Конспект открытого урока по предмету «История Древнего мира» в 5 классе «Законы братьев Гракхов»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №77 с углубленным изучением английского языка» г.Перми














Конспект открытого урока по предмету «История Древнего мира»

в 5 классе по теме

«Законы братьев Гракхов»













подготовила:

учитель истории

Апанасенко Ольга Михайловна















г. Пермь

2014


Открытый урок истории в 5 классе

Тема «Законы братьев Гракхов»


Конспект урока

Цели:

  • формирование познавательных УУД: информационных, аналитических умений;

  • развитие регулятивных и коммуникативных УУД: умения кооперативной деятельности, ведение активного диалога.


Задачи:

  • осмыслить основные положения закона Тиберия Гракха и дать событию историческую оценку;

  • развивать умение работать в группе, отставить свою точку зрения,, вести дискуссию, осуществлять рефлексию.


Формирующие результаты.

  • предметные: знания истории аграрной реформы братье Гракхов; умение выделять главное в предлагаемом материале; умение сравнивать различные позиции и видеть развитие общественных процессов; выявлять причинно-следственные связи;


  • метапредметные: умение составлять тезисы; умение сжимать объемную информацию ; умение грамотно вербально сформулировать тезис;


  • межпредметные: право (через формирование понятия аграрного закона); обществознание (изучение проблем нравственности и гуманизма); литература (умение работать с текстом, составлять к нему вопросы, рассказ с опорой на текстовый документ-конспект).


Формы работы: фронтальная и групповая.


Ход рока


1. В начале урока, перед тем, как начать работать с текстом, проводится актуализация знаний через разбор домашнего задания (см. Приложение 1).

Текст выдавался на дом на предыдущем уроке и учащиеся должны были выполнить к нему ряд заданий:



  1. Какая главная проблема существовала в Риме?

  2. Укажите причины разорения крестьян рост богатств аристократов.

  3. Каким образом можно было решить данную проблему? Чем могло закончится противостояние?

  4. Как бы Вы сформулировали тему урока следующего истории?



Далее формулируется определение гражданской войны и тема урока.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, исходя из текста, с которым работали дома.

Тема урока — «Земельный закон братьев Гракхов».


2. Во 2 веке до н.э. Рим переживал свой расцвет. Это была сильнейшая держава античного мира. Одержав победу в Пунических войнах, Рим одолел последнего крупного противника – Карфаген.


  1. Каким было внутреннее устройство Рима?

  2. Что такое Сенат?

  3. Кто мог решать вопросы в Сенате?

  4. Кто такие трибуны? Чем они занимались?


3. Групповая работа (сенаторы и трибуны).


Итак, каким образом можно решить проблему? Каким образом можно было решить/предотвратить гражданскую войну?


Разделимся на три группы по рядам.


Группа 1. Представьте себя в роли сенаторов. Как вы могли бы решить проблему? Необходимо проанализировать ситуацию и предложить мирные пути решения конфликта. Можно пользоваться текстом, тетрадями.

Группа должна подготовить выступающего, который предложит ваши позиции к рассмотрению.


Группа 2. Представьте себя в роли народных трибунов. Ваша задача — парировать аргументы сенаторов, предоставить на защиту свои тезисы для мирного разрешения проблемы.


Группа 3. Вы — историки. Ваша задача — пролить свет на эту историю. Перед вами — учебник. Вы читаете его на с.230-233 и составляете небольшой план по параграфу, в котором четко и ясно будет изложена историческая действительность.

Найдите и озвучьте формулировку земельного закона.

Какие плюсы и минусы можно отметить в деятельности Тиберия Гракха? Гая Гракха?


Вам также необходимо подготовить выступающего.


Аргументы



за богатых за бедных

(сенаторы) (трибуны)


Аргументы фиксируются на доске.


Рефлексия:


Какую реформу провели братья? Могли ли братья Гракхи победить в этой борьбе против сенаторов?

Как бы мог развиваться Рим в случае их победы?

Вывод: к чему приведет дальнейшее разорение земледельцев в Италии?


(Сенат не захотел добытыми богатствами, это привело к обнищанию большей части населения, республиканский дух угас и к бунтующим трибунам присоединились гладиаторы (восстание Спартака) и пр.)


Раздаточный материал

Каждой группе выдается памятка с алгоритмом работы в группе.

Алгоритм работы:

1. Вспомнить и записать имеющуюся у вас информацию по поставленному вопросу.

2. Выбрать, на ваш взгляд, самые важные аргументы.

3. Четко выстроить ответ (в логической последовательности привести ваши аргументы).

4. Выбрать выступающего и подготовить его ответ.

5. В случае, если выступающий не сможет защитить позицию группы, группа помогает ему с места.



Группа 1. Представьте себя в роли сенаторов.

Как вы могли бы решить проблему? Необходимо проанализировать ситуацию и предложить мирные пути решения конфликта. Можно пользоваться текстом, тетрадями.

Группа должна подготовить выступающего, который предложит ваши позиции к рассмотрению.


Группа 2. Представьте себя в роли народных трибунов. Ваша задача — парировать аргументы сенаторов, предоставить на защиту свои тезисы для мирного разрешения проблемы.

Можно пользоваться текстом, тетрадями.

Группа должна подготовить выступающего, который предложит ваши позиции к рассмотрению.


Группа 3. Вы — историки. Ваша задача — пролить свет на эту историю. Перед вами — учебник. Вы читаете его на с.230-233 и составляете небольшой план по параграфу, в котором четко и ясно будет изложена историческая действительность.

Найдите и озвучьте формулировку земельного закона.

Какие плюсы и минусы можно отметить в деятельности Тиберия Гракха? Гая Гракха?

Группа должна подготовить выступающего, который предложит ваши позиции к рассмотрению.






Список использованной литературы


  1. Вигасин А.А., Г.И.Годер, Свеницкая И.С. История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2008.

  2. Нефёдов С.А. История древнего мира. — М.: Владос , 1996.

  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.

Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010






Свежие документы:  Урок по истории по теме «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: