«Исторические крестики-нолики»: игра по теме «Древняя Русь»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Профессиональное училище №77»








«Исторические крестики-нолики»:

игра по теме «Древняя Русь»





(Разработка внеурочного мероприятия по истории)








Подготовила:

Тарасова Елена Николаевна,

Преподаватель ГОУ НПО

ПУ №77






Кемерово 2012



«Исторические крестики-нолики»: игра по теме «Древняя Русь»

Цели: закрепить, повторить и углубить исторические знания; развивать навыки творческо-поисковой, индивидуальной и групповой работы; воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности и самостоятельности.

Правила игры: учащиеся делятся на две команды при помощи жребия: команда «Крестики» и команда «Нолики». На доске представлено игровое поле, состоящее из квадратов с заданиями (9 листов формата А4). Если есть интерактивный комплекс, то игровое поле может быть представлено на экране. В начале игры разыгрывается право первого хода. Команда, выигравшая право первого хода, выбирает квадрат игрового поля с заданием. В случае правильного ответа на поле делается соответствующая пометка (крестик или нолик). Если команда не даёт ответ, право хода переходит к соперникам. Побеждает та команда, которая сможет выполнить три задания из квадратов: по горизонтали, вертикали или диагонали.

Игровое поле (представлено на доске)


Загадки Хроноса


Как наше имя отзовётся…


Чёрный ящик


Четвёртый лишний


Историческая путаница


Циферблат


Народная мудрость


Что? Где? Когда?


Жизнь замечательных людей



Вопрос для определения права первого хода: при каком русском князе на Руси появился первый свод законов? (При Ярославе Мудром).

Ход игры

Группа делится на две команды: «Крестики» и «Нолики», которые занимают свои места для игры за столами. Команда, выигравшая право первого хода, выбирает квадрат игрового поля с заданием. Ведущий озвучивает задание для выполнения командами.







  1. Загадки Хроноса

Задание – расставить в хронологическом порядке события и прочитать зашифрованное слово.

Б

Крещение Руси

С

Призвание варягов на Русь

Г

Издание свода законов «Русская Правда»

И

Начало правления Владимира Святого

Т

Образование Древнерусского государства

Р

Правление княгини Ольги

О

Убийство Бориса и Глеба

(Стрибог. Это бог ветра у древних славян.)

  1. Четвёртый лишний

Три из четырёх слов связаны общим смыслом, найдите лишнее слово и объясните своё решение.

  1. Серп, меч, борона, плуг.

  2. Поляне, кривичи, хазары, древляне.

  3. Полюдье, уроки, погосты, десятина.

  1. Народная мудрость

Отгадайте русскую загадку:

«Временем рассеваю, «Маленький, горбатенький

Временем собираю, Всё поле проскакал» (Серп.)

Сам сыт бываю

И людей кормлю» (Хлеб.)

  1. Как наше слово отзовётся…

  1. «Иду на вы!» (Князь Святослав.)

  2. «Земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. управления) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». (Призвание новгородцами варягов княжить.)

  1. Историческая путаница

Командам предлагается текст с ошибками. Их задача – найти и объяснить ошибки.

«Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 году. (988 г.) В этот день князь Святослав (Владимир) пошёл походом на византийский город Константинополь (Херсонес), взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру Ольгу (Анну) замуж за себя. По возвращении из похода в Киев князь заставил креститься всех жителей столицы, для этого они должны были собраться на берегу реки Волхов (Днепр)».

VI. Что? Где? Когда?

Командам предлагается три вопроса.

Что такое бортничество? (Собирание мёда диких пчёл.)

Где крестилась первая русская христианка княгиня Ольга? (В Византии, в Константинополе.)

Когда было основано государство Киевская Русь? (В IX веке, в 882 году.)

VII. Чёрный ящик

Команды с помощью подсказок отгадывают, что находится в чёрном ящике:

— это может быть в рыболовной сети;

— это нужно грибнику и ягоднику;

-это использует турист и охотник, сельские домохозяйки при разжигании печи;

— это о многом рассказало нам из жизни древнего Новгорода.

(Береста: из неё делают поплавки для рыболовной сети; туристы и охотники используют для костра; грибники и ягодники плетут корзины; в Новгороде были найдены берестяные грамоты.)

VIII. Циферблат

Командам предлагаются вопросы, связанные с цифрами. Победа присуждается команде, давшей последний ответ.

  1. В каком году Русь приняла христианство? (В 988 г.)

  2. Сколько человек изображено на картине Васнецова «Богатыри» (3.)

  3. Какого по счёту князя Владимира называли Мономахом? (Второго.)

  4. Какой князь по, подсчётам историков, совершил около 50 походов? (Святослав.)

  5. Когда была написана древнерусская летопись «Повесть временных лет»? (XII век.)

  6. Сколько храмов Святой Софии было построено на Руси? (2.)

  7. Как звали третьего правителя Древней Руси? (Игорь.)

  8. Сколько сыновей было у князя Святослава? (3.)

IX. Жизнь замечательных людей

Назовите имена исторических деятелей, чьи характеристики здесь представлены.

«Этот князь от своего отца получил в управление Новгород. Киевский престол он отвоевал у старшего брата; с именем этого князя связаны первые религиозные реформы в стране». (Владимир Святой.)

«Именно этот человек провёл первую в истории Руси налоговую реформу, установив размер дани и места её сборов; соблюдая традиции своего времени, жестоко отомстил за гибель близкого человека; управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним». (Княгиня Ольга.)

«Это был князь умный, храбрый, справедливый, богобоязненный, который думал не столько о завоеваниях и победах, сколько о счастье своего народа…Велел переводить священные книги с греческого на славянский язык; заводил училища в городах; вызывал у иностранных государств художников для украшения церквей и дворцов киевских… При нём русское государство достигло расцвета…». (Ярослав Мудрый.)


X. Подведение итогов игры

Отмечается лучшая команда, лучшие игроки в командах.




Литература

Артёмов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей [Текст] : учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. I / В. В. Артёмов, Ю. Н. Лубченков. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 304 с., [16] с., цв. ил. : ил.

Дорожкина Н. И. Современный урок истории: [Текст] использование мультимедийных презентаций: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2009.-176 с.

Интернет-ресурсы















































Свежие документы:  Проверочная работа 9 класс «Первая мировая война»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: