Конспект повторительно-обобщающего урока “Апогей сталинизма: СССР в 1945–1953 гг.” 9 класс


Конспект повторительно-обобщающего урока в 9 классе

по разделу “Апогей сталинизма: СССР в 1945–1953 гг.”

Цели урока:

1. Образовательная:

  • показать состояние народного хозяйства после Великой Отечественной войны: каковы были альтернативы его развития и как развивалась советская экономика, в чем причины возврата сталинского руководства к довоенной экономической модели; указать причины бедственного положения сельского хозяйства после войны;

  • объяснить, с чем связан размах послевоенных репрессий в стране;

  • обсудить политику сталинского руководства в области науки и культуры, объяснить усиление идеологического пресса после войны;

  • показать изменение международного положения СССР; выяснить причины начала “холодной войны”.

2. Развивающая:

  • совершенствовать умение учащихся выделять главное в изученном материале, анализировать, делать выводы;

  • систематизировать ранее изученный материал;

  • развивать речь учащихся, мышление, внимание, память;

  • формировать умения и навыки работы с картами, документами, тестами.

3. Воспитательная:

  • расширять познавательный интерес школьников;

  • воспитывать уважение к героическому труду народов нашей страны в послевоенные годы;

  • научить быстро и четко организовывать свой учебный труд.

Основные понятия:

Репарации, репатриация, тоталитаризм, национальное богатство, конверсия, дефицитная экономика, диспропорция, апогей, ГУЛАГ, “железный занавес”, паспортный режим, репрессии, генетика, кибернетика, концепция, “холодная война”, доктрина, импорт, экспорт, экспансия, “социалистический лагерь”, национализм, НАТО, СЭВ, ОВД, “план Маршалла”, гонка вооружений, ВПК и др.

Тип урока:

Повторительно-обобщающий, спаренный урок.

Учебно-методическое обеспечение урока:

Магнитофонные записи “Песни о Родине” В. Лебедева-Кумача, “Марш энтузиастов”; карты “СССР”, “Политическая карта мира”; документы к разделу из учебников по истории XX века; портреты политических деятелей, плакаты, контурные карты; тесты “СССР в середине 1940-х — середине 1950-х гг.”, листы бумаги для записи ответов.

План урока:

1. Советское общество после войны: надежды и боль потерь.


2. Восстановление экономики — цена успеха:

  • экономика СССР после войны;

  • развитие промышленности;

  • сельское хозяйство.

3. Укрепление тоталитарного режима:

  • изменения в структурах власти;

  • новый виток репрессий;

  • национальная политика.

4. Идеология, культура, наука (дискуссии).

5. Ужесточение внешней политики:

  • у истоков “холодной войны”;

  • экспорт сталинской модели;

  • апогей “холодной войны”.

Выводы по теме.

Работа с тестами.

Домашнее задание:

Предложить ученикам расспросить членов их семей или знакомых о том, где они жили и работали в 1945–1953 гг. (можно оформить как творческую работу на отдельных листах бумаги и сдать учителю).

Список используемой литературы:

  1. Документы и материалы к учебнику по отечественной истории / Сост. О.Е. Лебедев. М., 1992.

  2. Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век. М.: Дрофа, 1995.

  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. М., 1996.

  4. Зуев М.Н. История России. М.: Дрофа, 2001.

  5. Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992.

  6. Отечественная история: курс лекций. М.: Наука, 1997.

  7. История России. XX век: Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 3. М.: Аванта, 1995.

  8. Тестовые задания по истории России XX века: 9 класс / Сост. Г.В. Клокова. М.: ТЦ Сфера, 1999.

Ход и содержание урока:

Учитель объявляет тип, тему, цель урока. Работа по плану (план следует написать на доске). В конце урока — работа с тестами. В начале урока для создания проблемной ситуации учитель предлагает прослушать “Песню о Родине” В. Лебедева-Кумача — гимн конца 30-х годов:

Широка страна моя родная
Где так вольно дышит человек…
Человек проходит как хозяин…
С каждым днем все радостнее жить…

Учитель: Так ли это было на самом деле? Наша задача — ответить на этот вопрос. Докажем справедливость названия темы.

1. Советское общество после войны

Учитель обращает внимание учеников на репродукции картин “На страже мира” А. Китаева, “Возвращение” В. Костецкого (как мостик от прошлого итогового урока), которые присутствовали на прошлом повторительно-обобщающем уроке по теме “Великая Отечественная война”.

Учитель: “Широка страна моя родная…” Как изменилась территория нашей страны после второй мировой войны?

Ученик у доски по карте “СССР” показывает и называет территории, которые вошли в состав СССР.

Учитель: Победа в кровопролитной войне открыла новую страницу в истории страны. Она породила надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного режима на личность. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре. “Демократическому импульсу” войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Борьба демократической и тоталитарной тенденций — лейтмотив общественного развития. Война принесла стране неисчислимые потери и разрушения. Особенно тяжелыми были потери в людях. Подтвердите это примерами.

Ученики: В сражениях на фронтах, в борьбе с оккупантами на временно захваченной врагом территории, в концлагерях, на фашисткой каторге погибло около 27 млн человек; резко сократилось количество трудоспособного населения; остались миллионы сирот, вдов, инвалидов…

Учитель: Назовите черты массового сознания после войны.

Ученики: Оптимизм: мир пришел; надежды на лучшую жизнь, перемены.

Учитель: Какие надежды были у различных категорий населения, сбылись ли они?

Ученики: У рабочих — на отмену жестких предвоенных законов, введение 8-часового рабочего дня, ежегодных отпусков, отмену принудительных сверхурочных работ; у колхозников — на появление бóльших возможностей работать в личном хозяйстве; у интеллигенции — на предоставление свободы творчества, возможности вести дискуссии; у репатриантов — на возможность вернуться домой, к нормальной жизни, устроиться на работу; у заключенные ГУЛАГА —  на освобождение, возвращение домой; у населения союзных республик — на изменение национальной политики… А вместо исполнения надежд — подозрения, проверки, спецлагеря.

Учитель: Как война изменила общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в 1930-е гг.?

Ученики: Экстремальная обстановка на фронте и в тылу заставляла людей мыслить творчески, принимать на себя ответственность в решающий момент, действовать самостоятельно. Война проломила “железный занавес”, участники европейского похода Красной Армии (около 10 млн чел.), репатрианты (около 5,5 млн чел.) воочию увидели тот буржуазный мир, о котором они знали исключительно из пропагандистских материалов, “разоблачавших” его пороки. Вследствие этого посеяны сомнения в правильности навязываемых оценок. Недовольство выражали офицеры и генералы, которые, почувствовав относительную независимость в принятии решений в годы войны, снова оказались все теми же “винтиками” в сталинской системе.

Демократический импульс” войны проявился в возникновении ряда антисталинских молодежных групп в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске. Власти были обеспокоены. Большинство же населения страны воспринимало победу в войне как победу Сталина и возглавляемой им системы.

Учитель: Какие же направления выбрала система?

Ученики: Путь “декоративной”, “видимой” демократизации; по сути же, происходило усиление борьбы с “вольнодумством” и укрепление тоталитаризма.

Вывод: Велики и многообразны были надежды народа-победителя. Но далеко не все из этих надежд воплотились в жизнь. Трагичными оказались после войны судьбы депортированных народов, узников ГУЛАГа, бывших военнопленных — солдат и офицеров, оказавшихся на Родине в заключении.

2. Восстановление экономики: цена успеха

1) Экономика СССР после войны

Звучит песня “Марш энтузиастов”.

Учитель: Каким было состояние экономики в результате войны?

Ученики: Разрушено 1710 городов и поселков, 70 тыс. сел и деревень; взорвано 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт; взорвано 65 тыс. км железнодорожных путей; сократились посевные площади на 36,8 млн га.

Учитель: Каковы были общие потери страны?

Ученики: В результате гитлеровской агрессии общие материальные потери составили 1/3 национального богатства. Прямой материальный ущерб — 679 млрд рублей — больше, чем у всех других европейских государств, вместе взятых.

Учитель: Когда начинается восстановление народного хозяйства?

Ученики: Восстановление начинается еще в годы войны, когда в 1943 г. вышло спецпостановление “О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации”. Но центральной задачей восстановление страны стало лишь после окончания войны.

Учитель: Ребята! Что вам известно о восстановлении нашего города?

Ученики: Наш древний город Великие Луки после освобождения 17 января 1943 г. представлял из себя обгорелые развалины и пустыри. То, что строили столетиями, немецко-фашистские захватчики разрушили за 16 месяцев своего хозяйничанья. По определению государственной комиссии, ущерб, причиненный городу, составил свыше 500 млн рублей. После окончания войны СНК СССР в постановлении от 1 ноября 1945 г. включил Великие Луки в число древнерусских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Восстановление города завершилось в основном в годы первой послевоенной пятилетки (1946–1950).

Учитель: Кому была поручена разработка 4-го пятилетнего плана?

Ученик: Разработать 4-й пятилетний план 1946–1950 гг. восстановления и развития хозяйства было поручено Н.А. Вознесенскому.

Учитель: В чем проявилась “демократическая альтернатива” в этом вопросе?

Ученики: Были внесены предложения о некоторых смягчениях волюнтаристского режима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. При разработке нового проекта Конституции наряду с признанием приоритета государственной собственности, допускалось существование мелких крестьянских и кустарных хозяйств, основанных на личном труде. Ставился вопрос о децентрализации экономической жизни, предоставлении больших прав регионам и наркоматам.

Учитель: Чья точка зрения победила в экономических дискуссиях?

Ученики: Победила точка зрения Сталина, который в 1946 г. заявил о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма.

Вывод: Произошел возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 1930-е годы.

2) Развитие промышленности

Учитель: Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях. Поначалу труд советских людей мало чем отличался от военной “чрезвычайщины”. Каковы были первые успехи?

Ученики: К весне 1945 г. было восстановлено около 1/3 разрушенных производственных мощностей и вновь вступили в строй 7500 предприятий. Оживали города и села. Люди, соскучившиеся по мирному труду, с энтузиазмом, оптимизмом включались в ритм созидательной работы. Энергия восстановления породила массовое движение новаторов производства, так называемых “скоростников”.

Учитель: Кто был инициатором этого движения?

Ученик: Ленинградский токарь Г.С. Борткевич, который в феврале 1948 г. на токарном станке выполнил за сутки 13-дневную норму.

Учитель: Какие сложности восстановительного периода вам известны?

Ученики: Военные потери, разрушения, засуха, голод 1946 г.; рабочие трудились под открытым небом или в неотапливаемых помещениях, на старом или изношенном оборудовании; демобилизация, резкое усиление миграционных процессов; возвращение репатриантов, беженцев и эвакуированных; конверсия; нехватка рабочей силы, текучесть кадров; выделение средств из бюджета на поддержку восточно-европейских союзных стран.

Учитель: Чем компенсировались сложности?

Ученики: Увеличением перекачки средств из деревни в город; перераспределением средств из социальной сферы, легкой и пищевой промышленности в тяжелую; подъемом трудовой активности рабочих. Кроме того, репарациями из Германии (43 млрд долларов) и бесплатным трудом 9 млн заключенных ГУЛАГа и 2 млн немецких и японских военнопленных.

Учитель: Покажите диспропорции между отраслями экономики.

Ученики: 88% капиталовложений направлялось в ВПК, машиностроение, металлургию, топливную и энергетическую промышленность; 12% — в легкую и пищевую, что, естественно, не удовлетворяло даже минимальных потребностей населения.

Учитель: Где по стране были наиболее высокие темпы развития?

Ученик: В Литве, Латвии, Эстонии и Молдавии.

Вывод: В 1950 г., по официальным данным, промышленное производство превысило довоенные показатели на 73%. Главным творцом этих успехов стал советский народ. Его невероятными усилиями и жертвами, а также высокими мобилизационными возможностями директивной модели экономики были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Тем не менее в советской экономике, в основном на предприятиях ВПК, наблюдались сплошные противоречия: предпринимались попытки внедрения хозрасчета, но не были приняты меры материального стимулирования; более широко использовались научно-технические разработки, начался рост производительности, но падали расценки.

3) Сельское хозяйство

Учитель: Еще более ослабленным из войны вышло сельское хозяйство, валовая продукция которого в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня. Чем еще усугублялось положение в сельском хозяйстве?

Ученики:Неблагоприятными климатическими условиями 1946 г.: Поволжье, Северный Кавказ, Центральные черноземные области, Украину, Молдавию поразила сильнейшая засуха.

Оказанная продовольственная и семенная помощь не спасла — избежать голода не удалось, были случаи людоедства. Трагедия послевоенного голода тщательно замалчивалась. Наоборот — сообщалось о росте поставок зерна в закрома Родины; зерно даже вывозили в некоторые страны Европы.

Положение усугублялось также наличием старой системы управления колхозами, низкой технической оснащенностью; наличием неэквивалентного товарообмена между городом и деревней; ростом налогов на подсобное хозяйство; отсутствием паспортов у крестьян (ограничением свободы передвижений), социальных гарантий (пенсионного обеспечения, оплаты больничных листов); укрупнением колхозов, что вело к дальнейшему сокращению крестьянских наделов.

Учитель: “Снизу” все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов в силу их неэффективности. Как сторонники ликвидации аргументировали свою позицию?

Ученики: Относительное ослабление государственного давления на производителя в годы войны дало положительный результат. Проводилась прямая аналогия с восстановительным периодом после гражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживления частного сектора, децентрализации управления и приоритетного развития легкой и пищевой промышленности.

Учитель: Но призывы не были услышаны “наверху”. Каковы же результаты к концу 4-й пятилетки?

Ученики: К 1950 г. валовая продукция сельского хозяйства достигла лишь 99% довоенного уровня. Сельское хозяйство не удовлетворяло растущих потребностей населения в продуктах питания, а легкую и пищевую промышленность не обеспечивало сырьем. Посевные площади под зерновыми культурами хотя и увеличились за пятилетие на 20%, но не достигли довоенного уровня. К концу 4-й пятилетки бедственное экономическое положение колхозов потребовало очередного их реформирования. Но власти видели суть не в материальном стимулировании производителя, а в очередной перестройке структуры. Вместо звена (состоящего в основном из членов одной семьи) рекомендовано было развивать бригадную форму работы — отсюда новая волна недовольства крестьян.

Вывод: С помощью волевых мер и ценой огромных усилий крестьянства в начале 50-х гг. удалось вывести сельское хозяйство страны на довоенный уровень производства. Однако лишение крестьян еще сохранявшихся стимулов к труду вплотную подвело сельское хозяйство к небывалому кризису и заставило правительство принять чрезвычайные меры для снабжения продовольствием городов и армии. Главная же причина отставания была в административно-командной системе управления, в тех методах, которыми решались задачи послевоенного строительства.

Практическая работа

Ученикам предлагается отрывок из произведения И.В. Сталина “Экономические проблемы социализма в СССР” 1952 г. [3, стр. 257–258].

Учитель: Прочитав работу самостоятельно, ответьте на вопрос: какие основные идеи представлены в работе как теоретическое обоснование курса на дальнейшее “закручивание гаек”?

Ученики: Преимущественное развитие тяжелой промышленности; полное огосударствление собственности; последовательное свертывание рыночных отношений; преобладание при социализме потребностей населения над возможностями.

Вывод: Возврат СССР к довоенной модели экономического развития вызвал значительное ухудшение хозяйственных показателей в послевоенный период, что явилось закономерным итогом реализации взятого в конце 20-х гг. курса.

3. Укрепление тоталитарного режима

1) Изменения в структурах власти

Учитель: Назовите изменения, произошедшие в структурах власти в послевоенные годы.

Ученики: СНК был преобразован в Совет Министров, ВКП(б) — в КПСС, СНК союзных и автономных республик — в Советы Министров союзных и автономных республик; Председателем СМ СССР был утвержден И.В. Сталин; М.И. Калинин ушел с поста Председателя Президиума Верховного Совета СССР (это место занял Н.М. Шверник); увеличилось количество министерств, усилилась бюрократизация (например, Наркомат по строительству был разбит на 3 народных комиссариата); произошло сращение партийного и государственного аппаратов; победа в ВОВ не привела к смягчению тоталитарного политического режима, но, напротив, укрепила славу Сталина, повысила авторитет Коммунистической партии и помогла утвердиться тезису о возрастании роли партии в развитии общества как руководящей и направляющей силы: партия стала эпицентром административно-командной системы; оставаясь в плену стереотипов “сталинской модели социализма”, догматических представлений в теории, партия не нашла правильных путей перестройки своей практической деятельности.

2) Новый виток репрессий

Учитель: Послевоенные годы — завершающий период сталинского режима был одновременно и кульминацией тоталитарного режима и началом его распада. Развитие системы ГУЛАГа достигло своего апогея именно в эти годы, т.к. к сидевшим там с середины 30-х годов “врагам народа” добавились миллионы новых. Кто попадал в ГУЛАГ в середине 40-х гг.?

Ученики: Военнопленные, освобожденные из фашистской неволи; “чуждые элементы” из Прибалтийских республик, Западной Украины и Белоруссии; представители интеллигенции; труженики, не выполнявшие существовавших норм выработок; лица, уклонявшиеся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве; многие военные (арестованы маршал авиации А.А. Новиков, генералы П.Н. Понеделин, П.К. Кириллов и др.); партийные функционеры, которые стремились к самостоятельности.

Ленинградское дело” (доклад учащегося)

Репрессивные меры коснулись не только интеллигенции, но и партийных и хозяйственных руководителей. Главной мишенью репрессий конца 40-х — начала 50-х гг. стала Ленинградская партийная организация. Эта акция получила название “ленинградское дело” — серия процессов, сфабрикованных против видных партийных, советских и хозяйственных работников Ленинграда в 1949–1955 гг. Предлогом для начала репрессий послужило анонимное письмо, пришедшее в ЦК после Ленинградской Х областной и VIII городской объединенной конференции ВКП(б). Позже было сфабриковано обвинение против секретаря обкома и горкома П.С. Попкова, секретаря ЦК ВПК(б) А.А. Кузнецова и Председателя Совета Министров РСФСР М.И. Родионова в антиправительственной деятельности. Им приписывалась самовольная организация в Ленинграде в январе 1949 г. Всесоюзной оптовой ярмарки, которая якобы привела к разбазариванию государственных фондов и нанесла материальный ущерб государству. Для политической дискредитации руководства Ленинградской партийной организации ему были поставлены в вину: сепаратизм, противопоставление себя ЦК, намерение превратить парторганизацию Ленинграда в свою опору для борьбы с ЦК, намерение создать компартию РСФСР.

В 1949–1951 гг. в Ленинграде был полностью обновлен аппарат областного и городского комитетов партии, исполкомов областных и городских Советов, обкома и горкома ВЛКСМ, облсовпрофа, заменены руководители районного звена, предприятий, учреждений, вузов. Всего сменилось 2 тыс. руководящих работников. Сотни коммунистов были исключены из партии за “связь с Кузнецовым, Попковым, Лазутиным, Капустиным”.

Уже с июля 1949 г. начались аресты бывших руководителей Ленинградской партийной организации: Я.Ф. Капустина (второй секретарь горкома), А.А. Кузнецова, П.С. Попкова, Н.А. Вознесенского (зам. Председателя Совета Министров СССР и председатель Госплана СССР), П.Г. Лазутина (председатель Ленгорисполкома) и др. Им были предъявлены обвинения в измене Родине, шпионаже.

В сентябре 1950 г. в Ленинграде состоялся судебный процесс выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР, который приговорил к смертной казни 6 обвиняемых и к разным срокам тюремного заключения остальных. В течение 1950–1952 гг. Военной коллегией Верховного суда СССР и Особым совещанием при МГБ были осуждены и приговорены к расстрелу и длительным срокам тюремного заключения свыше 200 партийных и советских работников Ленинграда, а также их близкие и дальние родственники. Было заменено все руководство органов госбезопасности Ленинграда, командный и политический составы военного округа, милиции.

Репрессии коснулись партийных и хозяйственных руководителей других областей, где работали бывшие ленинградцы. Репрессии 40-х — начала 50-х гг. должны были устрашить тех, кто мог выступить с критическими замечаниями в адрес политики ЦК, сталинского руководства.

Позже, после смерти Сталина, 30 апреля 1954 г. Верховный суд СССР реабилитировал всех обвинявшихся по “ленинградскому делу”, в том числе многих посмертно.

Дело врачей” (доклад учащегося)

Профессора кремлевской больницы определили у А.А. Жданова развитие стенокардии. Но рентгенолог Лидия Тимашук, изучив электрокардиограмму, диагностировала инфаркт. Это и было использовано для того, чтобы сфабриковать новое политическое дело. Тимашук заставили написать официальное заявление, что послужило основой для обвинения ряда крупных специалистов кремлевской больницы (в том числе, лейб-медика Сталина профессора-кардиолога В.Н. Виноградова) в организации убийств политических деятелей, партийного руководства, в шпионаже. В январе 1953 г. газеты писали о “заговоре убийц в белых халатах”.

В сообщении ТАСС от 13 января 1953 г. говорилось: “В числе участников этой террористической группы оказались: профессор Вовси М.С., врач-терапевт, профессор Виноградов В.Н., врач-терапевт, Коган Б.Б., врач-терапевт, профессор Егоров П.И., врач-терапевт, профессор Фельдман А.И., врач-отоларинголог и др.

Следствием установлено, что участники террористической группы, используя свое положение врачей и злоупотребляя доверием больных, преднамеренно, злодейски подрывали здоровье последних, умышленно игнорировали данные объективного обследования больных, ставили им неправильные диагнозы, не соответствующие действительному характеру их заболевания, а затем неправильным лечением губили их…

Установлено, что все эти врачи-убийцы, ставшие извергами человеческого рода, растоптавшие священное знамя науки и осквернившие честь деятелей науки, состояли в наемных агентах у иностранной разведки. Большинство участников террористической группы (Вовси, Коган, Фельдман, Гринштейн и др.) были связаны с международной еврейской буржуазно-националистической организацией “Джойнт”, созданной американской разведкой якобы для оказания международной помощи евреям в других странах. На самом же деле эта организация проводит под руководством американской разведки широкую шпионскую террористическую и иную подрывную деятельность в ряде стран, в том числе и в Советском Союзе…

Сразу же после смерти Сталина “дело врачей” было прекращено. Вот так легко можно было опорочить совершенно невинных людей, и не важно какую должность или место в обществе занимал человек.

Учитель: Каковы результаты усиления репрессий?

Ученики: В 1948–1953 гг. жертвами репрессий стали примерно 6,5 млн человек. По разным данным, в эти годы “население ГУЛАГа составляло от 4,5 млн до 12 млн человек. ГУЛАГ становится после войны крупнейшей государственной экономической монополией многопрофильного типа. Но и там проявлялся дух обновления.

В последние годы сталинского правления во многих лагерях (в Салехарде, в 1950 г.; Печоре, в 1948 г.; Кингире, в 1952 г.; Воркуте, Норильске, в 1953 г. и в др.) происходили восстания, которые беспощадно подавлялись. Жестоко были наказаны и члены молодежных групп, школьники старших классов, студенты, которых обвиняли в политическом инакомыслии.

3) Национальная политика

Учитель: Наряду с другими изменениями война привела к увеличению числа неподконтрольных “верхам” идейных и политических движений, в том числе и национальных. Где в послевоенный период чаще всего появлялись эти движения и в чем их причина?

Ученики: Особый размах они приобрели на территориях, вошедших в состав СССР в 1939–1940 гг., — в Прибалтике, Западной Украине… Причина — возобновление насильственной коллективизации и советизации, прерванных войной.

Учитель: Против каких народов СССР были предприняты репрессивные меры?

Ученики: Насильственно депортировано всего около 1,5 млн человек: в августе 1941 г. — немцы Поволжья, в 1943–1944 г. — калмыки, в 1944 г. — карачаевцы, чеченцы, ингуши, крымские татары. К 1950 г. в Западной Украине было арестовано или сослано около 300 тыс. человек, в Прибалтике депортации подвергнуто 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей, 50 тыс. эстонцев.

Во время депортации и в первые годы поселения на новых местах, не приспособленных под жилье, десятки тысяч людей умерли от голода и болезней. Для депортированных был установлен режим спецпоселений. Прекратилось обучение на родном языке, перестали выходить журналы, книги.

Учитель: В чем еще проявлялся откровенный национализм?

Ученики: Оказывалось давление на национальную интеллигенцию, традиции, культуру (например, в 1951 г. критике был подвергнут национальный эпос мусульманских народов как “клерикальный и антинародный”).

Все национальные движения рассматривались как реакционные. Доказательством этого служат: национальная нетерпимость по отношению к еврейской нации (представители Еврейского антифашистского комитета во главе с С. Михоэлсом были репрессированы; сам Михоэлс в 1948 г. убит агентами МГБ; в мае–июле 1952 г. на закрытом судебном процессе лидеров комитета приговорили к расстрелу, обвинив их в “космополитизме”; выделение русского народа в качестве “наиболее выдающейся нации из всех наций, входящих в состав СССР” (прежде — первый среди равных); назначение руководителями многих союзных и автономных республик русских, а не национальных кадров; усиленное “научное” обоснование исключительной роли и значения всего русского (достижения других народов замалчивались).

Вывод: Подобные акции не могли не вызвать в перспективе всплеска национализма в самих национальных регионах СССР; их последствия ощущаются до сегодняшнего дня.

Учитель, наблюдая за работой класса, выделяет учеников, которые себя еще никак не проявили. Каждому из этих учащихся выдается атлас и контурная карта с заданием. Например, “Европа после второй мировой войны (1945–1989)”, “Образование и развитие мировой социалистической системы”, “Мир после второй мировой войны (1945–1989)”, “Образование независимых государств после второй мировой войны”.

Конспект урока на тему

«СССР в послевоенные годы

(1945-1953 гг.)»

9-й класс, 2 часа

 

Литература к уроку:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XX век. Учебник. 9 класс.

Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. М., 2002. М. Бойцов, И. Хромова. Послевоенное десятилетие. М., 1999.

М.С. Ерохина, М.В. Короткова. Уроки Клио. Методическое пособие для учителя. М., 2000.

 

При изучении данной темы в 9 и 11-х классах материалы «Книги для учителя…» оказали огромную помощь при подготовке и в ходе урока. Ценность книги в том, что она содержит богатый фактический и методический материал. Наличие документов дает возможность расширить представления учащихся об исторической эпохе. Дидактические рекомендации позволяют разнообразить формы подачи материала. Все это способствует заинтересованности учащихся историей, помогает формированию собственных взглядов на различные исторические события. Ребята приобретают навыки исследовательской работы, учатся анализировать и делать выводы. Материалы «Книги для учителя…» могут быть использованы при изучении целого ряда тем по истории советского периода.

В центре урока были проблемы взаимоотношений народа и власти; ожидания и настроения людей; судьба военнопленных и депортированных; репрессии. Содержание урока должно было помочь учащимся понять, почему после победы в Великой Отечественной войне начинается новый виток репрессий, против кого они направлены, чего опасалась власть.

Урок проводился в форме деловой проектной игры «Журналисты» — совместной деятельности учителя и учащихся по созданию устного «журнала» по теме урока. Ученики делятся на группы и на основе изучения источников отбирают материал для «журнала». Форма игры способствовала воссозданию непростой атмосферы в стране в 1945-1953 гг. В ходе урока учащиеся выдвигали свои гипотезы на основе изученного, подтверждали выводы подобранными фактами, аргументировано защищали свою позицию.

 

Ход урока

На доске — несколько высказываний, характеризующих этот период:

« Противоречивое десятилетие »;

«Время несбывшихся надежд»;

«Украденная победа».

Вопросы учащимся: Что собой представляла наша страна в послевоенный период? Какие настроения, надежды были у советского народа?

Ответы учащихся:

—   Высокий моральный дух, так как мы победили в этой войне.

—   Тяжелое положение в стране, человеческие жертвы, разрушения.

—   Тяжелое состояние экономики.

—   Надежды на изменения жизни к лучшему в нашей стране.

—   Надежды военнопленных и депортированных на помощь.

Учитель: Подавляющее большинство советских людей в глубине души полагали, что, пройдя через страшные испытания и одержав победу в войне, они заслужили для себя и своих детей право на достойную жизнь.

Так ли это было? На доске предложены разные характеристики послевоенного десятилетия. Наша задача — постараться представить объективную картину жизни в стране в 1945-1953 гг. В конце урока вы сможете выразить свое отношение к данным характеристикам и, возможно, предложите свой вариант характеристики данного периода.

 

Объяснение задания

Вам предстоит поработать журналистами. Используя полученные материалы, необходимо «издать журнал», в котором будут отражены основные события,* настроения данного времени. Каждая группа получает задание и готовит свою страницу.

 


 

 

 

-86-

 

 

(Образцы «журнала» — см. Приложение).

Учащиеся используют пакеты документов (для каждой группы свои), подготовленные учителем по названной выше литературе.

 

1 группа. Редактор и редколлегия

Составляют передовицу, раскрывают значение исторических событий, актуальность проблематики.

 

2 группа. Сотрудники информационного отдела

Готовят репортажи с мест событий, интервью с очевидцами или специалистами.

 

3 группа. Сотрудники аналитического отдела

Готовят анализ событий — обозрения, эссе, очерки.

 

4 группа. Сотрудники развлекательно-познавательного отдела

Готовят фельетоны, анекдоты, ребусы.

 

5 группа. Художники-оформители

Готовят материал: зарисовки, заголовки, миниатюры.

 

Содержание заданий для каждой группы

и документы для анализа и обсуждения

 

Группа 1. Возрождение СССР. Описание жизни в стране. Восстановление народного хозяйства. Строительство в Москве. Радостные настроения людей. «Лучше, чем на войне» (в том числе использование материалов из книги «Послевоенное десятилетие»).

 

Группа 2. Обращение к документам М 6, 10 («Книга для учителя…» Гл. 5). Секретное постановление Государственного Комитета Обороны «О направлении на работу в промышленность военнослужащих Красной Армии, освобожденных из немецкого плена, и репатриантов призывного возраста». 8 августа 1945 г. (с. 420).

Условия жизни рабочих на Урале, Алтае… Отношение к инвалидам, военнопленным, депортированным. Особое положение начальства.

 

Группа 3. Использованы документы № 8, 9, 11, 12 (из «Книги для учителя…»).

Жизнь крестьян в колхозах. Голод. Положение военнопленных. Но надежды на лучшую жизнь еще остались.

 

Группа 4. Повседневная жизнь. Восстановление хозяйства, налаживание быта. Материалы из журнала «Крокодил».

Использованы материалы из книги «Послевоенное десятилетие».

 

Группа 5. Надежда. Испытания. Желание избавиться от всего мрачного и унизительного. Изменение психологии. Необходимость перемен.

 

Учитель. Мы с разных позиций посмотрели, что собой представляла страна в послевоенные годы. Как вы думаете, какие из предложенных материалов могли бы появиться в периодической печати тех лет, а какие нет? Почему?

 

Обращение к надписям на доске.

Почему применительно к этому времени употребляют такие высказывания?

« Противоречивое десятилетие ».

«Нормальная жизнь так и не началась».

«Время несбывшихся надежд».

«Надежды на лучшую жизнь, но в стране голод, руины и трудности».

«Украденная победа».

«Победа народная. Но почему она представляется как

победа сталинского режима?»

Какие варианты названий для этого времени могли бы предложить вы?

 

Домашнее задание: оформить материал для «журнала», подготовить выводы о состоянии

 


 

 

 

-87-

 

 

советского общества в послевоенный период.

 

Карточки для каждой группы (при подготовке «журнала»).

 

Группа 1. Редактор и редколлегия

Задание: составить передовицу, раскрыть значение исторических событий, актуальность проблематики.

«Послевоенное десятилетие». Гл. 1. Единство среди руин. С. 7.; Гл. 6. Слеза несбывшихся надежд. С. 52.; Гл. 9. Будни и праздники. С. 82-106.

История России. § 36, 37, п. 1, 2, § 38.

 

Группа 2. Сотрудники информационного отдела

Задание: подготовить репортажи с места событий, интервью с очевидцами или специалистами.

Какие именно надежды связывали советские граждане с мирным временем? Найдите в документах объяснения того, почему эти надежды не сбылись.

Документы из «Книги для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР». Гл. 5.

Лихолетье войны и закат сталинизма. 1939-1956. Документы № 6-12. С. 325-335. Гл. 6. Борьба и жизнь за колючей проволокой. Документ № 5. С. 343. История России. § 36, 37.

 

Группа 3. Сотрудники аналитического отдела

Задание: дать анализ событий (обозрения, эссе, очерки).

Выявите связи между официальными идеологическими установками и повседневной жизнью и бытом советских людей, используя документы.

Документы из «Книги для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР». Гл. 5. Лихолетье войны и закат сталинизма. 1939-1956. Документы № 6-12. С. 325-335. Гл.6. Борьба и жизнь за колючей проволокой. Документ № 5. С. 343.

История России. § 36, 37.

«Послевоенное десятилетие». Гл. 1. Единство среди руин. С. 7.; Гл. 6. Слеза несбывшихся надежд. С. 52.; Гл. 9. Будни и праздники. С. 82-106.

 

Группа 4. Сотрудники развлекательно-познавательного отдела

Задание: подготовить материал с использованием фельетонов, анекдотов, ребусов.

«Послевоенное десятилетие». Гл. 1. Единство среди руин. С. 7.; Гл. 6. Слеза несбывшихся надежд. С. 52.; Гл. 7. Художники и властитель. С. 59-69. Гл.9. Будни и праздники. С. 82-106.

 

Группа 5. Художники-оформители

Задание: оформить материал для каждой группы.

План работы группы

—    Отбор материала для статьи.

—    Придумывание заголовка.

—    Составление небольшого текста.

—    Составление событийно-хронологического ряда.

—    Отбор источников и иллюстраций.

 

При подведении итогов по теме «СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.)» ребятам была предложена анкета.

1.    Какова роль Сталина в истории СССР?

2.    Чем вы гордитесь в истории нашей страны XX века?

3.    Что отвергаете, считаете постыдным в истории на шей страны XX века?

 

Что показали ответы учащихся на анкету?

По первому вопросу оценки личности и деятельности Сталина различны. Большинство дают отрицательную оценку сталинскому режиму, вина Сталина — в репрессиях, отдельные ответы: политика Сталина — политика против своего народа. Есть ответы, где роль Сталина превозносится (победа в Великой Отечественной войне). По второму вопросу преобладают ответы: победа советского народа над фашизмом, освоение космоса, научные открытия. Постыдным в истории страны называют: нарушения прав человека, политические репрессии, тоталитарный режим, гонку вооружений, взаимоотношения власти и народа. Интересно, что два события — Октябрьская революция 1917 г и распад СССР в одном случае вызывают гордость, в другом получают резко отрицательную оценку.

 


 

 

 

-88-

 

 

Для данного урока ставилась цель получить общую картину послевоенного периода. Я думаю, что это удалось. Ребята заинтересовались документами. Посмотрели на жизнь глазами людей того времени. Узнали некоторые детали повседневной жизни. Увидели проблемы послевоенного времени, их восприятие разными людьми. Я думаю, что результаты были бы лучше, если бы ребята получили опережающее задание ознакомиться с материалами учебника по данной теме. Урок получился несколько перегруженным, на будущее нужно более строго отобрать документы.

Очень хорошо, что данный конкурс состоялся. Конкурс позволил еще раз посмотреть на важные спорные вопросы с разных сторон. Очень полезно общение с заинтересованными людьми, была возможность обменяться опытом.

 

Приложение

Журнал «Надежда»

(составлен из сочинений, эссе, кратких заметок,

подготовленных учащимися на уроке

и в качестве домашнего задания)

 

Эпиграф

Слова потеряли силу,

Лишь время ее вернет.

Над великой могилой

Плачет советский народ.

Мы вынесем все, и эти

Страдания до конца.

Нет ничего на свете

Прочнее, чем наши сердца.

Уже не властна над нами

Теперь ни одна гроза.

Омыты такими слезами —

Лишь зорче станут глаза.

 

Что ждало на Родине истосковавшихся по ней победителей? Похоже, что начало мирной жизни у многих вызвало глубокое разочарование.

 

Введение

Победа в Великой Отечественной войне вызвала в Советском Союзе взлет надежд на счастливую повседневную жизнь и желание избавиться от всего мрачного и унизительного, чего хватало в предвоенную пору. Более того, война сделала перемены неизбежными, потому что она во многом изменила психологию советского человека. Люди, пришедшие с фронта, знавшие цену жизни и смерти, спасавшие страну, не могли с прежней покорностью терпеть сложившуюся в стране систему. Что-то должно было меняться. Во всех странах, затронутых войной, первые десять лет после войны были, в основном, годами восстановления хозяйства. Заново отстраивались разбомбленные города, постепенно налаживался быт, начинали появляться технические новинки, призванные сделать жизнь людей легче и интереснее.

 

Возрождение Советского Союза

После долгой войны советский народ обнищал и устал, поэтому победный конец войны был для всех таким светлым, долгожданным и блистательным праздником. В его честь было написано бесчисленное количество стихов. Вот одно из них:

Солнце весны над миром

В блеске союзных побед,

Скрылся германской секиры

Злобно мерцающий свет.

Радуйся, славное племя!

Песня, взвивайся ввысь!

Кончилось трудное время,

Мирные дни начались.

«В день Победы все мальчишки ринулись на Красную площадь и раздавали папиросы даром. Площадь была затоплена народом» (из воспоминаний Е.А. Евтушенко).

Но первые годы после войны были не такими уж простыми, трудное время не хотело кончаться, и народ сплотился воедино и начал поднимать и выстраивать Советской Союз.

 


 

 

 

-89-

 

 

Москва стала чище, многие улицы выметены и вымощены. Выросло строительство сотен высоких жилых домов, новых мостов, улицы расширяются, памятники растут как грибы (это говорит о возрождении культуры), начинают работать театры, рестораны. Ресторан в «Метрополе» — превосходный, посреди зала в нем высотой в 3 м большой красивый фонтан, танцплощадка и возвышение для оркестра. Русские офицеры со своими Дамами, а также гражданские с доходами выше среднего танцуют вокруг оркестра и фонтана по всем правилам этикета. В магазинах можно купить любую еду, но по очень высоким ценам, консервы сложены горами. Шампанское и грузинские вина стоят пирамидами. Банки с крабами. Также были и немецкие продукты: колбаса, сыр, рыба, дичь. Вот данные о послевоенной зарплате (в городах):

Чернорабочие — 500 руб.

Рабочие неплохой квалификации — 1000 руб.

Квалифицированные рабочие — 2000 руб.

 

Жизнь после войны

Хоть война и закончилась, но борьба людей за свою жизнь продолжалась. В стране не хватало продовольствия, жилья, рабочей силы.

В колхозах ситуация складывается не лучшим образом. Большинство колхозов находятся в нищете и разорении. В качестве подтверждения приводим строки из найденного нами в архивах документа: «По приезде иностранных журналистов в колхоз «Коммунизм» их встретила Римма Акмал (председатель), которая по своему внешнему виду напоминала нищую.

Она рассказала корреспондентам, что в прошлом году один человек получил на трудодень только 180 грамм ржи, что население испытывает большие материальные затруднения. Перед отъездом корреспондентов обступила толпа колхозников, которые жаловались на то, что они пухнут с голоду и едят хлеб из травы. А одна колхозница показала лепешку из картофеля с травой, заявив, что этим питается» (Цит. по «Книге для учителя…»).

Приведем фрагмент письма молодежи в «Комсомольскую правду», 1946 г. (сохранено в архиве) (Цит. по «Книге для учителя…»).

«Вот уже вторую неделю, как не только мы, а и все граждане города не имеем хлеба. Ходим впроголодь, хоть (милостыню) проси. Выпекать хлеба в городе начали очень мало, в городе один магазин, у него собираются тысячи народу, достать хлеба невозможно, так как там душат один другого и привозят 200-250 буханок. Народ ругается бранными словами и на правительство, и на Сталина, что никак нет у нас жизни. Говорят, что война скоро будет, поэтому запас делают. На базаре ничего не купишь, все вздорожало в 20 раз, жуть, что делается, как в пекле мы живем. И вот у нас учат, что идем к зажиточной и культурной жизни, о том, что у нас забота о человеке, а на самом [деле] не разберешь — одни беспорядки да издевательства. Какое ученье на ум пойдет, если голодный. Сколько героев социалистического труда, какие урожаи снимают, а мы голодаем. Мы спросили, долго ли будет так, в РК ВЛКСМ, а секретарь РК Павлов говорит: «Я сам никак хлеба не достану, помогать надо Китаю, до нового урожая потерпеть надо». Мы так не вынесем, на базаре 20 руб. буханка из-под полы. Разве мы в силах купить? В чем дело, дорогая редакция, почему нет хлеба, неужели мы такие бедные? Старики говорят, что раньше никогда и не думали о хлебе, его было как навозу, почему сейчас, при колхозном строе, при хороших урожаях, и нет хлеба? Где причина? Объясните и помогите. Мы, комсомольцы, болеем душой и о народе, о своих отцах и матерях. Когда посмотришь со стороны, что делается за хлебом, и думаешь, если бы тут был американец, сейчас бы, наверное, на весь мир по радио сообщил, что нас нет хуже в мире. Местные власти не обращают никакого внимания. Нет заботы о народе, люди на глазах мучаются, голодают, а они холодком смотрят на это».

Особенно в тяжелом положении после войны находятся военнопленные. Их постоянно преследует контрразведка («СМЕРШ»). Бывшие военнопленные не могут наравне с другими жить общественной жизнью, поступить на производство, связанное с военной отраслью. Около 2 млн. военнопленных сослано в концлагеря (ГУЛАГ), так как их считают врагами народа.

Письмо советского военнопленного И.В. Сталину.

«Иосиф Виссарионович! Прошу уделить внимание данному письму, которое дает справедливый очерк жизни граждан СССР, бывших в плену в Германии. Ураган войны, пронесшийся по нашей территории, оставил после себя много до сих пор не исчезнувших следов. Одни остались калеками, другие — сиротами, многие лишились крова, а те, которые побывали в плену, количество которых […] исчисляется миллионами, остались навек изуродованными в своих правах. […] Бывший военнопленный не может наравне с другими жить общественной жизнью […] Бывший военнопленный не может поступить на производство, связанное с военной отраслью […] не может вступить в партию […] всюду

 


 

 

 

-90-

 

 

преследуется органами контрразведки и в большинстве случаев […] заканчивает свою карьеру заключением. […] При опросах контрразведки часто проявляются грубости, оскорбления, связанные с упреками: «не хотели воевать», «продались» и т. д. Но убедившись в честности некоторых товарищей, их призывают на работу в контрразведку с подписанием текста о неразглашении тайны […]. В чем же заключается работа? […] Дается задание узнать все о бывшем военнопленном и доложить все оперуполномоченному. На это дается задание и устанавливается срок».

 

Слеза несбывшихся надежд…

Победа советского народа в войне породила надежды у крестьян на роспуск колхозов, у интеллигенции — на ослабление политического диктата. Народ верил в счастливую послевоенную жизнь, однако перемены, произошедшие после войны, во многом пагубно повлияли на жизнь народа.

Одной из главных проблем были репрессии, которые продолжались после войны. Власть была настроена круто, не только по отношению к «предателям родины», но и к ее верным защитникам, чей искалеченный облик не внушал должного оптимизма. В обществе появлялись все новые и новые группы «врагов», «контрреволюционеров», «антисоветчиков» и, конечно же, «шпионов», которых надо было беспощадно искоренять.

 

Будни и праздники

Первые 10 лет после окончания войны были, в основном, годами восстановления хозяйства. Заново отстраивались разбомбленные города, постепенно налаживался быт. Народ не унывал, он много шутил о своей жизни, хотя она была далеко не лучшая. В голодную послевоенную Москву завезли бананы. И у знаменитого клоуна Карандаша появилась новая реприза:

—   Как живешь, Карандаш?

—   Как в Африке: хожу голый и ем бананы!

Существовало много журналов, в том числе сатирических, которые скрытно осуждали нынешнюю власть.

Один из примеров послевоенной жизни.

В Москве строилось 32-этажное здание, а когда здание достигло приличной высоты, охрана перестала уводить заключенных после окончания рабочего дня со стройки, попросту запирая их на ночь на верхних этажах. Побег оттуда казался совершенно невозможным, и все же нашлись два отчаянных смельчака, которые отважились. Из больших листов фанеры и толстой проволоки они соорудили себе что-то вроде маленьких планеров — и бросились с ними с вышины. Технический расчет оказался верным — они не упали вниз, а бесшумно поплыли по московскому небу. Однако охрана заметила побег и открыла огонь из автоматов. Один из «дельтапланеристов» был сбит над склоном Ленинских гор. Второго ветром понесло в другую сторону, он благополучно перелетел через Москву-реку, приземлился где-то на Пресне и исчез…

 

* * *

 

У нас слишком много средств и энергии тратится на подготовку к выборам в Верховный Совет, а сущность сводится к простой формальности — оформлению заранее намеченного кандидата.

 

* * *

Ах, подружка, не беда,

Что еще ты молода,

Не в последний мы разок

Подаем свой голосок!

 

* * *

 

Я узнала способ верный,

Как прийти к участку первой.

Все придут к шести часам

А я с ночи буду там!

 

А. Яшин. Перед праздником

(Выборы в Верховный Совет СССР в 1946 г.).

Избирательный участок

От села верстах в шести,

 


 

 

 

-91-

 

 

Полем чистым, лесом частым

Час и два туда идти.

Было принято решенье:

На подводах всем селеньем

Выехать голосовать.

За неделю пред правленья

Обходил свои владенья —

Как бы в чем не оплошать —

Кандидат лишь раз, и поздно

Приезжал на сход колхозный,

А понравился навек:

По всему — большой, серьезный,

Свой, душевный человек.

 

И до праздника село

Счет последним дням вело,

Председатель на конюшню

Заявился чуть светло.

Все ли лошади готовы?

Крепко ль пригнаны подковы?

Дуги надо с бубенцом,

Да гармошку для веселья —

Не ударить в снег лицом

Пред соседнею артелью.

Торжества — сказал — такие

На земле не каждый год,

Пусть же видят, как в России

Голосует наш народ.


Свежие документы:  Конспект урока "Жизнь и быт русских купцов»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: