Конспект урока для 7 класса «Образование и культура в 17в»


Школа: МБОУ «Нюрбачанская СОШ»

Учитель: Васильев С.В.

План – конспект урока по истории: «Истории России. Конец 16 – 18 вв.»

Класс: 7 Тема урока: «Образование и культура в 17в.»

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: беседа с элементами работы с учебником и картинами. Цели урока: 1) обучающие – познакомить учащихся с наиболее характерными явлениями русской культуры XVII века; 2) развивающие – развивать познавательный интерес к истории отечества; 3) воспитательные – воспитывать чувство гордости за отечественную культуру, продолжить нравственное и эстетическое воспитание учащихся. Основные понятия: Славяно-греко-латинская академия, «Синопсис», первопроходцы, биографическая повесть, сатирическая повесть, автобиографическая повесть, «дивное узорочье», «нарышкинское барокко», парсуна. Оборудование урока: картины, учебник, атлас, контурные карты, настенная карта, книги. Продолжительность урока: 40 мин.

Ход урока:

Этап урока, время.

Деятельность учителя и уч-ся.

Наглядные пособия и оборудование.

1.Организационный момент. 2 мин.

Приветствие уч-ся и учителя. Проверка наличия уч-ся в классе. Повторения Д/З.

Классный журнал, учебник.

2.Проверка домашнего задания. 10 мин.

Уч-ся письменно дают характеристику одной из внешнеполитических задач России в 17в. по плану:

1.Задача.

2.Решение.

3.Результат. 1 в-т: Смоленская война. 2 в-т: Воссоединение Украины с Россией. 3 в-т: Русско-польская война (1654 – 1667). 4 в-т: Русско-турецкая война (1676 – 1681). 5 в-т: Крымская походы. 6 в-т: Освоение Сибири. Уч-ся сдают контурные карты на проверку Д/З.

Карта «Россия в 17в.», атласы, контурные карты, тетради.

3.Подведение уч-ся к изучению новой темы. 3 мин.

Учитель подводит уч-ся к новой теме «Образование и культура в 17 в.». Уч-ся записывают в тетрадь новые понятия: Славяно-греко-латинская академия, «Синопсис», первопроходцы, биографическая повесть, сатирическая повесть, автобиографическая повесть, «дивное узорочье», «нарышкинское барокко», парсуна.

Учебник, картины, тетради.

4.Изучение новой темы. 20 мин.

План изучения новой темы:

1.Образование. Рассказ учителя (грамотных: горожане – 24 %, крестьяне – 1 % ). 2.Славяно-греко-латинская академия. Рассказ учителя (церковный раскол). 3.Книгопечатание. Уч-ся самостоятельно работают с учебником. Развитие образования, рост грамотности населения, увеличение спроса на книги. 4.Наука. Рассказ учителя («Синопсис» – 1678г.). 5.Первопроходцы. Рассказ учителя (присоединение к России Восточной Сибири). 6.Литература. Беседа учителя с уч-ся с применением устного народного творчества (былины, пословицы, песни, заговоры). Новые жанры: биографическая повесть, автобиографическая повесть, сатирическая повесть. 7.Архитектура. Беседа учителя с уч-ся с применением картин, иллюстраций (стили: шатровое строительство, «нарышкинское барокко», «дивное узорочье». 8.Живопись. Беседа учителя с уч-ся с применением картин, иллюстраций. Новый жанр – парсуна (светский портрет). 9.Театр. Уч-ся самостоятельно работают с учебником. В 1672 году в Москве был создан первый придворный театр.


Картины, иллюстрации, учебник, тетрадь.

5.Закрепление, вывод и подведение итогов урока. 5мин.

Закрепление: уч-ся по записям в тетрадях повторяют пройденное на уроке. Вывод: в 17в. нужды экономического развития, борьба с расколом, расширение связей с зарубежными странами, освоение Восточной Сибири привели к росту грамотности населения, появлению первого высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии, дальнейшему накоплению научных знаний, особенно в области географии страны. Русское искусство и литература все больше становятся светскими, т. е. обращенными к людям, а не к Богу. Д/З:

1.Учебник параграф. Читать, пересказывать.

2.Ответить на вопросы после параграфа.

3.Подготовиться к проверочной работе. 4.Нанести на карту маршруты путешествий первопроходцев.

5. Составить кроссворд по теме «Русская культура XVII в.»


Тетради, дневники.

Свежие документы:  Конспект урока истории «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
















— Экономическое развитие страны требовало немалого числа образованных людей, в 17 веке активизируется процесс развития образования. Это объяснялось оживлением торгово-промышленной деятельности, ростом государственного аппарата в центре и на местах, возобновлением прерванных Смутой связей с зарубежными странами.

Как вы думаете какое образование существовало в России в 17 веке? ( домашнее, школы при монастырях).

Невозможность восполнить потребность в знающих людях приводила к притоку мастеров из-за границы( главным образом из Польши). Широко в дворянской среде использовалось обучение иностранным языкам (латынь и польский язык)

В России действовала система домашнего образования, но  возникают и школы в качестве учителей приглашаются монахи из Польши.

— Таким учителем стал монах Симеон Полоцкий.

Монах московского Заиконоспасского монастыря, богослов, , просветитель. Родом из Полоцка, в Москву прибыл в 1664 г.  Царь Алексей переводчик, писатель Михайлович назначил Симеона воспитателем своих старших детей – Федора и Софьи. Его деятельность встречала глухую вражду со стороны представителей церковной власти. Полоцкий умер в 1680 г. и похоронен в Заиконоспасском монастыре. Полоцкий создал в Москве литературно-научную школу, представителем которой стал его ученик Сильвестр Медведев . Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России, открытое в 1687. В 1814 было преобразовано в Академию.
Московскую Духовную

В 1687 туда переместились братья Лихуды со своими учениками. Этот год и принято считать годом открытия Академии. В то время Академия именовалась «Греческими» или «Спасскими школами», и объединяла три класса –  низший, средний и высший. Братья составили учебники по европейским образцам. Учениками академии были:  В.Татищев, М.Ломоносов.

В средневековой России духовная жизнь находилась под полным влиянием церкви. Все элементы культуры- образование, живопись, литература, зодчество. Были пронизаны христианскими образами и идеями.

— Однако в 17 веке получает развитее процесс обмирщение культуры.

Обмирщение- это усиление светских начал в культуре.

Элементы обмирщения в русской культуре 17 века появляются при контакте с западноевропейской культурой. Так главными источниками развития научных знаний, являются книги западноевропейских авторов: это в основном руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли и др. Из-за границы в Россию доставлялись технические новинки(подзорная труба, компас, бурение, башенные часы)

В 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времен до 70-х годов 17 века – «Синопсис», ставшая самой популярной книгой.

Появляются новые направления в искусстве. В традиционных направлениях усиливается влияние светских элементов.

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность России" 9 класс

— В литературе помимо церковной появились первые «светские» произведения, новые жанры, (Например,  сатирический жанр —  повесть «О Шемякином суде», повесть «О Фоме и Ереме»,

« О Ерше Ершовиче» в которых обличались феодальные порядки, высмеивались неспособные к труду  дворянские дети).

Из жития святых, начал формироваться новый жанр биографическая повесть ( например «Повесть об Улиании Осорьиной», в центре которой- образ ничем не примечательной женщины – дворянки.) Большой популярностью пользовалась зарубежная литература, переведенная на русский язык: рыцарские романы, новеллы, приключенческие повести, юмористические рассказы.

— В архитектуре шёл постепенный отход от старых церковных канонов, стало проявляться стремление к внешней нарядности и стиль стали называть «дивное узорочье», в строительстве использовали изразцы, лепнину.

Изразцы- керамические плитки для облицовки стен, печей. Могут быть гладкими, рельефными покрытыми глазурью. С обратной в кладке. В России в 17 веке стороны имеют вид открытой коробки, для крепления были весьма популярны, особенно зеленые поливные (покрытые глазурью).

Лепнина рельефные украшения на фасадах и интерьерах зданий

Так появляются новые здания:

-Теремной дворец Московского Кремля,  каменные жилые покои построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Б. Огурцовым, А. Шарутиным и Л. Ушаковым, богато украшен многоцветными изразцами, красочными узорами, золоченой кровлей.

Деревянный дворец в селе Коломенском,  стал наиболее ярким примером деревянной дворцовой архитектуры, построенный в 1667-1668 гг. мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым. Спустя 100 лет после его постройки дворец был разобран «за ветхостью». Коломенский дворец состоял из семи хором: для царя, для царевича, для царицы и четырех — для царевен.

-Казанский собор в Москве на Красной площади. Казанский собор, освященный в честь Божьей Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века в  благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших в этой войне русских воинах.

Изменила свой облик, и архитектура многих церквей появляется СТИЛЬ БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ МОСКВЫ


Архитектурный стиль барокко (XVI—XVIII века)— вычурный и пышный, был призван прославлять монархию и аристократию, возвеличивать церковь. Сложные изогнутые формы,  подчеркнутые яркостью красок,  обилие позолоты на фасадах, множество витых колонн, спиралей — характерные черты барокко.

Церковь Покрова в Филях, Церковь Покрова в Филях, расположенная на западе Москвы, построена в самом начале 1690-х годов в загородной усадьбе боярина Льва Кирилловича Нарышкина.  Покровская церковь  является признанным шедевром московского барокко

Церковь Ильи Пророка, выдающийся памятник русской художественной культуры XVII столетия, была построена в 1647-1650 гг. на месте двух деревянных храмов на средства богатейших местных купцов братьев Скрипиных. После реконструкции Ярославля по плану 1778 года храм стал центром административной площади, одним из главных архитектурных сооружений города.

Ильинский храм по своим архитектурным формам, настенной живописи и составу икон принадлежит к наиболее выразительным и совершенным художественным ансамблям XVII столетия, он является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников. С 1920 года храм открыт как музей.

Церковь «Троицы в Никитниках». Не далеко от Кремля в Никитниковом переулке расположен один из красивейших русских храмов – церковь Троицы в Никитниках.

Свежие документы:  Открытый урок по истории «Эшелон идет к Победе» 9 класс

Она построена в 1631-1634 годах на средства богатого купца Григория Никитникова родом из Ярославля.  В ней находилась чудотворная икона Грузинской Божьей Матери. Икону эту выменял у персов в Грузии брат строителя церкви Степан. Во время моровой язвы она прославилась чудотворением.

— Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685 гг., был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства, вплоть до 1666г.  работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из-за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679г.

— Пережил реконструкцию и Московский Кремль. Возведен в 1491году архитектором Пьетро Антонио Солари. Его строительство положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля.

В 1624-1625 годах русский архитектор Б. Огурцов и английский мастер Христофор Галовей возвели над башней многоярусный верх с часами, заканчивающийся каменным шатром.  Нижняя часть была украшена белокаменным кружевным арочным поясом, башенками, пирамидками. Башня стала считаться самой красивой и самой стройной башней Кремля.

. Великолепие главной площади отразилось в её названии «красной».

-Живописные произведения представлены в основном иконами, но можно заметить в ней усиливается стремление к портретности, реалистичности изображения.

Выдающимся мастером был  УШАКОВ СИМОН (ПИМЕН) ФЕДОРОВИЧ — (1625-26 — 1686) — знаменитый московский иконописец. Работал при царском дворе в качестве кормового иконописец. Возглавлял различные работы, квалифицировал иконописцев, принимал иконописцев в обучение. До настоящего времени сохранилось довольно много живописных произведений Симона Ушакова.  Последнее из известных произведений икона « Тайная вечеря» датируется 1685 годом. Скончался Симон Ушаков 25 июня 1686 г. Погребен в Знаменском монастыре.

В его работах центральное место занимало изображение человеческого лица «Троица», «Спас Нерукотворный» и др.

Новым стало возникновение и развитие портретной живописи (портрет Скопина-Шуйского). Новым стало открытие 1672 году первого в России театра при дворе царя Алексея Михайловича.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: