Конспект урока для 6 класса «Культура древней Руси»


Урок по теме:

Культура древней Руси (6 класс)

Номинация «Предметы гуманитарного цикла»(история)



Дугинцова Александра Николаевна,

учитель истории,

МБОУ – ООШ № 21г.Армавир Краснодарский край

Продолжительность урока 40 минут

Программа: автор А.Н. Сахаров «История России, 6 класс»,

М.: «Просвещение» 2008г.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: беседа, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый.

Приемы обучения: показ презентации, иллюстраций, разгадывание слов.

Цели и задачи урока:

  • Сформировать у учащихся представления об искусстве древней Руси;

  • Сформировать представления об истоках древнерусской литературы и ее своеобразии;

  • Способствовать развитию основ исторического мышления, развивать умения рассматривать произведения культуры как исторический источник, определять особенности культуры, объяснять смысл исторических понятий, терминов, делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество в парах.

  • Воспитать уважение к культурному наследию страны;

Оборудование: ПК, м/м проектор, экран, авторская презентация, документы (отрывок из первоисточника «Повесть временных лет»  ) фото и видео материалы по истории русской культуры; Отрывки из мультфильмов «Алеша Попович и Тугарин Змей», русской народной песни «Заплетись за плетень»

Оформление доски:

Важнейшие даты:

1037-Софийский киевский собор;

XII-Успенский собор во Владимире.
1185г.- время написания «Слова о полку Игоревом»


Число

Тема урока:

« Культура Древней Руси».

Цель урока: познакомиться с развитием древнерусской культуры, дать характеристику ее отраслям.

План:

1.Особенности культуры Древней Руси.

2. Письменность .

3. Литература и Устное народное творчество

5. Зодчество и живопись.




Основные понятия: летопись, фольклор, былины,культура., искусство, икона, миниатюра, устав, зодчество,

фреска, патриотизм.

Летопись – погодная запись событий

















«карта « Русь в ХII – н.ХIII вв.»



(Основные картины и иллюстрации)





Этапы урока

Содержание

Деятельность



учителя

учащихся

1.Сообщение цели урока, мотивация, постановка проблемных задач. (5)

Определим что же такое Культура- понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Система созданных человеком материальных и культурных ценностей на определенном историческом этапе. Вопрос. Культура разделяется на два вида,каких?

Культура

↓ ↓

Материальная Духовная


Работа в режиме презентация

Запись в тетради темы урока


Ответы на заданные вопросы

2.Актуализация знаний.

Фронтальный опрос. 1.своеобразие летописания на Руси

2. как складывался этнос на территории Руси?

Учитель задает вопросы

ученики отвечают по одному.

3. Изучение нового материала

(25 мин)

Особенности культуры Древней Руси

  • Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян.

  • Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.

  • Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.

  • Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.

Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

Письменность и грамотность – зародилась до принятия христианства.

Сообщение о Кирилле и Мефодии.

Должны уяснить:

— славянская письменность во второй половине IХ в. и в Х веке проникли на Русь;

— крещение дало толчок к развитию письменности и грамотности;

— при церквях и монастырях открыты школы;

— переводятся на русский язык греческие и болгарские книги;

— ХI веке переводные сочинения « Александрия» — о подвигах Александра Македонского;

— вместо бумаги использовали березовую кору – бересту.



Литература и устное народное творчество.

В ХI веке зарождается древнерусская литература.

Запись в тетради:

Былины – поэтическое сказание о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.

Сообщение учащихся о былинах.

Сообщение учащихся о древнерусской литературе.

Работа в тетради: заполнение таблицы.



Автор

Название


Жанр

Тема

Илларион ХI в.

Слово о законе и благодати.

1040 г.

Публицистика

Забота о счастье своей страны, вызывает патриотические чувства

Нестор ХII в.

Повесть временных лет.

1113 г.

Летопись

Рассказ откуда есть пошла Русская Земля

ХII в.

Слово о полку Игореве

Поэма

Неудачный поход Игоря Святославича против половцев в 1185 г. призыв к единству.

ХIII в.

Слово о погибели Русской земли

поэма

Воспевает величие красоты и величия Руси.



Устное народное творчество.

Картина Васнецова « Три богатыря»



Беседа:

  1. Кто является главными героями былин?

  2. Каких былинных героев вы знаете?

  3. Чем былина отличается от сказки?

  4. Что объединяет всех былинных богатырей?



Вывод: русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, ее защиты от врагов. Воспевание нелегкого труда пахаря – землевладельца.



Зодчество и изобразительное искусство. Иконопись.

Объяснение учителя.

А) рассказ о деревянном зодчестве.

— избы, боярские, княжеские терема, городские терема

Б) каменное строительство.

— каменное строительство – к. Х века после принятия христианства

989 г — в Киеве заложена Десятинная церковь, посвященную Успеванию Богородицы. На строительство Ярослав Мудрый отдал 10 –ю часть княжеских доходов.

Стены покрыты фресками и мозаикой – картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке.

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Особый интерес – изображение семьи Ярослава Мудрого.

ХI – ХII веках были построены большие каменные храме в Полоцке, Чернигове, Вышгороде, Новгороде.

Самым замечательным был Софийский собор – однокупольный византийский храм преобразовался в многокупольную пирамиду.


Рассказ учителя

Слушают учителя











Записывают термины в тетрадь


4. Закрепление материала (6 мин)

Работа с доп. Материалом.

1 Прочтите отрывок из «Повести временных лет». Ответьте на вопросы

2 Найди спрятанные слова и подбери значение

Итог урока.

Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. Формируются самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры

Учитель подводит итог занятию.

Работа с раздаточным материалом.





5. Домашнее задание (1 мин)

§7 составить рассказ «один день из жизни…… (ремесленника одной из отраслей)»на выбор


Запись в дневник

6.Подведение итогов (3 мин)

Ребята, сегодня мы познакомились с культурой предков славян, узнали о русской культуре и ее отраслях.

Есть ли у вас вопросы?



Выставления оценок

Задают вопросы.











Приложение 1.

Прочтите отрывок из «Повести временных лет». Ответьте на вопросы:

— Какие имена употребляются в тексте?

— Определите тему этого отрывка.

— О чем узнали из отрывка?

1.
«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».


2.
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».






  1. «В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов… и пришел к Смоленску…, и принял власть в городе… Оттуда отправился вниз, и взял Любеч… И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил… И… послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы… Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода»… И убили Аскольда и Дира… И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери…»


4.
В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев… И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же… город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море…


И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь».





























Приложение 2.:

Найди спрятанные слова и подбери значение

П

О

Б

Х

Ь

Э

К

С

К

А

Н

Ь

М

А

Л

О

З

А

М

Ф

Л

М

И

Е

Л

О

Р

Ь

И

Н

Р

Э

З

Е

Ж

А

Т

Н

Ь

А

С

Е

Р

Ю

О

К

И

К

Н

А

П

Ю

А

Р

А

С





  1. Живописная картина малых размеров.

  2. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

  3. Картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

  4. ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, напаянный на металлическую поверхность.

  5. покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемый обжигом

  6. Узор, состоящий из множества мельчайших металлических шариков.





















Заявка на участие во II всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

Данные для оформления диплома

Email, с которого отправляется материал на конкурс

Размер оплаченного оргвзноса

Ф.И.О.

Должность, звание

Сокращенное название учреждения

Номинация и название конспекта

Дугинцова

Александра

Николаевна

Учитель

Истории и общество-знания

МБОУ-ООШ

21

г. Армавира

Краснодарского края

Номинация «Предметы гуманитарного цикла» (история)

Урок «Культура Древней Руси» (6 класс)


240 руб.
































































Извещение

















Кассир

Индивидуальный предприниматель Сарникова Надежда Фёдоровна

(наименование получателя платежа)

421100727902



40802810326000049796

(ИНН получателя платежа) (номер счета получателя платежа)

Отделение № 8615 Сбербанка России г. Кемерово


БИК

043207612

(наименование банка получателя платежа)

Номер кор./сч. банка получателя платежа

30101810200000000612

Образовательные услуги для Дугинцовой А.Н.



(наименование платежа) (номер лицевого счета (код) плательщика)

Ф.И.О. плательщика:

Дугинцова АлександраНиколаевна

Адрес плательщика:

Краснодарский край г. Армавир, ул. Урицкого д. 160 кв.21

Сумма платежа: 240 руб. 00 коп. Сумма платы за услуги: _______ руб. _____коп

Итого ______________ руб. ______ коп. “____18__”___декабря_____2013__г.

С условиями приема указанной в платежном документе суммы, в т.ч. с суммой взимаемой платы за услуги банка

ознакомлен и согласен. Подпись плательщика



















Квитанция


Кассир



Индивидуальный предприниматель Сарникова Надежда Фёдоровна

(наименование получателя платежа)

421100727902



40802810326000049796

(ИНН получателя платежа) (номер счета получателя платежа)

Отделение №8615 Сбербанка России г. Кемерово


БИК

043207612

(наименование банка получателя платежа)

Номер кор./сч. банка получателя платежа

30101810200000000612

Образовательные услуги для Дугинцовой А.Н.



(наименование платежа) (номер лицевого счета (код) плательщика)

Ф.И.О. плательщика:

Дугинцова Александра Николаевна

Адрес плательщика:

Краснодарский край г. Армавир, ул. Урицкого д. 160 кв. 21

Сумма платежа: 240 руб. 00 коп. Сумма платы за услуги: _______ руб. _____коп

Итого ___________ руб. _____ коп. “_____18___” декабря_______2013___г.


С условиями приема указанной в платежном документе суммы, в т.ч. с суммой взимаемой платы за услуги банка

ознакомлен и согласен.

Подпись плательщика





Свежие документы:  Конспект урока по истории "Отечественная война в судьбе России" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: