Конспект урока для 11 класса на тему «Первая мировая война»


Калиниченко С.В.

Учитель истории и обществознания,

МОАУ СОШ № 4, г. Орск.

Конспект урока для 11 класса на тему «Первая мировая война»

Тема: «Первая мировая война»

Цель: получить представление о Первой мировой войне

Задачи:

1. На основе учебников, документов, данных статистики усвоить новые знания о причинах, ходе и итогах войны.

2. Систематизировать и закрепить исторический материал в ходе заполнения таблиц

3. Проанализировать и дать собственную оценку итогам и последствиям Первой мировой войны.

Задания

1. Заполните пропуски, перечислив страны.

Первая мировая война порождена модернизационным кризисом, противопоставившим блок лидирующих индустриальных держав:______________________________ и догоняющих_______________________________________

2. Заполните таблицу:

Блок

Дата образования

Страны-участницы

Цели блока

Планы блока












3. «Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны, причину эту они не найдут. Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу»

Вудро Вильсон.

Каковы были причины Первой мировой войны?

1____________________________________________________________________________________

2____________________________________________________________________________________

3____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________



Укажите повод войны.

____________________________________________________________________________________


4. Проанализируйте данные статистики 1914г.

Оцените готовность России к войне.

На чьей стороне был перевес сил? Сказалось ли это на ходе войны в 1914 г.?

Вооружённые силы Центральных держав

Страна

Численность армии после мобилизации (тыс. чел.)

Лёгких орудий

Тяжёлых орудий полевой артиллерии

Самолётов

Германия

3822

4840

1688

232

Австро-Венгрия

2300

3104

168

65

Итого

6122

7944

1856

297

Вооружённые силы Антанты

Страна

Численность армии после мобилизации (тыс. чел.)

Лёгких орудий

Тяжёлых орудий полевой артиллерии

Самолётов

Россия

5338

6848

240

263

Великобритания

1000

1226

126

90

Франция

3781

3360

84

156

Итого

10119

11434

450

509

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Заполните таблицу:

Параметры сравнения

Восточный фронт

Западный фронт

Страны, участвовавшие в военных действиях

Основные военные операции (год, операция, результат)

1914

1915

1916

1917

1918

1914









1915

1916

1917

1918


6. Определите отношение социальных групп к войне:

Марии Ивановне Борисовой.

Немец укрепил свои позиции и сидит в окопах, как барин говорит русским — не подходи близко; дела наши некрасивы, даже очень плохи, ужас надоело так страдать и мучиться на свете; живем на земле тоже очень плохо, нет на душу полоски земли, а у помещиков — глазом не окинешь, будто только для них одних Бог сотворил землю. В победу твердо не нужно верить, всем известно, что у нас единения нет и думать не нужно внутри России, что у немца нет ничего, а нам, защитникам родины, варят 3 фунта грибов на 250 человек. Вот так то.

Свежие документы:  Конспект урока по истории "История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы" 9-11 класс

П.Борисов

Алексей Ермолаевич Дуранин, 9-я армия. Матрене Михайловне Безсолицыной. д. Большая Безсолята

Придется, должно быть, пострадать нашей России, и мы уже пострадали, да и еще этим страданиям конца не видать. Могли бы уже с нашими доблестными силами с крепкими сердцами покончить дело с немцем, но дело осталось в следующем: плохия были у нас министры и представители Государственной думы. Они с вечера в театре, а утром долго спали, вот и все проспали, теперь у нас крыть нечем как теперь у нас спят кулаки богатыя мужики, а надо бы теперь не спать а больше заботиться об действующей армии, а у нас идет вовсе не так у нас все грабят пока можно.

Из «Очерков русской смуты» А.И. Деникина

«Войны не хотели, за исключением разве пылкой военной молодежи, жаждавшей подвига; верили, что власть примет все возможные меры к предотвращению столкновения; мало-помалу, однако, приходили к сознанию роковой неизбежности его; поводы были чужды какой-либо агрессивности или заинтересованности с нашей стороны, вызывали искреннее сочувствие к слабым, угнетаемым, находились в полном соответствии с традиционной ролью России. Наконец, не мы, а на нас подняли меч… И потому, когда началась война, стих голос и тех, в которых таился страх, что уровень культуры и экономического состояния нашей страны не даст ей победы в борьбе с сильным и культурным противником. Войну приняли с большим подъемом, местами с энтузиазмом.
Офицерский корпус, как и большинство средней интеллигенции, не слишком интересовался сакраментальным вопросом о «целях войны». Война началась. Поражение принесло бы непомерные бедствия нашему отечеству во всех областях его жизни. Поражение повело бы к территориальным потерям, политическому упадку и экономическому рабству страны. Необходима победа.»

«Воззвания противника, написанные хорошим русским языком, братанье с противником, и распространяемая в большом количестве экземпляров газета «Правда», приводят к тому, что несмотря на то, что офицерский состав желает драться, влияния он не имеет. Наступление является поэтому делом чрезвычайно трудным.»_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Ознакомьтесь с текстом документа и ответьте на вопросы

Из Мирного договора Советской России с Германией и её союзниками.

Статья III

Области, лежащие к западу от установленной договаривающимися сторонами линии и принадлежавшие раньше России, не будут более находиться под её верховной властью: установленная линия обозначена на приложенной карте, являющейся существенной составной частью настоящего мирного договора. Точное определение этой линии будет выработано русско-германской комиссией.Россия отказывается от всякого вмешательства во внутренние дела этих областей. Германия и Австро-Венгрия намереваются определить будущую судьбу этих областей по снесении с их населением.

Статья IV

Россия сделает всё от неё зависящее, чтобы обеспечить скорейшее очищение провинций Восточной Анатолии и их упорядоченное возвращение Турции.

Статья V

Россия незамедлительно произведёт полную демобилизацию своей армии, включая и войсковые части, вновь сформированные теперешним правительством.

Статья VI

Россия обязывается немедленно заключить мир с Украинской Народной Республикой и признать мирный договор между этим государством и державами четверного союза. Территория Украины незамедлительно очищается от русских войск и русской Красной гвардии. Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск и русской Красной гвардии.

Статья IX

Договаривающиеся стороны взаимно отказываются от возмещения своих военных расходов, т.е. государственных издержек на ведение войны, равно как и от возмещения военных убытков.

1. Дайте название договору и дату его подписания_____________________________________________

2. Какие территории по договору Россия теряла? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Почему Ленин называл этот мир «похабным»? С какой целью он был заключен большевиками?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: