Конспект урока для 4 класса «Отечественная война 1812 года»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»









Урок по теме

«Отечественная война 1812 года»

4 класс

УМК «Перспектива»



Кожаринова Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов
















г. Мичуринск-наукоград

2015



Цель: сформировать у учащихся представление об Отечественной войне; познакомить детей с событиями 1812 года, с историческими личностями,  участвующими в этих событиях (М.И.Кутузов, Наполеон Бонапарт, Александр I)

Задачи:

  • сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;

  • показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;

  • развивать познавательный интерес к родной истории, логическое мышление и связную речь учащихся;

  • воспитывать чувство уважения к прошлому нашей страны, патриотизм,  национальную гордость.

  • продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карта военных действий, лента времени, учебники.



Ход урока:

I. Организационный этап.

Актуализация знаний учащихся.

Работа по «Ленте времени».

— Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по реке времени, путешествие против течения: из настоящего в прошлое, в прошлое нашей страны.

— Назовите даты, размещённые на «Ленте времени».

( на доске – 1240, 1242, 1380, 1480, 1612, 1709)

— С какими историческими событиями, именами людей они связаны?

1240 год – Невская битва (князь Александр Невский);

1242 год – Ледовое побоище, битва на Чудском озере (князь Александр Невский);

1380 год – Куликовская битва ( князь Дмитрий Донской);

1480 год – Падение монголо-татарского ига (царь Иван III);

1612 год – освобождение Москвы от поляков народным ополчением (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский);

1709 год – Полтавская битва (Пётр I);

II. Погружение в проект

1.Вступительное слово учителя. Подготовка к изучению нового материала.

Сегодня на «Ленту времени» мы поставим новую дату. Догадайтесь, какой датой продолжим этот ряд?

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных…
…Сердца их мщеньем зажжены.
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.

(А.С. Пушкин)

2.Сообщение темы и целей урока.

Стадия вызова.

1812 год. Мы обратимся к событиям, которые происходили в истории нашей Родины 2000 лет назад. И отправимся в 1812 год.

— Это для вас открытие нового знания? (Нет. Знакомились на уроках литературного чтения, ИЗО, читали дополнительную литературу)


-Насколько верны ваши знания в этой теме? Ответьте на вопросы.

Прием «Верные — неверные высказывания» или «Истинные или ложные высказывания» (ученики поднимают карточки «да» или «нет» или «+», «-»)


— Война 1812 года была «отечественной войной»?+ (Люди защищают своё Отечество, Родину. Защита свободы и независимости своей Родины.)

— Александр I был главнокомандующим русскими войсками? — (Александр I (император России) принимает для себя очень непростое решение. Он назначает главнокомандующим русскими войсками ученика А. В. Суворова  Михаила Илларионовича Кутузова.)

— Слова Наполеона «Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её» + (Французский полководец Наполеон стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. Эти слова он заявил перед вторжением в Россию)

Решающей силой победы в войне является личность командира. — (Только когда весь народ объединяется на защиту Отечества – наступает победа!)
— А что вы ждёте от сегодняшнего урока? (Цель, задачи урока)

III. Планирование работы

Стадия осмысления.

— Сегодня мы перелистываем трагические и героические страницы истории нашей Родины. Приблизить к нам далекое прошлое, сделать его зримым помогут нам история, литература и искусство.

(Учитель представляет 3 блока урока и  ставит перед  ними таблички с названиями.)

1. Деление на группы

2. Определение направления работы для каждой группы

Сегодня вы будете работать в группах, и не случайно я поделила вас на пять групп. Мы будем работать, используя приём «6 шляп» . Каждой группе вверяется одна из пяти шляп. Синяя шляпа — учитель руководит процессом

— Вспомним правила совместной работы, используя прием «6 шляп».

Белая — чётко излагать факты, работать по алгоритму (плану), своевременно выполнять задание.

Красная — работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми.

Черная — не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу.

Зеленая – работать с творческим подходом.

Жёлтая – быть позитивно настроенным, каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

Синяя (учитель) – вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего, следить за временем, доводить начатое дело до конца.

3. 1 БЛОК «История»

Стадия вызова.

Итак, начало 19 века? Россия является империей, ей управляет император Александр I. А в это время во Франции к власти приходит Наполеон Бонапарт.

Работа по учебнику. Историческая справка (Зачитывает учитель)

Стадия осмысления.

— Предлагаю проанализировать историческую справку, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

Стадия рефлексии : РАЗМЫШЛЕНИЕ

Отчет групп по выполненной работе. Обсудим вместе


Белая

Одев белую шляпу, наша группа решила составить «Инфо-карту»


Главнокомандующие русской и французской армий

Дата1812г.

12 июля — декабрь





Важные сражения


Война 1812 года

Численность армий




Отечественная война


Итог войны




Красная

Мы одеваем красную шляпу и нас сразу переполняют эмоции

Любая война – это трагедия, потеря близких. И в каждой войне есть люди, которые встают на защиту своего Отечества.


Невозможно победить ту страну, народ которой дружно встаёт на защиту Отечества.

— Командующим русской армии был назначен 68-летний Кутузов, который отличался не только опытом, храбростью, умением, но и добротой. Он понимал, жалел солдат, в каждом солдате видел, в первую очередь, человека.

Черная

— Мы не хотим, чтобы в нашей жизни была война. Война страшная, грозная, разрушительная. На войне убивают.

— Французская армия захватывает наши земли. Уходя с территории, захваченную Наполеоном, люди сжигали дома, уводили или убивали скот, жгли посевы. Армия отступает.

— «Заняв Москву, я поражу ее в сердце»- сказал Наполеон. И Москва была оставлена.

Жёлтая

— Это была вынужденная мера

— Кутузов понимает, что если продолжить сражение, то он потеряет армию.

Он сказал: «Если потеряем армию – потеряем Россию» и пошел на хитрость. «Старый лис Севера»-  сказал о Кутузове Наполеон.

— Во время отступления русская армия пополняется прибывающими войсками.

На защиту своего Отечества поднялся весь народ, что стало причиной победы России в войне 1812 г.

Зеленая – Прием «Синквейн»

Война.
Беспощадная, страшная.
Стреляют, разрушают, убивают.
Война — это зло, позорящее человеческий род.
Трагедия.

Вывод (синяя шляпа)

Невозможно победить ту страну, народ которой дружно встаёт на защиту Отечества. Только когда весь народ объединяется на защиту Отечества – наступает победа!


4. 2 БЛОК «Литература»

Стадия вызова.

Ни одно событие из российской военной истории (кроме Великой отечественной, конечно) не оставило в литературе такую живую и долгую память, как война с Наполеоном. 

М. Ю.Лермонтов, Л. Н. Толстой, Василий Жуковский, Сергей Алексеев и этот список можно ещё долго продолжать.

Кстати, 2015 год объявлен годом литературы в России (13 июня 2014 года Владимир Путин подписал указ о проведении Года литературы в России в 2015 году.)

Стадия осмысления.

Звучат звуки войны, канонада, либо тревожная музыка..

Чтение отрывка из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Стадия рефлексии.

Подведение итогов работы групп. Обсудим вместе.

— Продекламировать отрывок из стихотворения, исходя из цвета шляпы.


Белая – Одев белую шляпу, наша группа решила составить кластера по теме «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»

— Бородино – одно из самых ярких сражений военной истории, поэтому мы составили кластер в виде солнца.


Автор






Время и события, описываемые в стихотворение


Т

Тема, основная мысль

ема








Герои

Средства худ. вырызительности







Память потомков

Связь времён






Красная

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой

«Велика Россия, а отступать некуда» — сказал М. И. Кутузов. И в 110 км от Москвы у села Бородино Кутузов решается дать большое сражение.

Черная проблема

Земля тряслась, как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди.

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой.

— С наступлением темноты битва завершилась. Никого нельзя было назвать победителем. Русская армия потеряла 1/3 часть , французская – почти половину. Десятки тысяч солдат полегли на Бородинском поле.

Жёлтая

На защиту своего Отечества поднялся весь народ, что стало причиной победы России в войне 1812 г. Великий русский полко­водец М. И. Кутузов отмечал: «Я счастлив, предводительствуя русскими. Но какой пол­ководец не поражал врагов, подобно мне, с сим мужественным народом!»

Зеленая

Использование средств художественной выразительности, сделали произведение ярким, оживили образы героев:

Эпитеты:…

Олицетворения:…

Сравнения:….

Метафоры:…

Голубая (учитель) — 26 августа (8 сентября) — это День воинской славы. Им стал день Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.

5. 3 БЛОК «Искусство»

Вернисаж «Мужественный русский народ»

Стадия вызова.

Вы­разителями патриотических чувств русско­го народа в период Отечественной войны 1812 г. выступили многие деятели культу­ры и искусства.

Свято чтит и помнит русский народ подвиг, совершенный во время Отечественной войны 1812 года.

Стадия осмысления.

— В Эрмитаже есть галерея героев Отечественной войны 1812 года. Рассмотрите фотографии фрагмента га­лереи. В облике каждого ге­роя столько достоинства, воли, мужества.

А. С. Пушкин, не раз бывавший в Воен­ной галерее Зимнего дворца, так передал своё восхищение воинской доблестью рус­ских полководцев:

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года


Грандиозную живописную панораму создал художник Франц Алексеевич Рубо.

ПОЛЮБУЙСЯ батальной картиной, в которых от­ражены темы сражений, битв, военных походов

Не менее интересны картины художника В. Верещагина

Стадия рефлексии.Подведение итогов работы групп. Обсудим вместе. Используя прием «6 шляп»

Белая

— Нам известен такой факт, что грандиозная живописная панорама создана художником Ф. А. Рубо К столетнему юбилею Бородинской битвы. Её можно увидеть в специально построенном здании в Москве — музее-панораме «Бородинская битва», так как это громадное живопис­ное полотно размером 115 м в длину и 15 м в высоту. На нем 3000 фигур.


Красная

Нас поразила картина художника Н. Самокиша «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой». Во время боя под Салтановкой произошёл эпизод, ставший легендарным. Генерал взял с собой в ар­мию своих детей — Александра (16 лет) и Николая (11 лет). В бою они были при отце. Во время решитель­ной атаки на французские батареи Раев­ский взял их с собой во главе колонны Смоленского полка. Героический пример командира и его детей воодушевил вой­ска, они рванулись вперёд и всё опрокинули перед собой.

Черная –У нас негативное отношение к командующему французской армии Наполеон изображён надменным и самолюбивым. Есть такой интересный факт. Наполеон приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля».

— Средствами художественной выразительности пе­редано состояние армии Наполеона, поте­рявшей надежду на победу на картине В. Верещагина. На Большой Смоленской дороге. Отступление…

Жёлтая

Было создано множество исторических картин, в которых от­ражены темы сражений, битв, военных походов Сведения о войне 1812 года и его геро­ях помогло «оживить» их образы. Своё отношение к участникам войны художники передают с помощью кисти.

Зеленая — Наша группа решила использовать приём РАФТ

Р роль, я буду говорить от своего имени

А аудитории ученики 4б

Ф форма письмо-обращение

Т Галерея героев Отечественной войны 1812

Ребята. В Санкт-Петербурге в одном из залов Эрмитажа есть Галерея героев Отечественной войны 1812 года. В ней собрано более трёхсот портретов Это не только галерея красивых произведений искусства великих художников, но и дань памяти героям той войны. Если вы будете в городе Санкт-Петербурге обязательно посетите в Эрмитаже Галерею героев Отечественной войны 1812 года.

Рефлексия деятельности: подведение итогов:

Белая — Сегодня мы перелистали трагические и героические страницы истории нашей Родины.

Красная — «Кто с мечом к нам придет, тот от него и погибнет»? (Александр Невский). Эти слова мы можем отнести к теме нашего урока.

Черная – Любая война – это трагедия, потеря близких. Война — это зло, позорящее человеческий род.

Жёлтая –Народ становится сильнее, когда он помнит о всех испытаниях в своей истории. Память о них переходит от одного поколения к другому и связывает эти поколения.

Зеленая- Многие деятели культу­ры и искусства отразили события войны1812 года в своём творчестве.

Синяя — «Кто с мечом к нам придет, тот от него и погибнет». К этим словам подойдёт ещё одна дата, 70-летие победы, которой мы будем отмечать в этом году, ВОВ…..

Память вечная вам, братья!

Рать младая к вам объятья

Простирает вглубь земли:

Нашу Русь вы нам спасли… В. Жуковский


— Закончить наш урок я хотела бы видеороликом, в котором использованы фрагменты из кинофильма Сергея Бондарчука, снятого по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Посвящён он генералам 1812 года. (Андрей Петров — Марина Цветаева – Романс)

(Бородинское сражение дало «поучительный пример доблести старших начальников, не повторявшийся в последующих войнах всех армий». Русские потеряли под Бородином 29 генералов (6 убитыми и 23 ранеными).














Свежие документы:  Конспект урока по истории "Гражданская война - как историческое явление и историческая трагедия"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: