Конспект урока для 6 класса «Культура Западной Европы в XIV-XV веках»



Тема урока: Культура Западной Европы в XIV-XV веках.

План:

1. Человек и общество.

2. Изобретение книгопечатания и его значение.

3. Предпосылки культуры Возрождения.

4. Гуманизм и гуманисты.

5. Раннее Возрождение в литературе и искусстве.


1. Человек и общество. Какие формы объединения людей примерно одного положения существовали в эпоху Средневековья? Община, цех, гильдия, церковный приход, монашеский и духовно-рыцарский орден. Человек Средневековья, даже если осознавал свою индивидуальность, обычно не выставлял её напоказ. Он ценился, прежде всего, как член коллектива себе подобных: цеха, гильдии, рыцарского ордена, крестьянской общины. Его жизнь подчинялась определённым правилам, и отступление от них осуждалось обществом. Но в конце Средневековья человек начинает обособляться от коллектива, рассчитывать на собственные силы и искать свой путь в жизни. Объединения людей, вне которых прежде невозможно было представить их жизнь, теперь всё чаще мешают, сковывают их инициативу. В обществе появляется больше возможностей для людей предприимчивых, не следующих традициям, а ломающих их.

Те же явления происходят и в искусстве. В чем это выразилось? Например, появляется и стремительно развивается жанр портрета. Художник теперь рисует неповторимого конкретного человека.

Попробуйте вспомнить хоть одного художника или архитектора Средневековья. Мы не знаем их имен. Но теперь художник перестаёт быть анонимным, его непохожесть на других высоко ценится и им самим, и теми, кто его окружает. Всё чаще правители покровительствуют людям искусства, выше становится их положение в обществе.

Меняются взгляды художника на мир. Появляется линейная перспектива. Посмотрите на иллюстрации на с.217. В чем разница в этих изображениях? В линейной перспективе два одинаковых предмета или два человека одного роста будут казаться разными, если расположены на неодинаковом расстоянии от художника (и соответственно зрителя); лишь после этого дети смогут увидеть на изображениях то, что нужно (король на заднем плане крупнее монахов на переднем плане; подлокотники скамьи одинаковы, но ближний изображен крупнее).

2. Изобретение книгопечатания и его значение. К XV веку возросла потребность общества в книгах, которую не могли удовлетворить переписчики книг, потому что не успевали, да и стоили рукописные книги слишком дорого. В связи с этим многие мастера в разных странах Европы пытались придумать способ делать отпечатки целых страниц книг. Но отпечатать таким способом объемную книгу, например Библию — главную книгу Средневековья, окажется слишком трудоемко и соответственно дорого.

Немцу Иоганну Гутенбергу пришла в голову гениальная мысль: не отливать всю страницу, а изготовить множество металлических кубиков с рельефными зеркальными изображениями букв (литеры), из которых можно составлять (набирать) строки и целые страницы. Страницу набора покрывали краской, а затем с помощью пресса с неё делали отпечатки. Сделав нужное количество отпечатков, набор можно было разобрать на буквы и снова использовать те же буквы.

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Я бы хотела пригласить вас на вечеринку"

Самая ранняя известная печатная страница датируется 1445 годом, который часто и считают датой изобретения книгопечатания. А в 1456 году Гутенберг издал Библию, оказавшуюся подлинным шедевром книжного искусства. Все убедились, что печатная книга не уступает рукописной по художественным достоинствам.

Книги, напечатанные в период от изобретения Гутенберга до 1501 года, называют инкунабулами (что по-латыни означает «колыбель»), то есть книгами «колыбельного» периода в истории книгопечатания.

Изобретение Гутенберга произвело настоящую революцию в области передачи информации. Дешевизна и большие тиражи книг делали возможным быстрое распространение различных знаний в достаточно широком кругу грамотных людей.

3. Предпосылки культуры Возрождения. Хотя черты нового появляются в XIV-XV веках в культуре разных стран Европы, лишь в Италии уже в это время возникает и достигает зрелости новая культура Возрождения, ознаменовавшаяся величайшими достижениями в науке, литературе и искусстве. Почему именно Италия? Это связано с характерными чертами развития этой страны.

Исключительно выгодное географическое положение Италии в центре Средиземноморья способствовало бурному развитию торговли. Нигде в средневековой Европе не было столь многочисленных и процветающих городов.

В жизни итальянского города тон в это время задавали не дворяне, а купцы, банкиры, предприниматели. Огромные масштабы деловых операций и острая конкуренция способствовали развитию у них таких качеств, как смелость, расчётливость, широкий кругозор. Оставаясь искренними христианами, в повседневной жизни такие люди рассчитывали только на себя.

Именно к таким людям относились многие члены знаменитого флорентийского рода Медичи, среди которых были банкиры, государи, папы римские. Правители из рода Медичи привлекали к себе на службу лучших художников и скульпторов своего времени. Собранная Медичи картинная галерея (ныне музей Уффици) – одна из богатейших в мире.

В отсутствие сильной королевской власти у итальянцев оставалось гораздо больше свободы мысли и творчества. Была ещё одна причина, по которой Возрождение началось именно в Италии. Из всех стран Западной Европы только здесь, на земле Древнего Рима, сохранилось столь значительное античное наследие, поэтому именно здесь обновление культуры могло принять форму возрождения античности. Тогда-то и возникло понятие «Средневековье» и представление о нём как о времени упадка, разрыва между античностью и новой эпохой, когда античность начинает возрождаться. Отсюда и название культуры той эпохи – Возрождение (по-французски – Ренессанс).

4. Гуманизм и гуманисты. С XIV века любители античности всё чаще использовали латинское словосочетание «студиа гуманитатис» — «изучение человеческого». Тех, кто занимался «изучением человеческого», с конца XV века стали называть гуманистами. Гуманисты не только интересовались достижениями античности, но их также привлекала сильная, независимая личность, они прославляли творческий гений человека. Хотя это были искренне верующие люди, их взгляды резко контрастировали с традициями средневекового аскетизма и часто раздражали служителей Церкви. Давайте почитаем источники (с. 225).

Свежие документы:  Конспект урока по ОБЖ "Безопасное колесо" 5-6 класс

Гуманисты особенно почитали тех, кто достигал совершенства в различных сферах деятельности: скульптуре и поэзии, живописи и инженерном деле. Идеалом Ренессанса был «универсальный человек». («Универсальный человек» — всесторонне развитый человек, способный к творчеству в различных областях науки, литературы и искусства.).

5. Раннее Возрождение в литературе и искусстве. Заполняем таблицу.


Деятель культуры

Годы жизни

Область творчества

Знаменитые произведения








Д.з. § 23, таблица


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: