История России «Итоговое повторение: Русь в IX – первой четверти XIII веков» 6 Класс



-1-

История России. 6 класс.

«Итоговое повторение: Русь в IX – первой четверти XIII веков»



Цель урока:

  1. Повторить и систематизировать полученные по теме знания.



Оборудование урока — настенные карты «Киевская Русь в 9 — начале 12 вв.»,

«Раздробленность Руси в 12 — первой четверти 13 вв.»


Тип урока: повторительно-обобщающий


Структура урока:

1. Постановка игровой задачи.

  1. Формирование команд, выбор их лидеров, «летописца» (преподаватель – фиксация результатов), судьи.

  2. Подведение результатов командного и индивидуального зачёта

  3. Дом. задание.


Методы и формы организации учебной деятельности: игровой урок в групповой форме.


ХОД УРОКА.

Введение. 1. а) Преподаватель: «Ну что же, уважаемые сограждане, вышло нам повеление от удельного князя провести «бой» по истории в ознаменование приближающегося конца учебного года. Бой облегчает то, что и контрольная похожая у нас была и «оружие» у всех, наверное, ещё не затупилось» /В 3 четверти была контрольная по темам «Древние славяне. – Феодальная раздробленность Руси»/.


б) Учащиеся выбирают «судью» (лучший ученик, эрудит) и рассаживаются на 2 крайних ряда (на две команды).

в) Преподаватель предлагает выбрать названия команд («Лучше по названиям княжеств, будет нормальная усобица»), записывает названия на доске и ведёт счёт баллам.


Владимиро-Суздальское княжество Великий Новгород

(Монархия. Князь) (Республика. Вече)


г) Команды избирают по одному «старшему дружиннику» (психологически лидер, а не эрудит). Он определяет, кто говорит от команды. Сам ничего не отвечает.

Преподаватель: «Оценки за «бой» получат все. Кто-то по итогам «боя» окажется:

«младший дружинник» — 5 (красный картонный квадратик к концу урока иметь)

«рядович» — 4 (зелёный …, 2 зелёных = 1 красный)

«закуп» — 3 (синий …, 2 синих = 1 зелёный)

«холоп» — 2 (серый …2 серых = 1 синий)

(Всё это преподаватель объясняет и записывает на доску, кроме курсива. Получается что-то вроде таблицы).

— 2 —



д) «Судья» просто говорит, правильный был ответ или нет, и получает по итогам боя две оценки: за знания и качество судейства.

Преподаватель: «Я у вас – летописец (летописцы дают исторические оценки). Команда, которая ответила неправильно, теряет ход (право ответа) до неправильного ответа другой команды, что решает судья».

(По ходу боя преподаватель выдаёт ответившему от команды ученику квадратик-оценку независимо от решения «судьи», можно даже передать квадратик-отметку в кулаке, чтобы меньше было видно ученикам).

е) Преподаватель: «Тот, кто набрал 2 «красные», — «погибает» в бою и уходит на средний ряд. Это – «иной мир», т.е. ничего оттуда на «Землю» говорить нельзя до конца боя, чтобы не испортить на «Страшном суде» свой результат».

ж) Преподаватель: «Если команда победила по очкам (по ходу урока преподаватель ставит на доске мелом палочки в таблицу за каждый выданный квадратик), то «старший дружинник» получает «5», если у команды меньше «холопов» — ещё одну «5».

з) Правила понятны? Кинем жребий. У кого есть денежка с двуглавым орлом? Падает вверх орёл – начинает «Владимиро-Суздальское княжество», номинал, (т.е. денег сколько) – «Новгородцы».

Затем преподаватель предлагает команде, чей «ход», вопрос; старший дружинник решает, кто отвечает от команды; «судья», определяя, правильный ли был ответ, сохраняет право ответа за отвечавшей командой или (если нет) передаёт другой. Даже, если «судья» оказался явно не прав, его решение – закон. Но преподаватель имеет возможность воздействовать на ход «боя» подавая более или менее сложные вопросы из числа заготовленных по своему усмотрению.

Вопросы лучше задавать в хронологическом порядке, чтобы он дополнительно фиксировался у учащихся.

  1. Кто из них индоевропейцы: древние египтяне, древние греки, римляне, франки, финно-угры, балты, славяне?

  2. В каких веках 12 восточно славянских племён заселили Восточную Европу?

  3. Чем подсечно-огневая система отличалась от переложной?

  4. Что выращивали восточные славяне?

  5. Чем занимались волхвы?

  6. Кому восточные славяне платили дань «по горностаю и белке с дыма»: Аварскому каганату, Хазарскому каганату, Волжской Булгарии, Византии?

Торговый путь, вокруг которого собралась Киевская Русь? /«Из варяг в греки»/

Крещение Руси ? /988 г./

Первые русские святые /Борис и Глеб/

Расцвет Киевской Руси наступил при … ? /Ярослав Мудрый/

Наследственное земельное владение? /Вотчина/

и т.д.



3. По окончании «боя» подводятся командные итоги (по «палочкам» в таблице),: кто победил, во всеуслышание объявляются оценки «старших дружинников» команд и «судьи».

Затем учащиеся, начиная с лучших «бойцов», оказавшихся на среднем ряду, подходят к учителю и сдают «квадратики», кто сколько получил в ходе боя (если кто-то в команде тайно поделился заработанным – это ценнее всего), и получают оценки за урок в соответствии с указанным выше. Максимально ученик может получить две оценки «отлично».



  1. Домашнее задание: к следующему уроку повторяем §§ 12-15.



Примечание: при размере класса 25-30 учащихся необходим сдвоенный урок.

Свежие документы:  Конспект урока по истории "Война, изменившая карту Европы" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: