История одной фотографии — исследовательская работа




Научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся общеобразовательных организаций «Кузбасские истоки»


Предметное направление – краеведение




Исследовательская работа

История одной фотографии



Артемьева Светлана

МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»

п. Комсомольска Тисульского района Кемеровской области

10 класс






Научный руководитель:

Полякова Н.П.,

учитель высшей квалификационной

категории

МБОУ «Комсомольская средняя

общеобразовательная школа»


Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

Глава 1. История одной фотографии 5

§ 1. Анализ предмета изучения 5

Описание фотоснимка 5

§ 2. Страницы необыкновенной жизни 6

Медведев Василий Денисович (Приложение 2) родился в январе 1892 года в д. Тамбар Тисульской волости Томской губернии. Его отец, рабочий-забойщик, погиб во время драки еще до рождения сына, поэтому мальчика воспитывала одна мать, Медведева Ольга Гавриловна. В девятилетнем возрасте он поступил учиться в Тисульское реальное училище. Здесь у него открылись большие способности к учению. С 1908 года подрабатывал уроками. Сначала два учебных года преподавал школьную грамоту детям в д. Дворниково Тяжинской волости Томской губернии, а затем в течение года – в д. Берчикуль Тисульской волости. 6

Глава 2. Судьбы учеников В.Д. Медведева. 10

§ 1. Военные дороги 10

§ 2. Педагогические династии 12

Заключение 15

Список использованной литературы 17

Приложение 1 18

Приложение 2 19

Приложение 3 20

Приложение 4 21

Приложение 6 26

Приложение 7 26

Приложение 8 27

Приложение 9 28








Введение

Что послужило основанием для начала исследования? На уроке по драме А.Н. Островского «Гроза» учитель показал нам пожелтевший от времени снимок и рассказал, что он был сделан в Кундатской средней школе перед Великой Отечественной войной. Захотелось узнать о судьбах людей, изображённых на снимке.

Тема исследования актуальна, так как даже самая маленькая фотография может рассказать намного больше, чем несколько страниц исторической книги. Чем старее снимок, тем интереснее его исследовать. Проблема, поднимаемая в работе, заключается в том, что сегодня мы мало знаем о людях, которые жили на нашей земле и творили её историю. 2014 год – юбилейный для моей малой Родины. Тисульский район готовится отмечать своё 90-летие. Много замечательных имён внесено в его летопись. Но есть ещё имена, о которых мы должны знать.

Актуальность данной проблемы несомненна. Во-первых, изображённый на снимке Медведев В.Д. – наш земляк, во-вторых, нас заинтересовала дальнейшая судьба его учеников, в-третьих, Кундатская средняя школа была ликвидирована в 1978 году, и данных о ней не сохранилось. Проведенное исследование направлено на восполнение этого пробела. Наша работа посвящена памяти уникального человека, который никогда не прерывал связи с родной землёй и честно служил людям.

Целью исследовательской работы является изучение не опубликованного ранее фотоисточника.

Для осуществления этой цели были поставлены следующие задачи:

извлечь максимальное количество информации из фотографии;

восстановить недостающие факты биографии В.Д. Медведева;

узнать о судьбах выпускников Кундатской средней школы.

Объект исследования – сведения об учителе Кундатской средней школы Медведеве В.Д. и его бывших учениках.

Предмет исследования – фотография.

Методы исследования: поиск информации; изучение литературы, архивных документов, источников сети Интернет; интервьюирование.

Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 1939 по 2014 год.

Основные этапы исследования.

  • Первыми шагами в исследовательской работе было тщательное изучение фотографии. По имеющейся у нас информации мы определили дальнейшие пути нашего исследования.

  • Затем был начат сбор материалов по теме в сети Интернет. Здесь мы нашли биографию Медведева В.Д., фотодокументы.

  • Одновременно со сбором информации создавали базу данных, в которой накапливали копии документов, фрагменты текстов из книг, Интернет-подборки, фотографии, записи воспоминаний очевидцев.

  • На сайте «Мемориал» мы нашли документальное подтверждение о гибели солдат, месте их захоронения. Из этих же документов мы узнали, в каких частях служили наши земляки.

  • На втором этапе поисково-исследовательской работы мы изучали и анализировали информацию, ее достоверность и историческую ценность.

Научная новизна работы состоит в том, что никто до настоящего времени не занимался изучением данных по истории школы п. Кундата.

Научная значимость исследования в том, что в работе приведён недостающий факт из жизни Медведева В.Д., который в 20-30-ые годы XX века работал в школах Тисульского района.

Практическая значимость исследования: данный материал может быть использован при подготовке классных часов, внеклассных мероприятий, при оформлении музейной экспозиции. Главным итогом работы должно стать повышение интереса школьников к истории школ района, к судьбам их учителей и выпускников, к истории малой родины.

Глава 1. История одной фотографии

§ 1. Анализ предмета изучения

Описание фотоснимка

  • Фотография сделана в клубе посёлка Кундат Тисульского района Новосибирской области в 1939 году после окончания спектакля (Приложение 1).

  • На фотографии изображены учитель и ученики Кундатской средней школы.

  • Автор неизвестен.

  • Фото выполнено в черно-белом цвете.

  • Сохранность: небольшие потертости, края немного помяты.

  • На обратной стороне фотографии имеется надпись:

«”Гроза” А.Н. Островского. Кундатская средняя школа НСО, Тисульского района. Сидят (слева направо): Елена Щеканова, ученица 8-го класса, в роли Варвары, Вера Столярова, ученица 9-го класса, в роли Катерины, руководитель кружка, преподаватель литературы Медведев, Пётр Недосекин, ученик 8-го класса, в роли Ивана Кудряша, Николай Муравьёв, ученик 9-го класса, в роли Кулигина. Стоят: Вера Кравченко, ученица 9-го класса, в роли сумасшедшей барыни, Борис Иванов, 9 кл., в роли Дикова, Николай Кузнецов, 8 кл., в роли Бориса».

  • Фотография хранится в семейном архиве Андреевой (Теплоуховой) Надежды Ефимовны, бывшей ученицы Медведева Василия Денисовича.

  • Ранее нигде не публиковалась.

Легенда фотоснимка 

  • Снимок был подарен Теплоуховой Надежде, ученице 9-го класса Кундатской средней школы, Василием Денисовичем Медведевым во время его работы в посёлке в 1939 году. Надпись на обороте сделана учителем. Сохранена орфография фамилии Дикого (грамматическая норма тех лет).

§ 2. Страницы необыкновенной жизни

Медведев Василий Денисович (Приложение 2) родился в январе 1892 года в д. Тамбар Тисульской волости Томской губернии. Его отец, рабочий-забойщик, погиб во время драки еще до рождения сына, поэтому мальчика воспитывала одна мать, Медведева Ольга Гавриловна. В девятилетнем возрасте он поступил учиться в Тисульское реальное училище. Здесь у него открылись большие способности к учению. С 1908 года подрабатывал уроками. Сначала два учебных года преподавал школьную грамоту детям в д. Дворниково Тяжинской волости Томской губернии, а затем в течение года – в д. Берчикуль Тисульской волости.

В 1912-1915 годах обучался в Томском учительском институте, по окончании которого преподавал в высшем начальном училище г. Каркаралинска (Казахстан), а затем г. Мариинска Томской губернии.

В мае 1917 года вступил в партию эсеров, но в августе 1917 года покинул ее ряды, поступил в Томский университет. Однако закончить старейший вуз Сибири в условиях революции ему не удалось. После революции В.Д. Медведев, выходец из бедной крестьянской семьи, стремительно поднимается по карьерной лестнице. В 1920 году вступил в партию большевиков. В 1920-1928 годах работал заведующим учебно-политическим отделом Томской железной дороги, заведующим отделом культуры дорожного профессионального союза железной дороги, начальником отдела просвещения Томской железной дороги. В 19281930 годах — старший инспектор Красноярского окружного отдела народного образования.

В июне 1932 года он был назначен первым директором Красноярского педагогического института. 1 июля 1932 года В. Д. Медведев подписал приказ №1 по институту. В начале 30-х годов на громадных пространствах Сибири от Урала до озера Байкал не имелось ни одного вуза, который бы готовил кадры учителей для средней школы.

Затем он был переведён на должность директора Государственного музея Приенисейского края. 14 марта 1935 года Оргбюро ЦК ВКП(б) по Красноярскому краю исключило В.Д. Медведева из членов партии за превращение краеведческого музея в рассадник контрреволюционной пропаганды. В апреле 1935 года В.Д. Медведев, к этому времени уже работавший литературным сотрудником Красноярского телеграфного агентства, был арестован, получил «обвинение по ст.58-10 УК РСФСР (пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти), осужден 10.10.1935 ОСО НКВД СССР на три года исправительно-трудовых работ» 6.

В 1939 году В.Д. Медведев был освобожден из Мариинского Сиблага и уехал к себе на родину – в Тисульский район, где занялся преподавательской деятельностью. Во время ареста он утратил свои документы, в том числе и диплом об окончании Томского учительского института. Поэтому В.Д. Медведев поступил учиться на заочное отделение Красноярского государственного педагогического института, который когда-то возглавлял. В августе 1943 года он получил диплом о его окончании. В 19451959 годах В.Д. Медведев преподавал русский язык и литературу в школах г. Красноярска.

«1 июня 1957 года президиум Красноярского краевого суда отменил постановление Особого совещания при НКВД СССР от 10 октября 1935 года и дело в отношении В.Д. Медведева прекратил за недоказанностью предъявленного ему обвинения» 10. 15 января 1958 года В.Д. Медведев по личному заявлению был восстановлен в рядах ВКП (б) бюро Красноярского крайкома КПСС.

«В ноябре 1972 года студентка историко-филологического факультета Красноярского государственного педагогического института Т. Шмонова взяла интервью у 79-летнего В.Д. Медведева. Тогда он проживал в Красноярске. Дата его смерти неизвестна»9.

§ 3. Работа в Кундатской средней школе.

Есть в биографии В.Д. Медведева строка: «В 1939 году был освобожден из Мариинского Сиблага и уехал к себе на родину – в Тисульский район, где занялся преподавательской деятельностью». Это была Кундатская средняя школа.

До 1943 года, когда образовалась Кемеровская область, поселок Кундат относился к Новосибирской области, Первомайскому рудоуправлению, прииску Сухие Лога.

В 1829 году в Тисульском районе были открыты новые прииски. Принадлежали они компаниям купцов Рязанова, Казанцева, Баландина. «Здесь богатые золотоносные места, поэтому почти все население уже в прошлом трудилось в тайге на добыче золота: рыли шурфы, промывали породу, работали на драгах. Место было каторжное: однажды на драге №137 рабочие вымыли из породы тачку с прикованными к ней кандалами» 2.

В 30-х годах XX века на Кундате жили спецпереселенцы (Приложение 3). Живописная природа, интересные люди привлекли внимание учителя. Поселился он на квартире у Карадиных.

Директором школы был тогда Столяров Павел Семёнович. В коллективе работало около десяти человек, среди них Акулова Анна Геннадьевна, учитель начальных классов, позднее награждённая высшей правительственной наградой СССР – орденом Ленина.

В школе было печное отопление, зимой 8 печей топились почти беспрерывно. Дрова (по 600 кубометров) готовили весной в тайге старшеклассники. Посёлок утопал в снегу, почта приходила редко, радио было только в конторе и в клубе. До райцентра добирались на лошадях. Плохо работала телефонная связь. Часто из-за сильных буранов валило опоры электролинии, и посёлок погружался в темноту. Но учитель, привыкший к спартанским условиям жизни, казалось, и не замечал этого. Читал лекции в клубе, любил беседовать со старожилами посёлка, которые не понаслышке знали о «золотой лихорадке» в Мартайге, о колчаковцах.

«Познакомились мы с Василием Денисовичем, когда пришли в девятый класс. Строгого и требовательного преподавателя мы поначалу побаивались. Но он быстро перевернул наши представления с ног на голову. Веселый и в то же время строгий, добрый и требовательный, он моментально стал предметов наших постоянных разговоров. Благодаря Василию Денисовичу мы сумели понять, что такое по-настоящему хороший учитель.

На всю жизнь запомнили мы уроки Василия Денисовича, вложившего душу в преподавание любимого предмета. В одном человеке сочетались удивительные качества: он был веселый и в то же время строгий, добрый и требовательный. Организовал драматический кружок, куда записались ребята 8-9 классов (Приложение 4). Сразу же предложил подготовить постановку драмы А.Н. Островского «Гроза».

Школа находилась на втором этаже двухэтажного деревянного здания в центре посёлка. На первом этаже был клуб, так что репетировали на его сцене. Шили костюмы, искали реквизит, из района привезли грим. Спектакль имел шумный успех. Особенно понравился зрителям Дикой в исполнении Бориса Иванова. А после спектакля артисты вместе с руководителем снялись на память. Недолго проработал Василий Денисович на Кундате, уехал в Красноярск, а вскоре грянула Великая Отечественная война» 3.

Но осталось главное – добрая память о человеке, который нёс в далёкий таёжный посёлок культуру, прививал ребятам любовь к книге. И осталась фотография, сделанная 75 лет назад.






Глава 2. Судьбы учеников В.Д. Медведева.

§ 1. Военные дороги

«Иванов Борис, исполнивший роль купца Дикого, был высоким красивым парнем. Вся грудь в значках, среди которых выделялись «Ворошиловский стрелок» и ГТО. Когда началась война, Бориса отправили в Оренбургское училище зенитной артиллерии имени  Г. К. Орджоникидзе, где готовили командиров-зенитчиков, а оттуда – на фронт» 1. (Приложение 5) Советская противотанковая артиллерия сыграла важнейшую роль в Великой Отечественной войне, на её долю пришлось порядка 70% всех уничтоженных германских танков. Воины-противотанкисты, сражаясь «до последнего», зачастую ценой собственной жизни отражали атаки «Панцерваффе».

Во Всекузбасской Книге памяти есть такая запись: «Иванов Борис Иванович, 1923 г.р., Тисульский район, призван Тисульским РВК, младший лейтенант, командир взвода 441-го отдельного истребительно-противотанкового артиллерийского дивизиона 127-й стрелковой дивизии. Погиб в бою 15.12.1942 год. Похоронен на воинском кладбище, левый берег реки Дон, 2 км. северо-восточнее с. Новая Калитва, Новокалитвянский (ныне Россошанский ) район (ЦАМО РФ, оп.18001, д.25, л.43; архив Тисульского РВК, д.36, л.27; архив Кемеровского ОВК, д.104, т.2, 1943, л.10, № в эл. архиве 54017)» 5, с.132. (Приложение 6) На Мироновой горе к 40-летию Победы открыт мемориальный комплекс, на памятных плитах которого начертаны имена более двух тысяч павших бойцов, погибших в декабрьских боях 1942 года.

«Леонид Потапов, ученик 9 класса, прекрасно рисовал, и поэтому именно ему поручил Василий Денисович оформить декорации к постановке пьесы на сцене клуба. На листочке из школьной тетради юноша сделал набросок портрета А.С.Пушкина и, уходя на фронт, оставил его на память родителям. Рисунок висел в простенке между печкой и дверью в комнате сына, где в 1965 году всё было так же, как в 1941-ом, когда он ушёл на войну» 4.

Во Всекузбасской Книге памяти мы нашли такие сведения: «Потапов Леонид Викторович, 1922 г.р., Тисульский район, призван Тисульским РВК, младший сержант, телефонист, 2 гвардейская гаубично-артиллерийская бригада. Погиб в бою 30.07.1944 года. Похоронен в с. Крачково, Краковское воеводство, Польша (ЦАМО РФ, оп.18002, д.753, л.22; архив Тисульского РВК, д.10, л.515, № в эл. архиве 56031)» 5, с.249. «На кладбищах, рассеянных по всей Польше, лежит несколько сотен тысяч советских солдат. Они погибли в 1944-ом и 45-ом годах» 11.

«В 1965 году, когда праздновалось 20-летие Победы над фашистской Германией, из Польши на Кундат пришло письмо. Польское командование приглашало родителей погибшего солдата, Потаповых Виктора Михайловича и Марию Семёновну, побывать в Кракове на могиле их сына. Но они отказались, так как мать Леонида была очень больна» 4.

Ничего не удалось узнать о судьбах Муравьёва Николая, Кузнецова Николая и Недосекина Петра, также погибших на войне. Записи не найдены. Возможно, эта информация еще не загружена в базу данных «Мемориала». Поиск павших солдат продолжается.

§ 2. Педагогические династии

Иначе сложилась судьба девушек, изображённых на фотографии. Елена Щеканова после войны вышла замуж, работала в рудоуправлении чертёжницей. Вера Кравченко уехала из Кундата в 1941 году, жила в Новосибирске, работала на большом заводе.

А Вера Столярова, исполнительница роли Катерины, стала учителем русского языка и литературы. На всю жизнь запомнила она уроки Василия Денисовича, вложившего душу в преподавание любимого предмета. Основателем семейной традиции можно считать Павла Семеновича Столярова – отца Веры. В 1927 году ему из-за угрозы голода пришлось покинуть родную Беларусь и с тремя детьми перебраться в Сибирь – сначала в село Тисуль Кемеровской области, затем на золотой прииск Сухие Лога (Кундат). Жили небогато, но в те годы еще разрешалось самостоятельно мыть золото и сдавать его. Рядом была тайга, а значит, орехи, ягоды, грибы и возможность поохотиться. Первые годы Павел Семенович работал бухгалтером, заочно окончил Томский пединститут, стал учителем истории, а позже – директором Кундатской школы. В глухом сибирском селе возможностей для культурного досуга, конечно, не было. Но творческий человек и здесь умудрялся проводить свободное время с пользой: сам делал скрипки, активно участвовал в работе сельского клуба, ставил спектакли.

Размеренную жизнь прервала война. Павла Семеновича призвали на фронт, а его старшей дочери пришлось пойти работать. В 1943 году Вера Павловна Столярова, сама вчерашняя школьница, провела свой первый урок в седьмом классе. Знаний у Веры, окончившей школу на «отлично», хватало, но вот умение передать их пока отсутствовало – приходилось осваивать педагогическую науку буквально на ходу. Докучали и материальные трудности: бумаги мало, чернил не было совсем – ребята использовали золу, разведенную водой. О летнем отпуске педагогам оставалось лишь мечтать: военное время брало свое. Учителя, в том числе и Вера, заготавливали для школы дрова, красили парты, жали рожь, ходили по селам с концертами, писали письма на фронт. Школьной зарплаты хватало лишь на хлеб. К счастью, война кончилась. С фронта вернулись отец Веры и ее одноклассник Александр Контарев – лучший друг и товарищ, ставший затем ее мужем. Учителей в области по-прежнему остро не хватало, и Александр начал преподавать в школе военное дело, потом историю. Так в семье стало уже три педагога. В середине 50-х годов Вера и Александр переехали в Тисуль и поступили в Кемеровский педагогический институт. При участии Веры и Александра был создан драмкружок, впоследствии выросший до народного театра. Однако любимым делом и призванием для обоих осталась школа. Вера Павловна трудилась учителем русского языка и литературы, завучем, Александр Андреевич – учителем истории, затем директором. За свой труд они награждены множеством грамот и медалей, но основной наградой, конечно, стали успехи и любовь учеников. Династия не прервалась: дочь Лидия Александровна преподавала в Новосибирском государственном университете математику. Анна, старшая внучка Веры Павловны и Александра Андреевича, – филолог. Работает в Новосибирске, в гимназии №3 Академгородка (Приложение 7).

Теплоухова (Андреева) Надежда Ефимовна, одноклассница и школьная подруга Веры Павловны, а потом и её коллега, – зачинатель учительской династии, общий трудовой стаж которой составляет более 120 лет (Приложение 8). Дочь крестьянина из деревни Скрипачи Красноярского края, маленькой девочкой она попала на Кундат, закончила там среднюю школу и стала работать в родном посёлке в начальных классах рядом с Верой Столяровой. В 1948 году экстерном закончила Мариинское педагогическое училище. Много лет работала на Варваринке, за 2 километра от Кундата, где была 4-классная школа.

Эрудированная, начитанная, Надежда Ефимовна особенно поражала своей любовью к зарубежной литературе (например, «Крошку Доррит» и «Дэвида Копперфильда» Чарльза Диккенса она знала наизусть, цитировала роман Виктора Гюго «Отверженные»), любила русскую классику.

В 1946 году вышла замуж за бывшего фронтовика, Андреева Петра Дмитриевича. У неё родились три дочери. Все они получили высшее образование. Младшая, Светлана, – инженер-строитель. Старшая дочь, Смирнова (Андреева) Людмила Петровна, преподавала историю в течение 43 лет в родном районе. Трудится в школе вторая дочь Надежды Ефимовны – Андреева (Полякова) Наталья Петровна, которая переняла от матери увлечение литературой. Её стаж приближается к 45 годам. Она победитель конкурса в рамках национального проекта «Образование», заслуженный учитель Российской Федерации.

Самым главным «наследством» в этих семьях, передающимся из поколения в поколение, стало преданное и вдумчивое отношение к профессии: если делать любимое дело, то только хорошо.

Крепкую дружбу подруги пронесли через всю жизнь: встречались, переписывались, вспоминая далёкий таёжный посёлок, где вёл уроки замечательный преподаватель Медведёв Василий Денисович. Кстати, уже находясь на пенсии, он часто присылал из Красноярска то письма, то открытки в посёлок Полуторник, где с 1977 года жила Надежда Ефимовна. Жаловался на больные ноги, на докучливую старость, но в каждом послании вспоминал «милую сердцу природу Кундата и его замечательных людей».

«У мамы сохранилась открытка, где рукой Василия Денисовича написано: «Дорогая Надежда Ефимовна! Сердечно поздравляю Вас с Международным женским днём! К моему поздравлению присоединяется и приветствует мой сын Евгений Васильевич. Всегда помнящий добрым словом Вас и своё пребывание на Кундате. Ваш Медвёдев». Умер он в 1984 году, о чём сообщил его сын» 4.

В рамках нашего исследования мы посчитали целесообразным создание «профессионального древа» и связали его с историей школы, чтобы восстановить преемственность между поколениями учителей (Приложение 9). Один из бывших учеников Надежды Ефимовны, Фуряев Евгений Адольфович, – кандидат биологических наук, доцент кафедры высшей и прикладной математики Красноярского филиала Иркутского государственного университета путей сообщения. Его жена, Фуряева Татьяна Васильевна, доктор педагогических наук, почетный профессор Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, бывшего Красноярского педагогического института, первым директором которого был Василий Денисович.

Заключение

В биографии В.Д. Медведева мы нашли «белые пятна», тайну которых нужно было раскрыть.

Во-первых, не указано, где конкретно в Тисульском районе он занимался преподавательской деятельностью.

Во-вторых, (по материалам Википедии) дата его смерти неизвестна.

В ходе поисковой деятельности была проделана большая работа. Восстановлены недостающие факты биографии учителя Медведева Василия Денисовича. Собран материал о судьбах его учеников. Открыта ещё одна страница в истории народного образования Тисульского района. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.

В результате работы мы пришли к следующим выводам.

1. Одна фотография может содержать в себе неисчерпаемую информацию.

2. Прошлое, запечатленное на старой фотографии, близко и дорого нам. Оно учит помнить своих земляков, с уважением относиться к их жизни.

3. Исследуя старые фотографии, соприкасаешься с историей страны и судьбами людей, которые вложили свой скромный вклад в служение обществу и стране.

4. Необходимо изучать историю своей малой родины, потому что без знания прошлого нельзя построить будущее.

Жизнь В.Д. Медведева, наполненная яркими событиями, – прекрасное свидетельство того, какой след может оставить учитель в сердцах своих учеников. Он никогда не останавливался перед трудностями, шёл по жизни уверенно, зажигая своей мечтой и верой в лучшее других. А главное – своим словом преподавал самую трудную на свете науку – быть людьми.

Изучив биографию нашего земляка, мы как будто окунулись в прошлое и прожили интересную жизнь вместе с ним. Ведь недаром считается: «Судьба человека и его страны неразделимы». От себя мы хотим добавить: «… если этот человек прожил свою жизнь ради родной страны, на благо её граждан».

Пройдя путь от мальчика из бедной семьи до первого (!) директора Красноярского педагогического института, он прославил свою малую родину, Тисульский район. Безвинно репрессированный, объявленный «врагом народа», он не сломался и сумел сохранить в душе истинную любовь к детям.

Данное исследование является началом в рассмотрении большой темы об истории Кундатской средней школы.





































Список использованной литературы


Неопубликованные источники

1. Из воспоминаний Андреевой (Теплоуховой) Надежды Ефимовны.

2. Из воспоминаний Кашутчика Александра Карповича.

3. Из воспоминаний Контаревой (Столяровой) Веры Павловны.

4. Из воспоминаний Смирновой (Андреевой) Людмилы Петровны.


Опубликованные источники

5. Всекузбасская Книга памяти. – Кемерово, 2000. – Т.7, с.138, 249.

6.Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края.– Красноярск: ОАО «ПИК Офсет», 2007. – Т.5, с. 149.


Интернет-ресурсы

7. www.obd-memorial.ru

8. https://www.kgau.ru

9. ru.wikipedia.org/wiki/

10. memorial.krsk.ru

11. peopleandwar.ru










Приложение 1

1939 год. Ученики Кундатской средней школы и преподаватель литературы

Медведев В.Д.

(Из личного архива Андреевой (Теплоуховой) Н.Е.)


Надпись на обороте, сделанная лично Василием Денисовичем.

Приложение 2

































Медведев Василий Денисович









Приложение 3



Знаменитые «5 скал» Посёлок зимой

В таких домах жили золотодобытчики Драга №137

(привезена из Новой Зеландии)



Панорама Кундата

Приложение 4

Члены драмкружка Кундатской средней школы

Руководитель кружка, преподаватель Борис Иванов в роли Дикого

литературы Медведев Василий Денисович

Пётр Недосекин в роли Кудряша Николай Муравьёв в роли Кулигина

Николай Кузнецов в роли Бориса Вера Столярова в роли Катерины

Елена Щеканова в роли Варвары Вера Кравченко в роли сумасшедшей барыни


Приложение 5

































Иванов Борис Иванович

после выпуска из Оренбургского училища.

1941 год.









Приложение 6

Донесение о безвозвратных потерях



Сводная информация о человеке

Номер записи 52905657

Фамилия Иванов

Имя Борис

Отчество Иванович

Дата рождения __.__.1923

Место рождения Новосибирская обл.

Дата и место призыва Тисульский РВК, Новосибирская обл., Тисульский р-н

Последнее место службы ЮЗФ 555 СП 127 СД

Воинское звание мл. лейтенант

Причина выбытия убит

Дата выбытия 15.12.1942

Название источника информации ЦАМО

Номер фонда источника информации 58

Номер описи источника информации 18001

Номер дела источника информации 25

Приложение 7








Контарева (Столярова) Вера Павловна

с дочерью Лидией Александровной (справа)

и внучкой Кананыхиной Анной Сергеевной (слева)




















Приложение 8


Андреева (Теплоухова) Надежда Ефимовна



Учителя Кундатской средней школы (1965 год).

Во втором ряду крайняя слева Андреева (Теплоухова) Н.Е.

Приложение 9

«Профессиональное древо»

Кундатской школы


Медведев Василий Денисович

учитель русского языка

и литературы



Столяров Павел Семёнович учитель истории, директор Кундатской средней школы







Столярова (Контарева) Вера Павловна

учитель русского языка и литературы



Теплоухова (Андреева) Надежда Ефимовна

учитель начальных классов



Муж, Контарев Александр Андреевич, учитель истории, директор Тисульской средней школы

Дочь, Лидия Александровна Контарева (Кананыхина), преподаватель математики

Новосибирский государственный университет



Дочь, Андреева (Смирнова) Людмила Петровна, учитель истории

Дочь, Андреева (Полякова) Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы













Бывший ученик, Фуряев Евгений Адольфович,

кандидат биологических наук, доцент кафедры высшей и прикладной математики Красноярского филиала Иркутского государственного университета путей сообщения.



университет




Внучка, Кананыхина Анна Сергеевна, учитель русского языка и литературы









1



Свежие документы:  Конспект урока по истории "Образование единого централизованного государства. Иван 3 – Государь Всея Руси" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: