Конспект учебного занятия «Эпоха дворцовых переворотов» 10 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 77 Г. Челябинска









Конспект урока по истории

в 10 классе

«Эпоха дворцовых переворотов»





подготовила

учитель истории и обществознания

Плешанова Татьяна Аркадьевна

















г. Челябинск

2011





Конспект урока по истории в 10 классе



Плешанова Татьяна Аркадьевна

учитель истории и обществознания

высшей категории

МОУ лицея № 77 города Челябинска



Тема урока: «Эпоха дворцовых переворотов»


Методическое описание проекта «Эпоха дворцовых переворотов»

(с использованием сайта)


Руководители проекта: Плешанова Татьяна Аркадьевна, учитель истории и обществознания МОУ лицей № 77 г. Челябинска, Иванова Елена Николаевна, учитель информатики МОУ лицей № 77 г. Челябинска

Авторы проекта: Беляев Арсений Викторович, Мищерин Павел Андреевич учащиеся 10 класса МОУ лицей № 77 г. Челябинска

Целевая аудитория: учащиеся 7 и 10 классов

Тема: «Эпоха дворцовых переворотов»

Предмет: история России

Цель учебного занятия: Раскрыть причины, основные события и последствия эпохи дворцовых переворотов.

Задачи учебного занятия:

  1. Повторить материал предыдущих уроков по развитию России в период правления Петра I. Осмыслить события эпохи дворцовых переворотов.

  2. Продолжить формирование учебно-логических умений обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности, события, явления общественной жизни.

  3. Способствовать воспитанию уважения учащихся к прошлому нашей страны.

  4. Совершенствовать коммуникативные навыки путем работы в парах и группах, учить отстаивать свою точку зрения.


Тип урока: урок изучения нового материала

Используемое оборудование:

  • Видеопроектор, экран

  • Исторические документы

  • Атласы по истории России

Используемое программное обеспечение

  • Компьютерная программа «Windows XP»

Методическое описание

Урок по истории России «Эпоха дворцовых переворотов» с использованием ИКТ разработан для изучения нового материала по данной теме и подготовке учащихся к итоговой самостоятельной работе по теме «Россия в ХVIII веке» в 10 классе. Материалы урока так же можно использовать в 7 классе в ходе изучения темы «Россия в ХVIII веке ». Материалы сайта так же можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ.

Материалы, предложенные в работе учащихся, могут быть использованы как на повторительно-обобщающем уроке в конце изученной темы, так и, на промежуточных уроках темы, когда рассматриваются вопросы связанные с правлением императоров и императриц в ХVIII веке. Использование данной формы проведения урока, с использованием ИКТ, способствует повышению мотивации и наглядности для восприятия материала, лучшего его усвоения, и, в данном случае, изучения нового материала, в том числе способствует экономии времени для воспроизведения и проверки выполненных заданий на уроке группами учащихся. Так как данный сайт содержит не только краткую информацию о правителях России, но и подробные сведения о реформах, внутренней и внешней политике государства в эту эпоху. Данная работа направлена на усиление познавательной активности учащихся, доступна для применения в любом образовательном учреждении. Способствует повышению эффективности освоения содержания образовательных программ в основной и средней (полной) школе.

Домашнее задание, данное учащимся, может способствовать развитию самостоятельности в поиске дополнительного материала, что в целом повышает мотивацию к изучению предмета.

При наличии 2-х часового занятия возможно расширение использования материалов сайта.

Формы организации работы детей

Описание

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация и целеполагание.

  2. Повторение темы «Россия в годы правления Петра I».

  3. Эпоха дворцовых переворотов

  • Причины дворцовых переворотов

  • Правление Екатерины I

  • Правление Петра II

  • Правление Анны Иоановны

  • Правление Елизаветы Петровны

  • Правление Петра III

  • Вступление на престол Екатерины II

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  2. Домашнее задание.

Описание хода урока

  1. Организационный момент. Мотивация и целеполагание.

Учитель напоминает учащимся изученные ранее темы и объявляет тему урока. Учащиеся в процессе фронтальной беседы сами формулируют цель и задачи урока. Учитель подводит итог фронтальной беседы и формулирует задачи урока в обобщенном виде, объявляет учащимся план урока.

  1. Повторение исторических дат, понятий, событий и личностей, имеющих отношение к истории России начала ХVIII века.

А) «Когда это произошло?»

Работа учащихся в парах. Каждой паре учащихся предлагается карточка с перечнем событий отечественной истории данного периода. Учащиеся поочередно называют даты с указанием событий, проверяя друг друга.

Б) «Цепочка понятий».

Учитель называет понятие и имя ученика, который будет давать определение этого понятия. Ученик дает определение и называет другое понятие, а затем указывает ученика, который раскрывает его. И т.д.

  1. Рассмотрение основных вопросов плана урока. Эта часть урока проходит в форме фронтальной беседы с использованием групповой работы и демонстрации сайта, подготовленного учащимися.

Эпоха дворцовых переворотов

  • Причины дворцовых переворотов

Данный вопрос рассматривается в ходе групповой работы учащихся. Вначале группы знакомятся с документом — указом Петра I о праве монарха назначать преемника из числа всех родственников и текстом учебника (параграф 14-15, раздел «Россия при преемниках Петра»), и с материалом первой страницы сайта «Причины дворцовых переворотов».

Затем формулируют причины дворцовых переворотов в группе, и один представитель группы представляет результаты классу. В процессе выступлений представителей групп проясняются все аспекты вопроса, учитель подводит итоги обсуждения, после чего учащиеся записывают причины в тетрадь.

  • Правление Екатерины I

При изучении правления Екатерины I (и других правителей эпохи) используются материалы сайта. В зависимости от количества часов, предусмотренных на изучение темы, может быть 2 варианта рассмотрения вопросов:

— подробное знакомство с учебным материалом, исходя из разделов: происхождение, ранние годы, Екатерина и Петр, правление, внешняя политика, вопрос о престолонаследии, завещание;

— краткое знакомство с учебным материалом, исходя из раздела «Важнейшие события»: даты жизни и правления, внешняя и внутренняя политика.

  • Правление Петра II

  • Правление Анны Иоановны

  • Правление Елизаветы Петровны

  • Правление Петра III

  • Вступление на престол Екатерины II

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

При подведении итогов урока возможна проверка усвоенного материала, для этого используется тест сайта. Плюсом является то, что ученик сразу увидит свой результат и правильные ответы на вопросы теста.

  1. Домашнее задание: повторить материал учебника гл.3; параграф 14-15, ответить на вопросы и задания к параграфу, с целью подготовки к самостоятельной работе по теме; подготовить сообщение об одном из исторических деятелей эпохи.




















Список использованной литературы


Используемые учебники и учебные пособия: Сахаров А.Н. История России с древних времен до конца XVII в. 10 кл., ч.1 -М.: Просвещение, 2010.

Кузьменко А. Ф. Тематические схемы по истории России. XXVIII вв. 10-11 кл – М: ГИЦ «Владос», 2004.

А.А. Данилов. История России конец 16-18в.: Учебник для 7 кл. общеобр. учр. /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.М.: Просвещение, 2010.


Используемая методическая литература:

  • Серов Б.Н. Лагно А. Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 19 в. 10 кл. (к учебному комплексу А.Н. Сахарова, В.И. Буганова)- М.: Вако,2005.

  • Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 кл. — М.: Владос, 2002.

  • Лужиков К.В. Игры на уроках истории 10-11 кл. – М.: Русское слово, 2003.

  • Агафонова С.В. Тематическое и поурочное планирование по истории России XVIXVIII вв. 7 кл.: к учеб. А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России: к. XVIXVIII вв. 7 кл. – М.: Экзамен, 2006.

  • История России с древнейших времен до конца 18 века 6-7 кл. Дидактические материалы. В.В. Сухов и др. – М.: Дрофа, 2000.

  • История России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков. Авт-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2005.






Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы: сайт Википедия














Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса "Информационное моделирование как метод познания"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: