Классный час «Мы отстояли Родину в боях»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бугаевская средняя общеобразовательная школа



Классный час










Учитель МКОУ Бугаевской средней общеобразовательной школы

Суходолова Ольга Васильевна

2013 г.







Классный час на тему: «Мы отстояли Родину в боях!»


Цели :

Развивающие:

развивать любознательность, умение анализиро­вать, сравнивать, обобщать, Обогащать словар­ный запас учащихся.

Развивать память, умение рассуждать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Воспитывающие: воспитать патриотические чувства, любовь и гордость к нашей Родине, к народу; ознакомить с историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 г.;

знакомить с историей родного края, с историей родного села в годы войны, воспитывать чувство гордости за наших земляков;

воспитывать чувство патриотизма, гордость за нашу Родину, готовность защищать её в трудное время;

Наглядность: рисунки детей «Мы рисуем мир», выставка книг о войне над которым плакат «Никто не забыт, ничто не забыто».

Подготовка: дети читают книги, газеты об участии нашего народа в Великой Отечественной войне; заучивают наизусть стихи, посвященные подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, готовят выставку рисунков к теме урока.

Книги о Великой Отечественной войне:

А. Твардовский «Рассказ танкиста»; Цесарский А. «Операция «Мост», Воскобойников В. «Девятьсот дней мужества», Благинина Е. «Клятва бойца», Благинина Е. «Почему ты шинель бережешь?», Михалков С. «Быль для детей», Исаковский М. «Разговор на крыльце», Воробьев Е. «Тринадцатый лыжник», Митяев А. «Подвиг солдата», Н. Внуков «На чужих крыльях», стихи Р. Рождественского, Е. А. Благинина «Шинель», стихи С. В. Михалкова и др.


Ход мероприятия:

Организационный момент.

СЛАЙД № 1

— Сегодня у нас необычный классный час, который посвящен предстоящему празднику 9 Мая – Дню Победы. Мы с вами узнаем о том, что в Великой Отечественной войне участвовали и наши земляки.


  1. Актуализация знаний.

Сообщение учителя:

9 мая отмечается День Победы нашей страны в Великой Отечественной войне 1941-1945г. Война-явление жёстокое, страшное. Но пока на земле существует злоба, ненависть, будут происходить войны, которые уносят жизни детей и взрослых.

Сегодняшний классный час посвящается Дню Победы нашего народа над фашистской Германией и окончанию Великой Отечественной войны.

СЛАЙД № 2

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то.

Благодарим солдаты вас:

За жизнь, за детство, за весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир в котором мы живем!

22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была раз­рушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не ока­заться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

Весь народ, от мала до велика поднялся на защиту своей Родины.

Воевали не только взрослые, но и дети. 20 000 ребят полу­чили медаль «За оборону Москвы», 15249 юных ленинградцев награж­дены медалью «За оборону Ленинграда». А сколько неизвестных героев было на той войне!

— Вы помните этот день? Война шла 4 года — 1418 дней. 20 000 000 погибших русских людей

— Это значит 22 человека на каждые 2 м земли.

— Это значит 13 человек в каждую минуту.

— На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. 20 тысяч пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15 тысяч 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками, любовно расшитыми носовыми платками, кисетами для табака. В колхозах создавались звенья для оказания помощи в полевых работах. Заработанные деньги ребята вносили в фонд обороны. А когда обстановка требовала от детей активных действий в борьбе с врагами, участвовали в сооружении оборонных рубежей, были связными партизанских отрядов, разведчиками в воинских частях. Очень часто дети участвовали в концертах для раненых солдат, они выступали в госпиталях и воинских частях.


  1. Коллективное рассматривание рисунков учащихся.

— Как вы назвали ваши рисунки?

— Кому вы их посвятили?

— Что особенно заинтересовало вас при выполнении работ?


  1. Ученики читают наизусть стихи о войне, выученные дома.


СЛАЙД № 3

1. Ученик


От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий российский народ.

Выходил он свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну.

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали с русскими едины

Белорусы, латыши.

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши-

Все российские народы,

Против общего врага.

Все, кому мила свобода

И Россия дорога.

С. Михалков

2. Ученик


Был день, как день,

Светило солнце,

И ветер шарил по траве,

Я тосковал, смотря в окно,

Отец на фронте, на войне.

И вдруг светлее стало в небе,

Прибоем радостной волны

Пришла к нам весточка: Победа!

И нет боев, и нет войны!

На печке дед заплакал старый,

Слез не скрывая, как малец,

И улыбнулась наша мама

Улыбкой счастья, наконец.

Четыре года папу ждали

Мы вместе с нею, словно век.

И вот пришел под звон медалей

Родной и близкий человек.

Победа! Славная победа!

Какое счастье было в ней!

Пусть будет вечно ясным небо,

И травы будут зеленей.

А. Воротынцев

3. Ученик

Почему ты шинель бережёшь?


Почему ты шинель бережёшь? —

Я у папы спросила.­

Почему не порвёшь, не сожжёшь? —

Я у папы спросила.-

Ведь она и — грязна, и стара,

Приглядись-ка получше,

На спине вон какая дыра,

Приглядись-ка получше!

— Потому я её берегу,­

Отвечает мне папа,­

Потому не порву, не сожгу,-

Отвечает мне папа,-

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок, на врага

И его одолели.

Е. А. Благинина


4. Ученик


Куда б ни шел, ни ехал ты,

но здесь остановись.

Могиле этой дорогой

всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтер,

ученый иль пастух, —

навек запомни: здесь лежит

твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

он сделал все, что смог,

себя в бою не пожалел,

а Родину сберег.

М. Исаковский


  1. Работа с учащимися по теме «Гордимся нашими земляками»


Учитель:

Сначала немного истории:

СЛАЙД № 4

Сейчас расскажу о ж. Хрещатом Кнтемировского района, Воронежской области. Х. Хрещатый образовался в 1780-е годы. (Дата возникновения записана по данным Воронежского областного музея).

СЛАЙД № 5

Он находится в 14 км к юго-западу от Кантемировки. В старых документах говорится, что хутор Хрещатый расположен «при овраге Хрещатом». От этого оврага и произошло название. Слово «хрещатый» означает развилистый, в виде креста.

Прошло уже 65 лет с той победной весны, но каждый из нас содрогнется, вновь услышав впервые страшные фразы, бьющие прямо в сердце: «Внимание! Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского союза! Сегодня, 22 июня 1941 года в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза».

Война в наш хутор Хрещатый пришла 12 июля 1942 года. (По рассказам жителей села) Это было воскресенье.

Немецкий штаб был в школе. Немцы заставляли всех женщин делать дорогу. Но немцы пробыли недолго. 19 декабря немцев прогнали русские войска.

В этой войне принимали участие и наши земляки.


1. Ученик

(Рассказывает о П. А. Литвиненко)

СЛАЙД № 6, 7, 8

ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ЛИТВИНЕНКО —

полный кавалер ордена славы, герой социалистического труда

В 17 мальчишеских лет он узнал, что такое война. Его родители — кресть­яне из хутора Хрещатый Во­ронежской области — ра­ботали в колхозе.

Но тут гря­нула война, и ему пришлось, как и большинству его сверстников, заниматься строительством оборони­тельных сооружений, окопов и противотанковых рвов. А потом еще целый год тру­диться в прифронтовом от­ряде по восстановлению разрушенных немцами железнодорожных путей.

В декабре сорок второ­го подошел срок призыва, и он попал в учебную противотанковую батарею, а отту­да — в действующую ар­мию. От тихого Дона до кру­того Днепра прошел навод­чик Литвиненко со своим расчетом в составе истре­бительного противотанко­вого артиллерийского пол­ка прославленной 8-й гвар­дейской армии под коман­дованием генерала В. И. Чуйкова.

После завершения зна­менитой Белорусской опе­рации с тяжелыми боями был захвачен плацдарм за Вислой, где особенно ярко засверкало ратное дарова­ние Павла, который зареко­мендовал себя мастером ведения огня прямой на­водкой. Только за один день жаркого августа сорок четвертого пушка Литвинен­ко уничтожила два орудия и два станковых пулемета, ав­томашину с боеприпасами и немало живой силы про­тивника. За смелость и от­вагу он был тогда награж­ден первым орденом Славы.

Его солдатскую доблесть командование отметило вторым орденом славы ранней весной победного сорок пятого, ког­да в ожесточенных боях за город-крепость Познань гвардии младший сержант отличился, уничтожив из своей «сорокапятки» восемь вражеских пулеметов и бо­лее взвода солдат.

Высшую солдатскую награду страны — орден Славы 1-й степени — коман­диру орудия гвардии сер­жанту П. А. Литвиненко от имени Президиума Верхов­ного Совета СССР вручили уже после победы.

После войны он работал на комбайновом заводе. За созидательный, напря­женный и самоотвержен­ный труд П. А. Литвиненко — был высоко оценен Родиной, за что в начале 70-х годов ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

(Ежедневная областная газета «Тульские новости»

№ 288-289 от 26 декабря 2003 года )



2. Ученик

(Рассказывает о Я. И. Ковнацком)

СЛАЙД № 9, 10

Ковнацкий Ярослав Игнатьевич

Ковнацкий Ярослав Игнатьевич родился на Украине в Житомирской области.

В 1939 году был призван в ряды Вооруженных сил. Служил он на Дальнем Востоке в г. Благовещенске. Оттуда был мобилизован в первые дни войны на защиту нашей страны. Почти всю войну был разведчиком. Был много раз ранен: в одну из ран на спине можно было вложить ладонь, настолько она была широка и глубока. Он редко рассказывал про свои подвиги, так как был очень скромным человеком, но два ордена Славы ΙΙΙ и ΙΙ степени, полученные им, говорили сами за себя. На войне он был 7 раз ранен.

Он награжден:

орденом СЛАВЫ ΙΙΙ Степени приказом 39 гв. Стрелковой дивизии № 0104 от 30.10 44г. № орд. 376866;

орденом СЛАВЫ ΙΙ Степени приказом 8 гв. армии № 0494 от 25.02.45г. № орд. 29519.

орденом СЛАВЫ Ι Степени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1975 г. № орд. 1940.

После окончания Великой Отечественной войны он переехал жить в х. Хрещатый. С 1945 года по 1973год он жил и трудился в нашем селе на молочно-товарной ферме.

(Из семейного архива дочери Я. И. Ковнацкого)


Учитель:

Ребята, десятки людей ушли на фронт из нашего села. Многие из них были награждены орденами и медалями за мужественные подвиги.

СЛАЙД № 11

Учитель:

Вот на этой фотографии лишь малая часть тех, кто ушел защищать нашу Родину из х. Хрещатый и с. Бугаевка. Здесь можно увидеть лица тех фронтовиков с. Бугаевка и х. Хрещатый, которые были еще живы в 1973 году.

На данный момент в х. Хрещатом осталось в живых очень фронтовиков: Беляева Н. Н., Черепкова М. Е..

СЛАЙД № 12

Учитель:

А на данной фотографии мы видим тоже участников войны, имеющих многие награды.

На фото:

(Вверху, слева направо): Ковнацкий Я. И. (полный кавалер трех орденов Славы), Пужкин Г. М. (Кавалер двух орденов славы).

(Внизу, слева направо): Сергиенко Ф. С., Суходолов С. Л., Пужкин Д. Е. (Кавалер двух орденов Славы), Кривошеев А. А.

СЛАЙД № 13

Учитель:

В то трудное военное время в нашем селе жил и Гоптарев Михаил Михайлович, ныне – художник. Гоптарев М. М. написал много картин о трудной крестьянской жизни и о многом другом. Он здесь родился и жил с родителями. В 41-ом отец Гоптаре­ва ушел на фронт, как и мно­гие его земляки. До победного 45-го Михаил с братишкой ос­тался на попечении матери. Военное детство запомнилось голодным, с вечными страха­ми за завтрашний день — эта тревога не сходила с лица матери и передавалась детям.


  1. Итог

  2. Учитель:

— Наш классный час подошел к концу. Расскажите дома обо всем, что вы узнали на уроке.

— Сегодня мы с вами старались понять, какой ценой была завоевана победа.

— Что вам особенно понравилось и запомнилось?

— Как вы считаете, какие черты характера были присущи всем героям войны?

Я думаю, что вы не раз ещё в течение своей жизни будете возвращаться к книгам, периодической печати, к истории нашей страны, чтобы вспомнить лишний раз, за что отдали свою жизнь миллионы людей нашей страны в Великой отечественной войне, чтобы на земле был мир.

Мне хочется закончить наше занятие стихотворением о нашем небольшом хуторке, которое я написала сама.

Хуторок


На юге Воронежской области

Среди степей и лесов

Полный чувства гордости

Есть хуторок небольшой.


Хрещатый – простое название.

Он дорог сердцу и мил.

Каждый спешит на свидание,

Если уехал на миг.


Плавно качаясь от ветра

Вербы в тиши шелестят.

В летнюю пору прохладою

Тянут к себе и манят.


Нежная трель соловьиная

Вечером летним слышна.

Моя сторона родимая,

Как же ты сердцу нужна!


Предки здесь наши жили

Славя Хрещатый родной.

Труд и отвагу дарили

Славной Отчизне большой.


Пусть жизнь в хуторке продолжается,

Всюду слышится детский смех!

Старики пускай улыбаются

Добротой озаряя всех.


СЛАЙД № 13

Классный час подготовила:

учитель МКОУ Бугаевская СОШ

Кантемировский район Воронежская область Суходолова Ольга Васильевна


Свежие документы:  Тест на тему "Индия в древности"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: