История России «Личность Петра I. Значение реформ» 7 Класс



-1-


История России. 7 класс.


«Личность Петра I. Значение реформ»


Цель урока:

1. Закрепление материала предыдущего урока «Изменения в культуре и быте при Петре I»

  1. Изучение нового материала


Оборудование урока – карта «Российская империя в XVIII веке», проектор, компьютер.


Структура урока:

  1. Завершить (частично повторить) опрос по материалу предыдущего урока –20 мин.

2. Новый материал – 20-23 мин.

3. Домашнее задание – 2 мин.


Методы и формы организации учебной деятельности: объяснение, эвристическая беседа, фронтальный опрос.


ХОД УРОКА.


  1. Опрос по предыдущему уроку


  1. Зачем Пётр I создал в стране современную систему образования (т.е. такую, как на Западе) и буквально силой запихнул всё дворянство в неё?

  2. Зачем Пётр I заботился о том, чтобы создать здесь такуюже науку, как на Западе (хотя это было дело десятилетий и могло случиться много после его смерти)?

А чей опыт (какого царя) так заставлял его поступить?

[Чертим схему]


Армия и флот (сила гос-ва)




Образование «Окно в Европу» (СПб)

и наука




  1. Что конкретно Пётр I сделал для развития образования и науки?

  2. Зачем Пётр I изо всех сил внедрял западный быт и культуру в жизнь дворян (и в немалой степени из-за этого столицу из Москвы в новый город перенёс)?

  3. Как Пётр I насаждал западную культуру?

  4. И что, западная культура в России так и осталась 3-м сортом культуры Запада (как сейчас)?


  1. Новый материал (объяснения учителя по плану урока, который записывают учащиеся):


1) Пётр I Великий [Редко кому Запад такие «бирки» вешает: например, Карл Великий создал современную Западную Европу из обломков Западной Римской империи через 300 лет после её крушения её, казалось бы, безвозвратно и в полную дикость]

а) абсолютный лидер во всём

а1 – ум, знания, опыт, физическая сила, воля

а2 – царь по рождению и вёл себя, как царь: вёл в боях и всякой работе

а3 – справедливость (сына не пожалел)


б) царь-труженик (14 ремёсел знал)

в) заботился о России на века вперёд,не жалея себя

[Письмо из Прутского похода в Сенат: не слушать моих указаний, если попаду в плен]

в1 – скромность в быту [на себя деньги не мотал, жалел]

[ Христианство: нет больше жертвы,как жизнь положить «за други своя»]


2) Итог – преображение России

а) «Не было вида человеческой деятельности, который бы не испытал преображения от деятельности Пётра I»

б) Россия вошла в круг великих европейских держав, когда Запад, пользуясь своим техническим превосходством, начал подчинять себе весь мир

б1 – что было бы с православием, если бы не Пётр I ?

б2 – и кем послан такой человек?

в) «Европа нам нужна лет на 50 …»

в1 – Россия осталась собою

г) всемирное значение:

г1 – остановили Наполеона и Гитлера

г2 – в XX веке, борясь против всего Запада, освободили из-под него весь мир [рухнула система колониализма; все Китаи, Индии, арабы, Африка и т.д.]


3) Оценка личности Пётра I

а) гнев до жестокости

а1 – сам рубил головы стрельцам [«Утро стрелецкой казни» — стр.103 – мелка картина на цветной вкладке – злобный на лошади сидит]

а2 – впечатления детства (1782, переворот Софьи)

б) отношение к женщинам

б1 – развалилась 1-я семья

в) человеческая цена реформ («Россию поднял на дыбы …»)

в1 – прекратился прирост населения

[Налоги драли с кровью.А Питер строить?А флот? –Да одно ли это! Прирост населения – итоговый показатель тяжести жизни]

в2 – но и себя не жалел

[Вывод]

г) Пётр I – человек грешный [слабый, как все мы], но честный и православный, и какую работу сделал!

г1 – царь, и им себя осознавал (любовь к России и свой долг)

г2 – «Нет власти не от Бога»

г3 – не нам суд, а Тому, Кто послал [По-человечески, не может меньшее судить о большем]

[Так что, самое главное и правильное – это на всем известном памятнике Петру I от Екатерины II. Там так и написано «Петру I от Екатерины II». А мы от себя должны добавить: «И от всех нас, пока стоит Россия»]



  1. Домашнее задание:


1. Повторить §§12-19 (учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России. Конец XVIXVIII век. 7 класс» — М., Просвещение, 2011): следующий урок – итоговый опрос: оценки за урок получат все.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Китай в 17-18 века"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: