Конспект урока для 4 класса «Средние века: время рыцарей и замков»


Урок по окружающему миру ( 4 класс).

Тема: « Средние века: время рыцарей и замков».


Цели урока:


Обучающие:

-формировать представление о Средневековье;

-познакомить учащихся с мировыми религиями: христианством, исламом, буддизмом.


Развивающие:

-развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление;


Воспитательная:

-воспитывать интерес к истории средних веков.




Оборудование: презентация по теме урока с мультимедийным оборудованием, рабочая тетрадь, тестовые задания.


























Ход урока.


  1. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Чтоб историю узнать

Книги надо нам читать.


  1. Проверка домашнего задания.

-Ребята, на прошлом уроке мы изучили с вами тему: «Мир древности: далёкий и близкий». Давайте проверим, как вы усвоили данную тему. Предлагаю вам выполнить тестовые задания по вариантам.


Тестовые задания.

1 вариант.

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

  1. Главная площадь Рима -…(Форум).

  2. «Жилище» для богов в Древнем Египте -…(храм).

  3. Гробница фараона в Древнем Египте -…(пирамида).

  4. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте, называется…(саркофаг).

  5. Египетское государство возникло на берегу реки … (Нил).

  6. Кто согласно легенде основал город Рим? -… (Марс).

  7. Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре? -…(гладиаторские бои).

  8. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать-…(Тот).

  9. Существо с телом льва и головой человека, «охраняющее» гробницы египетских фараонов -…(Сфинкс).

  10. Храм в Афинах, где находились главные храмы города, называется…

(Акрополь).


2 вариант.

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.

  1. Бог Мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать – …(Тот).

  2. Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре? – …(гладиаторские бои).

  3. Существо с телом льва и головой человека, « охраняющее» гробницы египетских фараонов-… (Сфинкс).

  4. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида-…. (Хеопс).

  5. Кто, согласно легенде, был первым царём Рима? –… (Ромул).

  6. Холм в Афинах, где находились главные храмы города, называется -…( Акрополь).

  7. Главная площадь Рима – …(Форум).

  8. Гробница фараона в Древнем Египте – …(пирамида).

  9. Египетское царство возникло на берегу реки …( Нил).

  10. «Жилище» для богов в Древнем Египте-…(храм).


  1. Сообщение темы и цели урока.

Слайд№1.

Проходит время. Одна эпоха сменяется другой. Мир древности «уступает» место в истории новой эпохе.

Сегодня на уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с конца Vвека до конца XVвека и называлась Средними веками или Средневековьем.

Сколько веков продолжалось Средневековье? ( Средневековье продолжалось 10 веков) .

Давайте подумаем сколько это будет лет? (1000 лет)

СЛАЙД №2 (а,б).


Тема нашего урока: «Средние века: время рыцарей и замков»



  1. Изучение нового материала.

СЛАЙД №3.


Средние века охватывают 10 столетий между древним миром и новым временем. Когда речь идёт о таком большом временном отрезке, трудно назвать точные даты его начала и конца.

Одна эпоха постепенно переходила в другую. Но началом Средневековья принято считать476 год, когда был свергнут с престола последний римский император и произошло крушение великого государства древности – Западной Римской империи.

Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, картофель и кукурузу, помидоры, апельсины, какао…

В средние века у людей появились фарфоровая посуда, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие. Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию.

-Ребята, откройте учебник на стр. 15, прочитайте 1 и 2 абзац и найдите ответ на вопрос:

-Что возникло в эпоху Средневековья того, чего не было в Древнем мире?

(Возникли новые города, были проложены дороги, прорыты каналы, пролегли из города в город, из страны в страну торговые пути).


СЛАЙД №4 а


Многие современные города возникли в Средневековье: Берлин, Копенгаген, Амстердам и другие.


СЛАЙД №4 б


Среди них и столица нашего государства.

— Назовите столицу нашей Родины (Москва).

-Что изображено на данном слайде? (Кремль).


СЛАЙД №5-6.


В европейских городах и сейчас сохранились кварталы, построенные в Средние века.

Вот такое интересное время мы называем средними веками.

С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали.

— Вспомните, в Древнем мире люди поклонялись одному богу или нескольким? (Было многобожие). В средние века многобожие уступило место единобожию. (Люди стали верить одному богу).

Всё шире стали распространяться три основные религии.

— А какие вы узнаете, прочитав текст на странице 16 учебника. ( Чтение текста учебника) Возьмите в руки карандаши и при чтении постарайтесь отметить ответы на данные вопросы.


СЛАЙД № 7.


Вопросы.


  1. Какие веры возникли в средние века?

  2. Где распространяются эти веры?

  3. Как называются здания для молитв у людей каждой веры?


(В Средневековье распространяется христианство, возник ислам и буддизм).


СЛАЙД № 8.

Христианство распространяется по всей Европе. Здания для молитв у христиан — это христианские церкви и соборы.

СЛАЙД № 9.



Ислам («покорность» — по-арабски) распространяется на Ближнем Востоке. Здания для молитв у мусульман – мусульманские мечети.


СЛАЙД № 10.


Буддизм распространяется в Индии. Здания для молитв у буддистов –буддистские храмы.


СЛАЙД № 11.


Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово – рыцарь!

Что же означает это слово? Каждого ли человека в Средневековье можно назвать рыцарем? Об этом нам расскажет Зайченко Настя.


Сообщение учащегося.

Слово «рыцарь первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть только люди благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.

Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей хозяев больших земельных владений герцогов, графов, баронов.

Для того, чтобы стать настоящим воином – рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились личными слугами знатных феодалов или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось не обязательным.

Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю,

Становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец нёс доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.


СЛАЙД № 12.


И только после нескольких лет службы, отличившихся в боях оруженосцев, посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и конечно, прекрасных дам. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед знатным из гостей. Тот наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или на щеке.

А чтобы в мирное время не пропустить их военное искусство, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами.


СЛАЙД №13.



Как проходили турниры?

(На турнире два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла).


СЛАЙД 14 а,б


-Где жили рыцари?

(Рыцари жили в замках).

-Что представляли собой замки?

Сообщение учащегося.

Замок – это дворец и крепость феодала.

Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищённых местах.

Обычно их воздвигали на высоком холме, обрывистом утёсе, острове посреди реки. Вокруг замков высились двойные или тройные кольца могучих крепостных стен с башнями и бойницами.

Замки знати были не очень удобными жилищами.

В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки.

Первые замки не имели стёкол в окнах и водопровода.

Помещения освящались факелами из веток дерева или пучков тростника. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов.

— Ребята, как вы думаете, чем занимались обитатели замка?

(Хозяин замка охотился, принимал гостей, устраивал пиры, женщины занимались рукоделием).

Важным изобретением в средние века было книгопечатание.

-Кто может назвать человека, который изобрёл книгопечатание?

(Иоганн Гутенберг).


СЛАЙД №15.


Открыл этот способ немец Иоганн Гутенберг. 1445 год считается годом рождения книгопечатания. Иоганн Гутенберг предложил использовать разборный шрифт. В наборной кассе помещались металлические буквы – литеры.


  1. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

  1. Закрепление изученного материала.


— Работа в тетради на печатной основе.

Стр. 7 – 8, задание 2 –самостоятельно, проверка.

Стр. 8,задание 3 –работа в парах, взаимопроверка.


— Беседа по вопросам.


1. Сколько лет продолжались средние века?

(Средние века продолжались 1000 лет)

2. Как изменился облик Европы за время Средневековья? (За время Средневековья было построено множество замков, церквей, соборов, мечетей, храмов. Некоторые сохранились до наших дней).

3. Какие религии возникли в средние века?

(Христианство, ислам, буддизм)

4.Как учёные узнают о жизни людей в Средневековье?

(В Средневековье создавались новые книги).

5. Кто такие рыцари Средневековья?

(Воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мячом и щитом).

  1. Для чего строили замки?

(Замки служили надёжной защитой от врагов).


  1. Кто первым нашёл способ создать книгу?(Немец Иоганн Гутенберг)

  2. Какой год считается годом рождения книгопечатания? (1445 год).

-Чтение вывода по теме урока на странице 21 учебника.


VII .Итог урока.

— С какой эпохой мы сегодня познакомились?

-О каких религиях вы узнали на уроке?

VIII.Оценивание.

IX. Домашнее задание.


СЛАЙД №16.

Стр. 21 выполнить задание №1- 3.

Стр. 15 – 20 прочитать текст.









Тестовые задания.



1 вариант.

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

1.Главная площадь Рима -…………………………………………………..

2. «Жилище» для богов в Древнем Египте -………………………………

3.Гробница фараона в Древнем Египте -…………………………………..

4.Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте, называется……………………………………………………………………

5.Египетское государство возникло на берегу реки … ……………………

6.Кто согласно легенде основал город Рим? -… …………………………..

7.Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре?- …………….

8.Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать-…………………………………………………………………………………

9.Существо с телом льва и головой человека, «охраняющее» гробницы египетских фараонов -………………………………………………………

10.Храм в Афинах, где находились главные храмы города, называется…

…………………………………………………………………………………..



2 вариант.

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.

  1. Бог Мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать – (Тот).

  2. Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре? – (гладиаторские бои).

  3. Существо с телом льва и головой человека, охраняющее гробницы египетских фараонов. (сфинкс).

  4. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида. (Хеопс).

  5. Кто, согласно легенде, был первым царём Рима? – (Фомул).

  6. Холм в Афинах, где находились главные храмы города, называется Афины).

  7. Главная площадь Рима – (Форум).

  8. Гробница фараона в Древнем Египте – (пирамида).

  9. Египетское царство возникло на берегу реки — (Нил).

  10. Жилище для богов в Древнем Египте — (Храм).


Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Общественно - политический строй кабардинцев в XVI –XVIII вв. Народные выступления крестьян"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: