Иван IV Грозный. Внутренняя политика, 10 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа №2»

Хангаласского улуса республики Саха (Якутия)













Конспект урока по истории
в 10 классе

«Иван IV Грозный. Внутренняя политика»







подготовила

учитель истории

Егорова Ольга Ивановна










Покровск 2011г.


Цели урока:

— дать представление о личности Ивана IV Грозного, его деятельности, о причинах и последствиях его поступков

— формирование умения анализа и сопоставления фактов и составление собственного мнения, прослеживать причинно-следственные связи отдельных исторических событий (опричнина – Смутное время)

— на основе изучения личности и деятельности царя воспитание патриотических чувств о едином государстве, показать отрицательные последствия деятельности Ивана для российской государственности


Личности: Иван IV Грозный, А.Курбский, А. Адашев, Сильвестр, М. Скуратов.

Оборудование урока: иллюстрации, схемы, карточки с заданием

Ход урока:

I. Личность Ивана IV.

1. Вводное слово учителя.

Правление Ивана IV Грозного имело большое значение в истории России для укрепления Русского государства.

В тетради: Иван IV рос в обстановке борьбы за первенство между боярскими группировками за первенство. Отношение к малолетнему царю со стороны окружающих было двойственным.

1547 – коронация Ивана 4.(иллюстрация – шапка Мономаха)

Сообщение учащегося об избранной раде.

Вопрос: — Кто входил в Раду.

— Чем можно объяснить приближение именно этих людей.

В тетради: Избранная Рада – кружок из придворных деятелей, приближенных к Ивану IV.

На доске и в тетради: митрополит Макарий, Алексей Адашев, Андрей Курбский, монах Сильвестр.


II. Реформаторская деятельность.

Политическое развитие при Иване пошло как бы в 2 этапа — 1-й — реформы 50-х гг.

1549 – созыв Земского Собора.( иллюстрация – речь Ивана)

Учебник, стр. 202, 2 последних абзаца, читать.

При Иване IV была проведена серия реформ для усиления централизации, эффективности управления и улучшения боеспособности страны.

В тетради:

Реформы: Военная – 1550 г.

— создание первого постоянного стрелецкого войска

— ограничение местничества

Сообщение о Судебнике.

Вопрос: — Что нового было в судебнике в отношении крестьян.

— Почему был затруднен переход крестьян от одного хозяина к другому.

Судебная – Судебник 1550 г.

— обложение монастырей налогами

— дальнейшее закрепощение крестьян

— централизация управления государством

Церковная – Стоглавый Собор 1551 г.

— создание училищ по подготовке священнослужителей

Государственное управление:

— отмена кормлений.

приказы – органы государственного управления

Вопрос: — Какое значение могли иметь эти реформы для страны.

Свежие документы:  Рабство в Древнем Риме, 5 класс

В тетради: Реформы наметили пути к укреплению централизации государства, способствовали оформлению сословно-представительной монархии.


III. Опричнина. 2-й период в политическом развитии – опричнина.

Вводное слово учителя.

1564 – введение опричнины

В тетради: Русское государство было разделено на 2 части: земщина – несла повинности и расходы Ливонской войны, и опричнина (опричь – кроме) – 1) земли принадлежащие Ивану IV, 2) меры для борьбы с изменой среди знати.

Бояре и дворяне, не записанные в опричнину, выселялись в земщину.

В тетради: опричники: Алексей Басманов, Малюта Скуратов.

Книга: М.Цветков «Иван Грозный» стр. 332. как выгладил опричник.

Вопрос: — Можно ли объяснить причины введения Иваном опричнины.

В тетради:

Причины введения опричнины: — конфликт с Избранной Радой

— централизация власти

— злоупотребления бояр, борьба м/у ними за первенство

1572 – отмена опричнины


IV. Закрепление пройденного материала.


Карточки: Опричнина Ивана IV Грозного (высказывания российских историков)

С.М.Соловьев

Опричнина возникла ради утверждения государственного начала, противостоявшего родовым отношениям. Жестокость – порождение суровой эпохи.

В.О.Ключевский

Опричнина – это плод чересчур пугливого воображения царя. Направлена против лиц, а не против системы.

Н.М.Карамзин

Опричнина – это следствие необузданного характера Ивана IV Грозного, патологического свойства его безнравственной души, склонной к разврату и душегубству.

С.Ф.Платонов

Основная цель опричнины – истребить княжат, которые препятствовали укреплению самодержавия и централизации государства.


Вопрос: прочитайте и подумайте, какое из перечисленных мнений на ваш взгляд наиболее верно. Дать объяснение своей точке зрения.

В тетради: Иван IV Грозный был неординарной личностью, царем-реформатором, установившим новый порядок власти в стране и новый статус монарха в государстве.

Вопрос: Перечислите, что положительного и отрицательного в деятельности Ивана Грозного.

Его деятельность носила как положительные так и отрицательные последствия.

Положительное:- отмена кормлений и местничества

— централизация власти

— введение монархического правления

— реформаторская деятельность

Отрицательное:- опричный террор

— ослабление экономики и хозяйства страны

— низкая боеспособность русской армии


Вопрос: — Так каким же человеком был Иван IV. Был более положительной или отрицательной личностью.

— Какое значение имели реформы для России.

— Можно ли объяснить данную последовательность реформ.

Домашнее задание: § 25,26. (учебник Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века. М.: Просвещение, 1999.)














































Список использованной литературы


1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века. М.:

Свежие документы:  Внутренняя и внешняя политика Временного правительства, 9 класс

Просвещение, 1999.

2. Цветков С.Э. Иван Грозный: Беллетризированная биография. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.































скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: