Тематика:
Духовно-нравственное воспитание и
национально-культурные традиции
Название программы:
Святая Русь
(элективный курс для учащихся 8-9 классов)
программа разработана
учителем русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 125»
Советского района города Казани
Хабибуллиной Ириной Николаевной,
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка.
Цель воспитания – воспитание нравственного, ответственного, инициативного, компетентного обучающегося с формированием общечеловеческих норм поведения, моральных ценностей, правил культурного общения; создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих
Задачи:
— формирование у учащихся умения ориентироваться в новой социальной среде и сохранять традиции своих предков;
— развитие индивидуальных способностей школьников;
— формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;
— развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
— воспитание духовно-нравственных качеств личности;
— создание благоприятных условий для выработки и проявления детьми высокой гражданской и нравственной позиции;
— формирование инициативности, самостоятельности;
— пробуждение интереса к истории своей семьи, её традициям, сближение интересов детей и родителей, воспитание уважения к старшему поколению;
— формирования у учащихся уважения к людям труда, вырабатывать умение трудиться, навыки самообслуживания.
Ценностные установки воспитания российских школьников:
— патриотизм (любовь к своей малой родине, России, к своему народу, служение Отечеству);
— социальная солидарность (личная и национальная свобода, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
— гражданственность (долг перед старшим поколением и семьёй, правовое государство, закон и порядок, свобода совести и вероисповедания);
— семья (любовь и верность, забота о старших и младших, почитание родителей, здоровье);
— наука (экологическое сознание, познание, научная картина мира, истина);
— искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
— труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
— природа (планета Земля, жизнь, родная земля, заповедная природа);
— человечество (многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, мир во всём мире);
Актуальность:
На современном этапе, когда в России происходит объединение вокруг идеи национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений. В основу работы по самоопределению школьников к этим понятиям заложена идея сохранения и развития традиций, которые предполагает историческое и литературное краеведение, работу над такими «общечеловеческими ценностями»:Человек – как личность, Семья, Родина, Россия, Родной язык, Земля, Природа, Знания, вера, Милосердие, Память.
Все наши идеи не могут быть осуществлены, если не будут учтены потребности ребёнка. Потребности лежат в основе интересов, а интерес является ступенькой к саморазвитию. Поднимаясь по ступеням Самопознания, Самообразования, Самовоспитания ребёнок становится способным самореализовываться, то есть найти истинные цели и достичь смысла собственной жизни. В свете всего вышесказанного, данная программа является сейчас очень актуальной и востребованной, так как воспитательная функция практически целиком возложена на школу, и воспитание гражданина истинным патриотом своей Родины невозможно без знаний о её истории и культуре.
Связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности
К сожалению, в наше время — время, чрезмерно насыщенное потоками информации из различных источников — очень сложно заинтересовать учеников внеклассным уроком по тому или иному предмету, так как даже основной объем обучения воспринимается по большей части неохотно, и уровень образования в стране, по сравнению с советскими временами, резко снизился. Заинтересовать учеников, привлечь внимание к предмету может элективный курс «Святая Русь», изучение которого поможет ученикам глубже проникнуть в содержание литературных произведений, изучаемых на уроках, развить свой словарный запас по русскому языку в результате работы с новыми для детей словарными словами, являющимися историзмами и архаизмами, развить устную и письменную речь учащихся, приобрести опыт публичных выступлений.
Русская литература является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека — живопись, архитектура, музыка — основан на литературе. Именно русская литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество.
Особенности реализации:
формы проведения занятий
Лекция с элементами беседы.
Работа в группах.
Исследование.
Работа с текстом.
Словарная работа:
Выступление с подготовленными сообщениями
Сбор данных, обсуждение, выводы, заключение.
Дискуссия
Создание проекта
Круглый стол
виды деятельности
краеведение,
литературное творчество,
художественно-исполнительная деятельность.
Занятия краеведением обращены к изучению жизни родного края, знакомству ребят с образом своей «малой родины» в произведениях художников слова. Познавательная, поисковая, популяризаторская краеведческая деятельность естественным образом смыкается в наши дни с культурно-охранной: просто восхищаться прошлым недостаточно, надо помогать его беречь. Краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме.
Общение с литературой неизбежно сопряжено с литературным творчеством юных читателей, попыткой выразить себя в слове. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делают по-настоящему творческим процесс чтения.
Потенциал художественно-исполнительной деятельности школьников реализуется во время устных выступлений, создающих условия для самовыражения через звучащее слово.
Степень готовности Программы
Результаты апробации Программы
Авторская программа в течение нескольких лет апробирована в гимназии № 125, в результате чего получены хорошие результаты в духовно – нравственном воспитании учащихся. В мае 2010 года с системой работы по духовному просвещению знакомились учителя Пестречинского района, в 2013 году – учителя города Казани в рамках городского семинара.
Оценки эффективности внедрения программы
Эффективность программы оценивалась через анкетирование учащихся участников программы, в которой выявились высокие результаты экспериментальной группы по сравнению с контрольной(см. Приложение № 1).
Анкетирование проводилось дважды, в начале и в конце работы над программой в двух классах, что позволило отследить эффективность обучения экспериментальной группы, так, при ответе на вопрос «Что такое архитектура?» участники экспериментальной группы улучшили свой результат с 24 до 88 процентов, в то время в контрольной группе за этот же период качество увеличилось незначительно, с 38 до 49 %.
Кроме того, эффективность программы доказывается через опрос учителей-предметников(историков, классных руководителей), которые подтверждают, что у учащихся экспериментальной группы повысилось толерантное отношение к представителям других национальностей и вероисповеданий (см. Приложение № 2)
Уровень экспертной оценки
Данная программа была высоко оценена рецендентом, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры педагогической психологии ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Татарстан Лушпаевой И.И.
(см. Приложение № 4).
Планируемые результаты освоения:
В процессе обучения по данной программе учащиеся будут знать:
историческое наследие русского народа
о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре,
технику устной и письменной презентации проекта
В процессе обучения по данной программе учащиеся будут уметь:
работать с научными источниками
анализировать и критически осмысливать авторский текст
проводить дискуссии и учебные семинары
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности:
компетентность— осведомлённость, опытность, способность к принятию обдуманных решений.
информационная- способность грамотно выполнять действия с информацией;
коммуникативная — способность вступать в общение с целью быть понятым;
социальная — способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;
предметная — способность применять полученные знания на практике.
коммуникабельность — легкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия
предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность
самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснений
Формы учета знаний, умений; система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения материала
два вида опроса: текущий опрос, связанный с проверкой усвоения и закрепления того материала, который непосредственно изучается, и обобщающий опрос, подводящий итоги работы по текущей теме, связанный с повторением и углубленным обобщением пройденного материала.
Тесты закрытого типа (на грамматический материал):
Выберите правильный вариант ответа к каждому вопросу, вычеркнуть лишнее, вписать нужное,
работа блиц-опроса с сигнальными картами
работа с перфокартами
тесты, решение которых приводит к созданию схем, графиков — это объединение стрелками («дорожками») элементов, связанных между собой знаний. Работа с такими тестами помогает ребенку устанавливать связь между понятиями. Нередко этот вид тестов называется «тест-перекрест», так как при рисовании стрелок они почти всегда пересекаются.
Форма подведения итогов
-Разработка литературно-исторических занятий по тематике для ознакомления учащихся младших классов в рамках классных часов (см. Приложение № 3)
Обобщающее занятие. Работа в группах. Выступления учащихся с докладами, проектами, творческими работами. Ученик получает зачет при условии выполнения итоговой творческой работы и активного участия на практических занятиях.
Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: презентация с устным выступлением. Всё это осуществляется под чутким руководством педагога.
Тематический план
программы элективного курса «Святая Русь»
Раздел, тема | Вид занятия | Количество часов | ||
Лекция | Практика | |||
| Архитектура (1ч.) |
|
|
|
1 | Язык архитектуры | 1 |
| 1 |
| Русское зодчество(2ч.) |
|
|
|
2 | Первые столетия русского зодчества | 1 |
| 1 |
3 | Деревянная архитектура. |
| 1 | 1 |
| Кремль(2ч.) |
|
|
|
4,5 | Московский кремль. Казанский Кремль. | 1 | 1 | 2 |
| Монастырь(6 ч.) |
|
|
|
6. | Монастырь. Устройство монастыря. | 1 |
| 1 |
7 | Раифский монастырь |
| 1 | 1 |
8 | Остров-град Свижск: история создания. | 1 |
| 1 |
9 | Остров-град Свижск: Богородице-Успенский мужской монастырь. | 1 |
| 1 |
10 | Остров-град Свижск: Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь. |
| 1 | 1 |
11 | Остров-град Свижск: монастырь Макарьевской пустыни | 1 |
| 1 |
| Средневековый город(2ч.) |
|
|
|
12 | Средневековый город. | 1 |
| 1 |
13 | Средневековый город. Практикум. |
| 1 | 1 |
| Живопись(4ч.) |
|
|
|
14 | Живопись. Язык древнерусской живописи | 1 |
| 1 |
15 | Древнерусская икона. Икона Казанской божьей матери. |
| 1 | 1 |
16 | Настенная живопись. | 1 |
| 1 |
17 | Феофан Грек и Андрей Рублев. |
| 1 | 1 |
| Обобщающее занятие. семинар.(1ч.) |
|
|
|
18 | Обобщающее занятие. Семинар. |
| 1 | 1 |
Содержание программы.
Архитектура (1час – лекция).
Тема 1: Язык архитектуры. Понятия «Архитектура» Большие и малые архитектурные формы. Строительный материал архитектуры. Лекция с элементами беседы.
Русское зодчество(2часа – 1- лекция, 1 — практика)
Тема 2: Первые столетия русского зодчества. Софийский собор в Киеве, церковь Спаса на Нередице (Новгород), Успенский собор (Владимир), Церковь Покрова на Нерли. Лекция. Работа в группах. Исследование. Работа с текстом. «Храм Покрова на Нерли».
Тема 3: Деревянная архитектура. Кижи, «Восьмое чудо света» — деревянный дворец в Коломенском. Словарная работа: венец, городня, забрало, лемех, наличник, остров, подклет, сруб. Выступление с подготовленными сообщениями, работа с текстом «Кижи».
Кремль (2часа: 1- лекция, 1 — практика)
Тема 4,5: Московский кремль. Казанский Кремль. Схема Московского и Казанского Кремлей, тайны кремлевских башен, усыпальница русских царей, Благовещенский собор, куранты. Сбор данных, обсуждение, выводы, заключение.
Монастырь(6 часов:4 часа – лекция, 2 часа — практика )
Тема 6: Монастырь.
Устройство монастыря. Функции монастырей, схема монастыря, центры средневековой культуры. Как люди становились монахами. «Житие Сергия Радонежского» — отрывок. Словарная работа: игумен, келья, монах, обет, трапезная. Лекция. Сбор данных для написания реферата.
Тема 7: Раифский монастырь. История создания. Основатель. Строительство. Разруха. Возрождение. Практика. Выступление с подготовленными сообщениями.
Тема 8: Остров-град Свижск: история создания. Местонахождение, год построения, роль Ивана Грозного в строительстве, особенности построения, роль в торговле и военном деле. Лекция.
Тема 9: Остров-град Свижск: Богородице-Успенский мужской монастырь. Расположение, подворье, настоятель, история монастыря в советское время, возрождение. Лекция. Работа в группах. Исследование. Работа с текстом.
Тема 10: Остров-град Свижск: Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь. Основание, женская обитель, 3 храма, башня-часовня. Практика. Выступление с подготовленными сообщениями.
Тема 11: Остров-град Свижск: монастырь Макарьевской пустыни. Основание, расположение, схимонах, возрождение, источник св. Макария с деревянной часовней-купальней. Дискуссия.
Средневековый город(2часа: 1час – лекция, 1 час — практика)
Тема 12: Средневековый город. Устройство средневекового города. Схема. Названия улиц. Понятие «топонимики». Словарная работа: мостовая, палаты, посад, торг, слобода, торговые ряды. Лекция с элементами беседы. Обсуждение собранных данных, работа в группах по созданию проекта средневекового города.
Тема 13: Средневековый город. Практикум. Словарная работа: мостовая, палаты, посад, торг, слобода, торговые ряды. Создание проекта средневекового города.
Живопись(4часа: 2 – лекция, 2 — практика)
Тема 14: Живопись. Язык древнерусской живописи. Понятие «живописи». Особенности древнерусской живописи. Загадочные символы, условности древнерусской живописи. Понятие цвета, рисунка, пропорции, композиции. Формула красоты. Лекция с элементами беседы.
Тема 15: Древнерусская икона. Икона Казанской божьей матери. История иконы Казанской божьей матери. Образы другого мира. Покровители Руси. Словарная работа: икона, левкас, мерная икона, темпера, поволока. Практикум. Выступление с подготовленными сообщениями.
Тема 16: Настенная живопись. Мозаика, Софийские самоцветы. Фреска. Первый русский портрет. Лики на стенах. Смальта. Лекция. Работа в группах.
Тема 17: Феофан Грек и Андрей Рублев. Инок Андрей. Схема иконостаса. Практикум. Обсуждение собранных данных, работа с архивным материалом.
Обобщающее занятие. Семинар.(1час — практика)
Тема 18: Обобщающее занятие. Семинар. Общая характеристика архитектуры и искусства древней Руси. Круглый стол. «Актуальность изучения современными школьниками архитектуры и искусства древней Руси». Обобщающее занятие. Работа в группах. Выступления учащихся с докладами, проектами, творческими работами.
Список литературы для учителя:
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
Соловьев К. Святая Русь или всенародная история великого российского государства IX—XIX вв. Москва, «Современник», 1994;
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Санкт-Петербург, 1997
Из истории русской культуры, том 5, Язык русской культуры, Москва, 1996
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи – М., 1993
Забияко А.П. История древнерусской культуры учебное пособие, М., 1995
Рощектаев А. В. История свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря
Барякина Э. В. «Аргентинец» (М: Рипол-классик. — 2011 г. — ISBN 978-5-386-03723-9) — о Свияжске во время Гражданской войны
Список литературы для учащихся:
Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры X—XVIII вв., М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003
Кузнецова Л.С. Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре. – Киев, 1989
Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры, XI—XVII вв., М, Гумм. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2003
Приложение № 1
Анкеты учащихся
Результаты анкетирования учащихся экспериментальной
группы (количество 25 учащихся)
Вопрос | Результаты ответов(в %) | ||
До начала изучения курса | В конце изучения курса | ||
1 | Что такое архитектура? | 24 | 88 |
2 | Когда, по твоему мнению, на Руси появились первые архитектурные сооружения? | 16 | 76 |
3 | Где находится Софийский собор? | 24 | 92 |
4 | Где находится церковь Спаса на Нередице? | 32 | 96 |
5 | Где находятся Кижи? | 28 | 88 |
6 | Из какого материала построены Кижи? | 68 | 100 |
7 | Что такое Кремль? Назовите несколько Кремлей. | 52 | 100 |
8 | Для чего на Руси строили Кремли? | 60 | 96 |
9 | Что такое монастырь? Какую функцию зачастую выполнял монастырь в Древней Руси? | 24 | 88 |
10 | Как располагались здания в средневековом городе? | 36 | 100 |
11 | Что такое топонимика? | 16 | 72 |
12 | Какие ремесла были характерны для средневекового русского города? | 52 | 92 |
13 | Что такое «живопись»? Была ли живопись в Древней Руси? | 40 | 88 |
14 | Что служило материалом для создания икон? | 24 | 88 |
15 | Что такое «мозаика» и «фреска»? | 16 | 80 |
16 | Что украшалось мозаикой и фресками? | 32 | 100 |
17 | Назовите первых русских иконописцев. | 12 | 84 |
Результаты анкетирования учащихся контрольной группы
(количество 21 учащихся)
Вопрос | Результаты ответов(в %) | ||
До начала изучения курса | В конце изучения курса | ||
1 | Что такое архитектура? | 38 | 42.9 |
2 | Когда, по твоему мнению, на Руси появились первые архитектурные сооружения? | 14 | 19 |
3 | Где находится Софийский собор? | 24 | 24 |
4 | Где находится церковь Спаса на Нередице? | 24 | 29 |
5 | Где находятся Кижи? | 38 | 47 |
6 | Из какого материала построены Кижи? | 57 | 67 |
7 | Что такое Кремль? Назовите несколько Кремлей. | 52 | 57 |
8 | Для чего на Руси строили Кремли? | 47 | 52 |
9 | Что такое монастырь? Какую функцию зачастую выполнял монастырь в Древней Руси? | 24 | 33.3 |
10 | Как располагались здания в средневековом городе? | 33.3 | 38 |
11 | Что такое топонимика? | 24 | 24 |
12 | Какие ремесла были характерны для средневекового русского города? | 42.9 | 52 |
13 | Что такое «живопись»? Была ли живопись в Древней Руси? | 19 | 29 |
14 | Что служило материалом для создания икон? | 14 | 29 |
15 | Что такое «мозаика» и «фреска»? | 29 | 29 |
16 | Что украшалось мозаикой и фресками? | 42.9 | 52 |
17 | Назовите первых русских иконописцев. | 14 | 24 |
Приложение № 2
Результаты анкетирования учителей-предметников
и классных руководителей
Вопрос | Изменилось ли отношение учащихся по данному вопросу в экспериментальной группе в положительную сторону | Изменилось ли отношение учащихся по данному вопросу в контрольной группе в положительную сторону | |
1 | Стали ли учащиеся данной группы более толерантны по отношению к представителям других национальностей и других вероисповеданий? | да | нет |
2 | Стали ли учащиеся данной группы более компетентны в истории архитектуры, искусства и промыслов Древней Руси? | да | нет |
3 | Можно ли говорить о развитии устной и письменной речи учащихся по отношению к раннему периоду? | да | нет |
4 | Можно ли говорить о развитии у учащихся компетенции в области коммуникационных технологий? | да | нет |
5 | Достаточен ли учащимся опыт публичных выступлений на элективных курсах? | да | нет |
Приложение 3
Список презентаций, разработанных учащимися
в ходе проведения элективного курса
1. Город древний, город славный…
2.Древнерусский город — Ярославль.
3. Великие русские города – Москва.
4.Золотое Кольцо России.
5.Господин Великий Новгород.
6. Санкт-Петербург- жемчужина России.
7.Великий Устюг – родина Деда Мороза.
8. Торговый город – Калуга.
9. Вологда.
10. Псков.
11. Смоленск.
12. Ростов Великий
13. Тобольск
14. Тула – город пряников и самоваров.
15. Русские промыслы.
16. Производство фарфора
17. Декоративная роспись
18. Изготовление глиняной игрушки
19. Вязание пуховых платков
20.Лаковая миниатюра
21. Древнейшая тверская икона – «Борис и Глеб» из Савво-Вишерского монастыря первой трети XIV века.
22. Иконы периода Киевского княжества.
23. Иконы Новгородского княжества.
24. Иконы Владимиро-Суздальского княжества
25. Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405), Андрей Рублев (1360/1370 — ум. 1427/1430), Дионисий (ок. 1440 — после 1502/1503 и Симон Ушаков (1626-1686)
Приложение № 4
Приложение № 5
Отзывы учителей начальной школы о проведенных старшеклассниками классных часах с учениками младших классов
План-конспект урока
Предмет элективный курс «Святая Русь»
Занятие № ___12_
Тема занятия
Город чудный , город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
Организационный момент(1-2 минуты)
|
Учитель: И ты, гость незваный, здравствуй. Добрый день всем присутствующим. Сегодня мы проведем занятия электива. Прочитайте слова и определите, о чём мы сегодня будем говорить. Все ли слова вам понятны? Учитель: Давайте сформулируем тему. -Как вы думаете, какова цель занятия?
-Верно, мы должны понять устройство древнего города, научиться получать информацию, узнать о жизни наших предков. А к словам на карточках мы вернемся позже. | Сидят за столами по 4 человека Настя Виволанец:Здравствуй, народ честной, и вы, гости дорогие, здравствуйте. Подходи, не стесняйся, разбирай товар.(раздает карточки со словами)
-Нет, не все.
-Древнерусский город и его устройство.
-Расширение нашего словарного запаса, кругозора, получение информации о жизни наших предков.
|
|
Актуализация знаний (4-5 минут)
Постановка учебной задачи(4-5 минут)
ТАЙМЕР!! СЛАЙД № 6
«Открытие нового знания» (построением проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)
ТАЙМЕР!!
ТАЙМЕР!! Первичное закрепление (4-5 минут)
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (4-5 минут)
Включение нового знания в систему знаний и повторение. ( 7-8 минут)
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
СЛАЙД № 12 с видом Москвы
Рефлексия деятельности.
Итог урока (2-3 минуты).
|
Слайд № 1 Город чудный , город древний, Ты вместил в свои концы И посады и деревни, И палаты и дворцы!.. — Что такое город?
-Как вы думаете, совпадало ли значение слова «город» в старину с современным значением? -Верно, раньше слово «город» обозначало «ограда», «забор», но не то, что находилось за ним. СЛАЙД №2 -А чуть позже появилось слово, которое все знаете: Кремль. Что такое кремль?
-Знаете ли вы, в каких городах был Кремль? -На самом деле кремлей было гораздо больше.
-Спасибо. Сейчас вы услышали , в каких городах были кремли. А как вы думаете, как города получили свое название?
-Происхождение различных географических объектов: городов, улиц, деревень – изучает такая наука, как топонимика. Но это – тема следующего занятия.
СЛАЙД № 5 -Наши предки строили города на возвышенности, обычно около водоема. Зачем они это делали?
-Откройте путевой лист, нарисуйте схему древнего города. Почему вы замешкались? -Сейчас вы встанете, задвинете стулья, подойдите к тем столам, около которых указаны темы, выбранные вами заранее. –Сядьте. Сейчас учащиеся с четным номером(2 и 4) начинают рассказывать своим партнерам по плечу, где находили информацию по данной теме. Время – 30 секунд. Затем за 30 секунд рассказывают нечетные номера. ВРЕМЯ ПОШЛО. СТОП. НЕЧЕТНЫЕ НОМЕРА – 30 сек. СТОП, -Стол № 1 партнер № 4. Расскажите, где искали информацию ваши партнеры?
Хочется напомнить темы групп: СЛАЙД №7 Стол № 1: Описание торга.Стол № 2: Кремль. Размер. Материал изготовления. Этажность построек.Стол № 3: Род занятий горожанСтол №4: Постройки Кремля, их роль.-у каждого из вас 30 секунд, когда он рассказывает ту информацию, что ему удалось получить, в остальные слушают. Затем то же делает другой участник. _Начали.Время. -Стоп. №2 -стоп №3 -стоп №4. -Стоп. -_стол № 2 участник № 3. Расскажите, что интересного вы услышали от партнеров. — Сейчас вы встанете, задвинете стулья, вернетесь к своим столам. -Обменяйтесь полученной информацией. Сначала говорит №1, затем №2, №3. Завершает №4. у каждого из вас 30 секунд, когда он рассказывает ту информацию, что ему удалось получить, в остальные слушают. Затем то же делает другой участник. _Начали.Время. -Стоп. №2 -стоп №3 -стоп №4. -Стоп. -Подумайте минуту. Соберите все мысли, полученные от партнеров. Сформулируйте ответ на вопрос: «Что вы можете теперь сказать о древнем городе?» Стол № …участник№ (Влад).
-Можете ли вы сейчас нарисовать схему города? Откройте путевой лист, нарисуйте схему, обозначьте кремль, торг, посад.
-Сколько башен вы нарисовали в кремле? А знаете ли вы, сколько башен в Казанском Кремле?
-Ребята, где вы смогли бы услышать такие слова в Древнем городе? -Что такое торг?
-Как вы думаете, где больше любили бывать горожане: В кремле или на торгу? Объясните -А ещё на торгу выкрикивали объявления или приказы. Вы летом были в Москве, посетили Кремль. Как называется площадь, на которой выкрикивали объявления? -Может быть, кто-нибудь вспомнит фразеологизм, связанный с этой площадью? -Объясните её смысл.
-Чем только не торговали на торгу: книгами и иконами, ювелирными изделиями, рыбой и всякой снедью. Вот как описывает торг Наталья Кончаловская в своей книге «Наша древняя столица»: Понастроили купцы Там торговые ряды: Птичий, пряничный, калачный, И суконный, и башмачный, Коробейный и седельный, Самопальный и котельный. Тут ряды с железом, смедью, Там ряды со всякой снедью: Мясо, рыба, требуха И горячая уха…
-А какие меры измерения применялись в Древней Руси? -Откройте путевой лист, соотнесите товар и меру измерения СЛАЙД № 10 -проверим.
-А знаете ли вы, какие денежные единицы были в это время в ходу?
—Вернемся к тем словам, что прозвучали в начале занятия. Можете ли вы сейчас написать значения этих слов? Пишем.
ПРОДОЛЖИМ РАБОТУ В ПУТЕВЫХ ЛИСТАХ. Объясните выражение «Москва не сразу строилась». Прочитайте написанное соседу по плечу, поменяйтесь.
-Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили. -Что из того, что вы сегодня узнали, вы могли бы рассказать своим друзьям?
-Родителям? -Переверните путевой лист. Нашли слово Рефлексия. Впишите ответы на вопросы теста СЛАЙДЫ № 13-15 —Проверка слайд № 16 — Слайд № 17 с видом древнего города -Наше путешествие по улицам древнего города подошло к концу. Но знакомство с историей родного края на этом не завершается. Во многих литературных произведениях мы встречаемся с незнакомыми нам понятиями, изучение истории своего народа поможет вам лучше понять эти произведения. |
-Город – это крупный населенный пункт, жители заняты вне сельского хозяйства.
Да, нет.
-Кремль – укрепленный центр города.
-Несколько ответов.
СЛАЙД №3 выступление Хатимовой Алины. Кремль – укрепленный центр – до 14 века носивший название «детинец» — был во многих русских городах. Каменный кремли : Астраханский, Казанский, Вологодский, Гдовский, Зарайский, Изборский, Коломенский. Деревянно-каменные: Владимирский, Вяземский, Киевский, Тверской. В России существует более двадцати историко-культурных комплексов, за которыми прочно утвердилось название «кремль2. Это не только боевые крепости с каменными стенами и башнями, это ещё и замечательные архитектурные комплексы. 1-2 ответа. СЛАЙД №4 Жаркова Полина Названия древних городов происходят от имен их основателей: город Владимир – в честь Владимира Мономаха, Ярославль – в честь князя Ярослава Мудрого. Названия городов давали и профессии их жителей. Например, в городке Бронницы в Подмосковье жили оружейники, которые делали броню.
-Красиво. -Защита от врагов. -Источник воды.
-ответ ученика
-ответ ученика
-Влад обобщает.
— Работа в путевых листах, проверка через документ-камеру одной работы с объяснением(например, у Алии Назмутдиновой).
-Матвеева Виктория с устным ответом СЛАЙД № 8
— СЛАЙД № 9 Настя Виволанец Глядите, не моргайте, Рты не разевайте, Ворон не считайте, Подешевле покупайте. -На торгу. -Место неподалеку от стен кремля, где располагались лавки и торговые ряды. — в кремле осуществлялись наказания, была тюрьма, туда пускали не всех, вход был ограничен, а на торгу можно было что-то продать или купить, можно было узнать новости. -Ивановская.
-Кричать во всю Ивановскую. — во всю Ивановскую можно громко кричать, храпеть, голосить. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
-ответы детей
-работа в путевых листах -один ученик называет по порядку, на СЛАЙДЕ № 10 появляются стрелки.
-СЛАЙД № 11 Виволанец Анастасия с выступлением «Деньги Др.Руси».
-проверяют 1-2 ученика. Посад – неукрепленная часть города, где проживали ремесленники и торговцы. Посадник – наместник князя. Кремль – укрепленный центр. Собор-главная церковь. Тын -??? ОГРАДА ВОКРУГ ПОСЕЛЕНИЯ.
-Прочитайте написанное Стол № 4 партнер № 3 (Амир).
-ответы детей. -ответы детей -ответы детей.
-ответ 1 учащегося Стол № 3 участник № 2. |
|