без остатка. Так что приходилось заново начинать столь опасный путь. Ребёнок Сталинграда Е. П. Жорова вспоминает: « Вода. Чего больше всего было в Сталинграде? Кажется именно ее, ведь под боком целая Волга. Но воды-то нам, сидящим в подвалах, больше всего и не хватало. Жажда, пожалуй, переносилась нами значительно тяжелее, чем голод. Да и цена воды была нередко весьма высокой — в человеческую жизнь. Именно такую цену заплатили некоторые мои сверстники, скрывавшиеся, как и я, в котельной одного из домов гидролизного завода. Отсюда ходили в сентябре за водой мальчишки-смельчаки в ледники, размещавшиеся около элеватора. Увы, ни один из них назад не вернулся. Причину трагедии мы узнали несколько дней спустя… На верху элеватора сидел немецкий снайпер, который расстреливал каждого, кто приближался к нему… Расплата смертью за воду длилась до тех пор, пока наши бойцы не сумели уничтожить жестокого убийцу…».


В годы битв наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волей войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Люся Радыно оказалась в Сталинграде после долгих поисков родных и близких. 13-ти летняя Люся Радыно, находчивая, любознательная пионерка из Ленинграда, добровольно стала разведчицей. Однажды в Сталинградский детский приёмник пришёл офицер, который искал детей для работы в разведке. Так Люся оказалась в боевой части. Командиром у них был капитан, который учил, давал наставления, как вести наблюдения, что отмечать в памяти, как вести себя в плену. В первой половине августа 1942 г. Люся вместе с Еленой Константиновной Алексеевой под видом матери и дочери впервые были заброшены в тыл врага. Семь раз Люся переходила линию фронта, добывая всё новые сведения о противнике. За образцовое выполнение заданий командования награждена медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Люсе посчастливилось остаться в живых.

Все четыре длинных года войны наши ребята вызывали не только жалость, но и восхищение. Они стояли у станков, сеяли и убирали хлеб. А сколько ребят убегало на фронт, тайком забираясь в воинские составы, дети были, пожалуй, в каждой дивизии и бригаде. Они участвовали в боях, были связными, коноводами, ходили в разведку, дети и подростки показали себя храбрыми, смекалистыми бойцами.

«И когда закончится война, и мы будем размышлять о причинах на­шей победы над врагом человече­ства, мы никогда не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллион­ная, крепко сплоченная армия со­ветских детей»- писал Корней Иванович Чуковский в 1942году.

Дети помогали раненым. Сержант Савва Миколайчук лежал в санитарном вагоне, в центре Сталинграда. Вдруг прилетели немцы и сбросили с самолетов бомбы. Вагон заго­релся. У Миколайчука забинтованы ноги, он не в силах покинуть вагон. А санита­ра нет. Санитар ранен осколком. Пришлось ползти на руках. Сер­жант дополз до двери вагона и скатился вниз по сходне. Повязка у него размотались. Из раны потекла кровь и он лишился чувств. Когда он пришел в себя, он увидел, что надо ним нагнулась девочка, не старше двенадцати лет. Ловко и быстро наложила на рану повязку и помогла сержанту укрыться от пуль. Это была Вера Тарасова. Обыкно­венная советская школьница. Мать не пускала ее, но она побежала к горящему поезду и помогала раненым.

Их много, этих советских ребят, ежедневно рисковавших жизнью ра­ди спасения бойцов Красной Ар­мии. Наружность у них большей частью вовсе не геройская, и они очень удивились бы, если бы кто-нибудь сообщил им, что их поступ­ки называются подвигами.

Дети военного Сталинграда дежурили на крышах, на призывных пунктах, разносили повестки военнообязанным, строили бомбоубежища, тушили зажигательные бом­бы, рыли водоемы, засыпали чердаки. Старались сделать все, что могли, старались ни в чем не отстать от взрослых.. Две школьницы всту­пили в ряды местной противовоздушной обороны. Фотокорреспондент заснял их во время дежурства на крыше здания .

А что делать четырнадцатилетней девчонке, если ни на патронные, ни на артиллерийские, ни на танковые заводы ее не берут, а из динамиков гремит «Идет война народная, свя­щенная война» и повсюду висят плакаты «Все для фронта, все для победы»?

Нина хотела сбе­жать на передовую: там можно стать радисткой, медсестрой или еще лучше — разведчицей. Не ду­мала тогда Нина Петровна Чернецова, что станет на всю жизнь профессио­нальной вышивальщицей. Но у неё был свой подвиг, она своими руками восстановила обгоревшее, прострелянное знамя. Сколько повидало это знамя- знамя 39-го гвардейского стрелкового полка. Гвардейцы 39-го на улицах Сталинграда бились за каждый дом, комнату, коридор. Они стояли насмерть. Знамя свидетель тех тяжких боев, когда выходили из окружения, и символ многих побед — под его сенью со­вершено 4447 боевых вылетов.

Александра Николаевна Пахмутова – советский композитор — песенник, родилась 9 ноября 1929 года в п. Бакетовке (ныне район Волгограда). Ей было 12, когда началась война. Она была счастливым ребенком потому, что после начала Сталинградской оккупации, их в августе сразу же эвакуировали. По ее рассказам, на крыше дома располагался артиллерийский расчет. И дети вместе с ней любили каждый свой день там проводить. Солдаты были очень добрыми. Старались детей чем-то угостить, чаще всего это были конфетки и пряники.


А вот воспоминания детей из книги «Воспоминания детей военного Сталинграда», которая стала настоящим откровением не только для нынешнего поколения, но и для ветеранов войны.

«Из своего подземного убежища мы выбежали наружу, — вспоминает Гурий Хватков, ему было 13 лет. – Наш дом сгорел. Многие дома по обе стороны улицы тоже были охвачены пожаром. Отец и мама схватили нас с сестренкой за руки. Нет слов описать, какой мы испытывали ужас. Вокруг все пылало, трещало, взрывалось, мы бежали по огненному коридору к Волге, которую из-за дыма не было видно, хотя она была совсем близко. Вокруг были слышны крики обезумевших от ужаса людей. На узкой кромке берега скопилось много народа. Раненые лежали на земле вместе с мертвыми. Наверху, на железнодорожных путях взрывались вагоны с боеприпасами. Над нашими головами летели железнодорожные колеса, горящие обломки. По Волге двигались горящие потоки нефти. Казалось, что горит река…»

Мужество и отвагу проявляли Сталинградские пионеры в борьбе с врагом во время Сталинградской битвы. Да не сотрутся в нашей памяти имена юных патриотов, пионеров—героев. За заслуги перед Отечеством, за мужество, проявленное в боях с фашистами, все ребята были награждены медалями и орденами, большинство получили их посмертно. Они во время Сталинградской битвы вели разведку в тылу врага, добывая необычайно важные сведения о расположении фашистских частей и их огневых точках. Наносили заметный урон людским и техническим силам врага. Они помогали освобождать советских военнопленных, совершали  дерзкие диверсии. Помогала мальчишеская сноровка в установке самодельных мин. Запомним их имена! Витя Громов, Лёня Кузубов, Володя Дубинин, Коля Красавцев, Мотя Барсова, Саша Демидов,  Люся Ремизова

О подвиге этого пионера—героя пишет писатель Г.И. Притчин. «В тихое утро холодного ноябрьского дня партизанский отряд котельниковцев окружили враги. На бруствере окопа сидел мальчик лет 13—это был Миша. Воевал он вместе с отцом. В отряде его прозвали «дубок». Хутор, где жила Мишина семья, сожгли фашисты. Неизвестно, что стало с матерью и сестрёнкой. Третью атаку предпринимает противник. Партизаны плохо вооружены, но фашисты не могут преодолеть сопротивление партизан. Убит командир, погибло много боевых товарищей. Последним замолк пулемёт отца. Силы неравные, враги подступали вплотную. Миша остался один. Он встал во весь рост на край окопа и стал ждать. Увидев мальчика, немцы остолбенели от удивления. Миша в последний раз взглянул на погибшего отца, схватил в обе руки по связке гранат и метнул их в толпы окруживших его гитлеровцев. Раздался оглушительный взрыв, а через секунду был сражен автоматной очередью сын донского казака, воспитанник Сталинградской пионерской организации Миша Романов».

Имя пионера—героя Мишы Романова в 1958 году было занесено в Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации.

Имя разведчика Саши Филиппова известно немногим.. В отряде его знали как «школьника». Невысокий, подвижный, находчивый Саша свободно ходил по городу. Маскировкой ему служили инструменты сапожника, он был обучен этому ремеслу. Действуя в тылу 6-й армии Паулюса, Саша 12 раз переходил линию фронта. Отец Саши после гибели сына рассказывал, какие ценные документы приносил Саша военным, добывал сведения о расположении войск в городе. Он взорвал немецкий штаб, метнув в его окно гранату. 23 декабря 1942 года Сашу схватили гитлеровцы и повесили вместе с другими партизанами. Именем Саши названы школа, парк в Ворошиловском районе, в котором установлен его бюст.

В захваченном гитлеровцами хуторе Вербовка Калачевского района действовал «босоногий гарнизон». Бойцами его были хуторские ребята десяти-четырнадцати лет: братья Аксён и Тимофей Тимонины, Василий и Николай Егоровы, Максим Церковников, Федор Силкин, Емельян Сафонов и другие — всего 20 человек. Они не взрывали поездов, не пускали на воздух склады с боеприпасами. По-своему, как могли боролись с захватчиками.

Когда немцы распространили слух о том, что Сталинград пал, что наши войска разгромлены, на здании комендатуры появилась листовка: «Товарищи! Немцы брешут, что Советская власть разбита. Брешут, сволочи, что Сталинград сдался. Сталинград наш, и наши скоро придут. Не верьте гадам. Партизаны».

В один из дней был совершен дерзкий налет на почту и похищены мешки с ценными документами и письмами. Стало известно в хуторе и об исчезновении продуктов из хорошо охраняемого немецкими часовыми амбара. Пропадало оружие. Все это вселяло страх и сеяло панику среди фашистов. Они были уверены, что действуют партизаны. Мальчишки укрыли и выхаживали советского офицера, бежавшего из Калачёвского лагеря для военнопленных. Готовились уйти в лес к партизанам, но перед этим собирались вывесить на здании комендатуры к годовщине Октябрьской революции красный флаг. Староста хутора и гитлеровцы все-таки догадались, кто являлся «партизанами».

4 ноября 1942 г. мальчишек схватили. Трое суток жестоко пытали : 7 ноября десять человек из «босоного гарнизона» на глазах хуторян были расстреляны. Правду о достоверности этих событий подтверждает документ — акт комиссии по расследованию и удостоверению факта изуверства, совершенного фашистами в хуторе Вербовка.

Самым юным защитником Сталинграда был Сережа Алешков — сын 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. Судьба этого мальчика драматична, как и многих детей войны. До войны семья Алешковых жила в Калужской области в деревне Грынь. Осенью 1941 г. область была захвачена гитлеровцами. Затерявшая в лесах деревня стала базой партизанского отряда, а ее жители — партизанами. Однажды мать с десятилетним Петей — старшим братом Сережи — ушли на задание. Были схвачены гитлеровцами. Их пытали. Петю повесили. Когда мать пыталась спасти сына, ее застрелил гестаповец. Сережа остался сиротой. Летом 1942 г. на партизанскую базу напали каратели. Партизаны, отстреливаясь, уходили в чащу леса. В одной из перебежек Сережа запутался в кустах, упал, сильно ушиб ногу. Отстав от своих, он бродил по лесу несколько дней. Спал под деревьями, питался ягодами. 8 сентября 1942 г. наши части заняли этот район. Бойцы 142-го гвардейского стрелкового полка подобрали обессиленного и голодного мальчика, выходили его, сшили военную форму, зачислили в списки полка, с которым он прошел славный боевой путь, в том числе и Сталинград. Сережа становиться участником Сталинградской битвы. В это время ему было 6 лет. Конечно, непосредственного участия в боевых действиях Сережа принимать не мог, но из всех сил старался помочь нашим бойцам: приносил им пищу, подносил снаряды, патроны, в перерыве между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. Его очень полюбили в полку и называли боец Алешкин. Однажды, он спас жизнь командиру полка полковнику М.Д. Воробьеву. Во время обстрела полковник был завален в землянке. Сережа не растерялся и вовремя позвал наших бойцов. Подоспевшие солдаты извлекли командира из- под обломков и он остался жив. 18 ноября 1942 г. Сережа вместе с солдатами одной роты попал под минометный обстрел. Осколком мины был ранен в ногу, попал в госпиталь. После лечения вернулся в полк. Солдаты устроили по этому поводу чествование. Перед строем был зачитан приказ о награждении Сережи медалью «За боевые заслуги» № 013 (Приказ от 24.04.1943 г.). Через два года его отправили учиться в Тульское Суворовское военное училище.











































Заключение



Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, что значит голод, холод и горечь утрат для детей. Тема войны, тема детей сирот всегда останется актуальной, и мы , должны помнить о наших предках, уважать их и никогда не забывать, через какие муки они прошли, делая все для защиты нашей Родины! Мы обязаны, должны помнить, какой ценой досталась нам победа!

Подводя итог своей работы, я еще раз убеждаюсь, что война и дети эти слова никогда не должны стоять рядом, что война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. А горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению.

Именно благодаря героизму, мужеству советских людей, мы еще раз доказали всему миру, что «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» (Александр Невский) и на долгие десятилетия отбили всякую охоту переступать наши границы! Вот почему для нас, юных, так важно быть патриотом своей страны, помнить о боевых подвигах своих предков. Нам в наследство досталась прекрасная, богатая, могучая, гордая страна. Мы должны сквозь годы нести память о тех, кто ценой жизни сохранил её для нас.

 


Над вьюгами и стужами седыми

  Вновь торжествует юная весна!
 И как огонь с водой несовместимы,
 Несовместимы дети и война!





Список источников информации.

1.Близненкова В.А.«Ради жизни твоей». М.,1986.

2. Воронин А.И – Щит и меч Сталинграда, Волгоград, 1982

3. Воспоминания детей военного Сталинграда.

4.«Великая Отечественная война Советского Союза». т.3 М.,1970.

5.История России и ее ближайших соседей. Ч. 3. XX век. //Энциклопедия для детей..– 3-е изд. перераб. и испр. – М.: Аванта+, 2002. – Т. 5.

6.Караваев Владимир «Медаль за бой, медаль за труд». М.,1975.

7.Лавренёв Б.«Большое сердце». М.,1986.

8.Мерников А.Г. «Вторая мировая война». Минск,2007.

9.Самсонов А.М. «Сталинградская битва». М.,1968.

10. Никто не забыт и ничто не забыто… (Сборник документов и материалов, пособие для учителей, под редакцией кандидата исторических наук В.Б. Тульнуховского)

https://svgbdvr.ru/voina/deti-voiny-stikhi
https://www.the26.ru/?q=node/439
https://detistalingrada.narod.ru/podvigi_detei_voennogo_stalingrada/
https://detistalingrada.narod.ru/deti_v_okkupatsii/
https://www.yaplakal.com/forum1/topic311890.html













12


Свежие документы:  Конспект урока по истории "Послевоенное развитие Великобритании, Франции, Италии, Германии" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: