Конспект урока для 4 класса «Сергий Радонежский – Святой молитвенник на Землю Русскую»


Конспект интегрированного урока (литературное чтение – основы православной культуры)

4 класс по программе «Школа России»

Тема урока:

«Сергий Радонежский – Святой молитвенник на Землю Русскую…»



Цель урока:

Образовательные:

  • обобщить и закрепить знания о Преподобном Сергии;

  • дать краткие сведения о жизни святого; подчеркнуть его роль в Куликовском сражении.

  • дать обучающимся представление о житие;

  • продолжать знакомить детей с многообразием творчества русского народа;

  • совершенствовать навыки работы с учебником, самостоятельно читать текст, находить главное,  составлять полные, развернутые ответы, делать выводы.

  • расширять кругозор обучающихся.

  • Продолжать формировать умение пользоваться толковым словарем

  • Формировать умение выражать в словесной форме увиденное, внимательно рассматривать картины, находить в тексте соответствие с картиной.

Развивающие:

  • развивать интерес к  предмету;

  • развивать речь, память, мышление.

Воспитательные:

  • Духовно-нравственное воспитание обучающихся.

  • воспитывать чувство уважения к истории, внимание, аккуратность

  • воспитывать патриотические чувства, чувство товарищества.

  • воспитание любви к Родине, бережного отношения к слову.

Задачи урока:

  • Обогащение духовного мира детей через знакомство с жизнью Сергия Радонежского, формирование интереса к учению.

  • Эстетическое воспитание, формирование духовных и нравственных качеств ребёнка как основы для гармоничного развития личности, воспитание уважения к труду, любви к людям.

  • Развитие речи, мышления, обогащение словарного запаса учащихся, развитие умения рассуждать, анализировать, делать выводы, развитие умения работать в коллективе, терпеливое, бережное отношение друг к другу.

Оборудование урока: проектор, интерактивная доска, компьютер, аудиоаппаратура, книга Л.А.Чарской «Один за всех», кроссворд, карточки с текстами и заданиями.

Для учащихся

Знать:

  • понятие «житие», «образ», «Святой»

Уметь:

  • Выявлять характерные черты героя

  • Строить устное высказывание

  • Работать в группе


Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

В монастырской келье узкой, 
В четырех глухих стенах 
О земле о древнерусской 
Быль записывал монах. 
Он писал зимой и летом, 
Озаренный тусклым светом, 
Он писал из года в год 
Про великий наш народ.


2.Введение в тему

Сегодня мы перенесёмся с вами в далёкое  прошлое нашего родного края.

Посмотрите, какой красивый город. Это Сергиев Посад. (Сл. 2)

Как вы думаете, почему так назван город Сергиев Посад? На что похоже слово Сергиев?

Слово Сергиев связано с именем Сергий.  Посад – это поселение. Но раньше на Руси не говорили слово поселились,а говорили посадились. Итак, город Сергиев Посад назван в честь человека по имени Сергий.

Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давайте перенесёмся на 700 лет назад( Сл. 3)

Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. На Руси была традиция вышивать портреты на ткани. Посмотрите, перед нами портрет человека, который жил в том далёком прошлом. Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?

Что вы видите необычного?

Одежда, которую сейчас уже не носят. Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу.

Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми. 

И так, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский  

(Сл. 4) На Руси писали иконы, на которых изображали святых людей. С тех далёких времён, сохранились иконы с изображением  пр. Сергия Радонежского.

О жизни Сергия Радонежского мы знаем из древней книги. (Сл. 5)

Название её так и звучит «Житие Преподобного Сергия Радонежского». На прошлом уроке мы с вами очень много говорили о Сергие Радонежском.


3. Проверка домашнего задания

Дома вы с помощью дополнительной литературы открывали для себя всё, что связано с именем Сергий Радонежский.

Класс разделён на 2 группы: 1 группа озвучьте тему вашего задания: « Сергий Радонежский – человек, общественный деятель»

2 группа «Сергий Радонежский – духовник, Святой»

(задания могут быть в конвертах на столах ребят)


Ученики обмениваются сведениями о жизни, росте и становлении Сергия как личности.


Сообщение о жизни Сергия Радонежского

. Один из самых почитаемых на Руси святых — Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами. Он происходил из обедневшего боярского рода, имевшего владения под Ростовом от родителей Кирилла и Марии. До пострижения в монахи преподобный носил имя Варфоломей — в честь одного из 12 апостолов. Известна дата его рождения — 3 мая 1314 года. В житии говорится, что предзнаменования чудесной судьбы младенца случались ещё до того, как он родился. Когда его мать приходила в храм на молитву, младенец в определённые моменты службы вскрикивал в её чреве. С первых дней жизни ребёнок, которого назвали Варфоломеем, отказывался сосать материнское молоко по постным дням — средам и пятницам.

  • Кто были его родители? Каким именем был наречён младенец? (Ответы детей; учитель выставляет карточки с этой информацией на доску.)

. В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с братьями отдали учиться грамоте, но в отличие от братьев он не сделал никаких успехов. Однажды в поле мальчик увидел старца, молившегося под одиноким дубом. Варфоломей попросил старца помолиться за него, чтобы он научился читать. Старец благословил отрока, и тот порадовал родителей, свободно прочитав перед обедом псалтырь (сборник церковных песнопений, по которому учили грамоте в Древней Руси).

  • Как называется церковный хлеб, который старец дал Варфоломею? (Просфора).


. Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Братья Варфоломея женились, а он, похоронив родителей, решил уйти в монастырь. К этому времени овдовел старший брат Стефан, и они вместе поселились в глухом лесу в двенадцати вёрстах от Радонежа. Однако Стефану стало тяжело жить в столь пустынном месте, и он перешёл в один из московских монастырей. А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.

  • Назовите имена братьев Сергия. (Петр и Стефан).

. Постепенно к Сергию стали приходить другие иноки, желавшие послужить Богу своими трудами. Преподобный с радостью принимал их. Так зачался Сергиев монастырь — нынешняя Троице-Сергиева лавра (по-гречески лаура — крупный, большой монастырь). «Примером своей жизни, высотой своего духа преп. Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее». Из его поколения вышли основатели 150 новых монастырей.

Дополнение учителя

(Они жили в маленьких избушках-кельях, сами носили воду, рубили дрова, обрабатывали огород и готовили пищу. Преподобный Сергий делал большую часть тяжёлой работы, подавая пример братии.)

  • Почему Сергия называют Радонежским? (Близ Радонежа построил монастырь).

  • Какое носит название в настоящее время монастырь, построенный Сергием? (Троице-Сергиева Лавра).


. Преподобный Сергий, бывший духовником князя Дмитрия Донского, сыграл немалую роль в подготовке к Куликовской битве. Он помогал объединению русских земель: примирил рязанского князя с московским, а Нижегородское княжество, захотевшее отделиться, отлучил от Церкви. Испугавшись Божьего наказания, нижегородский князь бежал, и его подданные присягнули на верность московскому великому князю. Перед битвой Сергий благословил князя крестом и окропил святой водой. Великий князь попросил у преподобного Сергия двух его монахов — Пересвета и Ослябю, которые в миру принадлежали к воинскому сословию и были богатырями. Сергий возложил на богатырей схимы с нашитыми на них крестами, и заповедал им «крепко бороться по Христе на врагов его». Их присутствие в одеждах схимников в войске Дмитрия придавало походу дух великого святого дела.

По легенде, Сергий сказал князю: «Не страшись! Ты победишь!»

И Дмитрий Донской одержал великую победу над Мамаем Золотой Орды в Куликовской битве в 1380 году, который был разбит и бежал в Крым в Кафу (современная Феодосия), где и был убит. Мужество и героизм русских людей развеял господствующее ранее представление о непобедимости татар.

  • Какого князя Сергий благословил на битву? (Дмитрия Донского)

  • На какую битву Сергий благословил Дмитрия Донского? ( Куликовская битва).

Учитель

Умер преп. Сергий в 1392 году в возрасте 78 лет, и не было дня, когда к нему не приходили за помощью со своими заботами и скорбями.


. Внешность Сергия не успела к моменту его канонизации изгладиться из памяти современников. В Троице-Сергиевой лавре хранится погребальный покров с гробницы Сергия с вышитым портретом святого. Он считается самым достоверным его изображением. Вышивальщицам удалось передать благородный облик человека потрясающей духовной силы, способного при этом понять и простить людские грехи.


(Демонстрируется портрет.

На доске — репродукции икон Сергия Радонежского, в том числе и житийная икона)

— Как вы понимаете слово икона? Работа со словарем.

Икона (греч. эйкон — образ, изображение) — символическое изображение святого или события из священной истории.

Учитель

Житийная икона — икона, запечатлевшая житие и чудеса того или иного святого; по её сторонам и в клеймах изобразительными средствами и краткими текстами представлены главные события подвижнического жития и чудес святого, которому посвящена икона.

Икон с изображением Сергия писали много, и индивидуальные черты сгладились, уступив место иконописному канону.

4. Итог занятия.

— Какова тема? Житие Сергия Радонежского. Для того чтобы выяснить идею произведения обратимся к пословицам.

Наше занятие подходит к концу, и я возвращаю вас к вопросу, который прозвучал в начале: «Почему преп. Сергия называют светилом светлым?»

Вывод

Чудеса, которые происходили в жизни Сергия Радонежского указывают на его богоизбранность, на высокую духовность Сергия, свет души освещает жизненный путь многим поколениям людей.

  1. Герой жития идеален.

  2. Главное достоинство — вера в Бога.

  3. Внутренний мир героя не раскрывается. Агиограф не описывает бурных переживаний, страстей; сдержанно рассказывает о тяжёлых испытаниях, умалчивая о внутренней борьбе.

  4. В житии сочетается жизнеподобие и фантастика.

  5. Жизнь героя поучительна, она учит христианской морали.


5. Рефлексия.

— А теперь, потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передавайте тепло другу, соединив, свою ладонь с его ладошкой. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.

Заканчивается урок словами:

1-я ученица.

Тихий свет на Маковце — горе

Над обителью, что радуга, цветёт:

Это инок Сергий на заре

Троице молитву воздаёт.

2-я ученица. Радонежский чудотворец – наше духовное богатство, ангел-хранитель Земли Русской, со всех концов идут и едут паломники в Троице-Сергиеву Лавру со своими недугами – телесными и душевными, идут, чтобы помолиться у раки с мощами, получить благословение, узнать духовные корни своего Отечества.

1-я ученица. Нам нужно знать эти корни – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, будет дороже взрастившая нас Земля, легче будет почувствовать каждому из нас назначение и смысл собственной жизни.

2-я ученица.

Тихий свет на Маковце — горе

Радугой цветёт над всей землёй:

Этот инок Сергий на заре

Молится с небес о нас с тобой.


6. Домашнее задание. Выполнить тест по теме «Житие Сергия Радонежского»

Рассмотрите в учебнике фотографию Троице – Сергиевой лавры.

По желанию – подготовьте с помощью взрослых рассказ о ней.

Я думаю, что вы после этого урока станете еще более внимательны друг к другу и к свои родным. Пусть любовь поможет сохранить вашу духовную жизнь, вашу души.

Тест

«Житие Сергия Радонежского»

Выбери правильный ответ.

  1. Как звали родителей Сергия?

а) Иван и Ольга

б) Пётр и Марфа

в) Кирилл и Мария

  1. Какое имя получил мальчик при крещении?

а) Сергий

б) Константин

в) Варфоломей

  1. Как учился мальчик?

а) быстро и легко

б) медленно и не прилежно

в) прилежно, но с трудом

  1. Кого встретил мальчик?

а) святого старца

б) ангела

в) монахиню

  1. Что он спросил у мальчика?

а) «Кем ты хочешь стать, чадо?»

б) «Куда ты идёшь, чадо?»

в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»

  1. Что ответил мальчик на вопрос старца?

а) что он хочет стать святым

б) что он хочет стать монахом

в) что его послали искать лошадь

г) что он хочет знать грамоту

  1. Откуда переехал отец мальчика?

А) из Киева

Б) из Москвы

В) из Ростова

Г) Из Рязани

  1. Куда переехал отец мальчика?

а) В Радонеж

б) В Москву

в) В Коломну

г) Во Владимир

  1. О чём просил юноша своих родителей?

а) позволить ему стать священником

б) позволить ему идти учиться

в) позволить ему стать монахом

  1. О чём попросили родители юношу?

а) подождать, пока они состарятся

б) подождать, пока они умрут

в) подождать, пока женятся старшие братья

  1. Кто из князей приезжал к пр. Сергию за советом и благословением?

а) князь Александр

б) князь Дмитрий

в) князь Владимир

  1. Как называется храм, где покоятся мощи пр. Сергия?

а) Успенский собор

б) Духовская церковь

в) Троицкий собор



Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса " London- Moscow. The cultural legacy"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: