Конспект урока для 9 класса «Святая Русь»







Тематика:

Духовно-нравственное воспитание и

национально-культурные традиции

Название программы:

Святая Русь

(элективный курс для учащихся 8-9 классов)






программа разработана

учителем русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 125»

Советского района города Казани

Хабибуллиной Ириной Николаевной,

высшая квалификационная категория









  1. Пояснительная записка.

Цель воспитания – воспитание нравственного, ответственного, инициативного, компетентного обучающегося с формированием общечеловеческих норм поведения, моральных ценностей, правил культурного общения; создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих

Задачи:

— формирование у учащихся умения ориентироваться в новой социальной среде и сохранять традиции своих предков;

— развитие индивидуальных способностей школьников;

— формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;

— развитие волевой регуляции поведения и деятельности;

— воспитание духовно-нравственных качеств личности;

— создание благоприятных условий для выработки и проявления детьми высокой гражданской и нравственной позиции;

— формирование инициативности, самостоятельности;

— пробуждение интереса к истории своей семьи, её традициям, сближение интересов детей и родителей, воспитание уважения к старшему поколению;

— формирования у учащихся уважения к людям труда, вырабатывать умение трудиться, навыки самообслуживания.


Ценностные установки воспитания российских школьников:

— патриотизм (любовь к своей малой родине, России, к своему народу, служение Отечеству);

— социальная солидарность (личная и национальная свобода, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

— гражданственность (долг перед старшим поколением и семьёй, правовое государство, закон и порядок, свобода совести и вероисповедания);

— семья (любовь и верность, забота о старших и младших, почитание родителей, здоровье);

— наука (экологическое сознание, познание, научная картина мира, истина);

— искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

— труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

— природа (планета Земля, жизнь, родная земля, заповедная природа);

— человечество (многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, мир во всём мире);


Актуальность:

На современном этапе, когда в России происходит объединение вокруг идеи национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений. В основу работы по самоопределению школьников к этим понятиям заложена идея сохранения и развития традиций, которые предполагает историческое и литературное краеведение, работу над такими «общечеловеческими ценностями»:Человек – как личность, Семья, Родина, Россия, Родной язык, Земля, Природа, Знания, вера, Милосердие, Память.

Все наши идеи не могут быть осуществлены, если не будут учтены потребности ребёнка. Потребности лежат в основе интересов, а интерес является ступенькой к саморазвитию. Поднимаясь по ступеням Самопознания, Самообразования, Самовоспитания ребёнок становится способным самореализовываться, то есть найти истинные цели и достичь смысла собственной жизни. В свете всего вышесказанного, данная программа является сейчас очень актуальной и востребованной, так как воспитательная функция практически целиком возложена на школу, и воспитание гражданина истинным патриотом своей Родины невозможно без знаний о её истории и культуре.

Связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности


К сожалению, в наше время — время, чрезмерно насыщенное потоками информации из различных источников — очень сложно заинтересовать учеников внеклассным уроком по тому или иному предмету, так как даже основной объем обучения воспринимается по большей части неохотно, и уровень образования в стране, по сравнению с советскими временами, резко снизился. Заинтересовать учеников, привлечь внимание к предмету может элективный курс «Святая Русь», изучение которого поможет ученикам глубже проникнуть в содержание литературных произведений, изучаемых на уроках, развить свой словарный запас по русскому языку в результате работы с новыми для детей словарными словами, являющимися историзмами и архаизмами, развить устную и письменную речь учащихся, приобрести опыт публичных выступлений.

Русская литература является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека — живопись, архитектура, музыка — основан на литературе. Именно русская литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество.


Особенности реализации:

  • формы проведения занятий


  • Лекция с элементами беседы.

  • Работа в группах.

  • Исследование.

  • Работа с текстом.

  • Словарная работа:

  • Выступление с подготовленными сообщениями

  • Сбор данных, обсуждение, выводы, заключение.

  • Дискуссия

  • Создание проекта

  • Круглый стол


  • виды деятельности

  • краеведение,

  • литературное творчество,

  • художественно-исполнительная деятельность.

Занятия краеведением обращены к изучению жизни родного края, знакомству ребят с образом своей «малой родины» в произведениях художников слова. Познавательная, поисковая, популяризаторская краеведческая деятельность естественным образом смыкается в наши дни с культурно-охранной: просто восхищаться прошлым недостаточно, надо помогать его беречь. Краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме.

Общение с литературой неизбежно сопряжено с литературным творчеством юных читателей, попыткой выразить себя в слове. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делают по-настоящему творческим процесс чтения.

Потенциал художественно-исполнительной деятельности школьников реализуется во время устных выступлений, создающих условия для самовыражения через звучащее слово.


Степень готовности Программы


  • Результаты апробации Программы

Авторская программа в течение нескольких лет апробирована в гимназии № 125, в результате чего получены хорошие результаты в духовно – нравственном воспитании учащихся. В мае 2010 года с системой работы по духовному просвещению знакомились учителя Пестречинского района, в 2013 году – учителя города Казани в рамках городского семинара.

  • Оценки эффективности внедрения программы

Эффективность программы оценивалась через анкетирование учащихся участников программы, в которой выявились высокие результаты экспериментальной группы по сравнению с контрольной(см. Приложение № 1).

Анкетирование проводилось дважды, в начале и в конце работы над программой в двух классах, что позволило отследить эффективность обучения экспериментальной группы, так, при ответе на вопрос «Что такое архитектура?» участники экспериментальной группы улучшили свой результат с 24 до 88 процентов, в то время в контрольной группе за этот же период качество увеличилось незначительно, с 38 до 49 %.

Кроме того, эффективность программы доказывается через опрос учителей-предметников(историков, классных руководителей), которые подтверждают, что у учащихся экспериментальной группы повысилось толерантное отношение к представителям других национальностей и вероисповеданий (см. Приложение № 2)

  • Уровень экспертной оценки

Данная программа была высоко оценена рецендентом, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры педагогической психологии ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Татарстан Лушпаевой И.И.

(см. Приложение № 4).

  1. Планируемые результаты освоения:

  • В процессе обучения по данной программе учащиеся будут знать:

  • историческое наследие русского народа

  • о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре,

  • технику устной и письменной презентации проекта

  • В процессе обучения по данной программе учащиеся будут уметь:

  • работать с научными источниками

  • анализировать и критически осмысливать авторский текст

  • проводить дискуссии и учебные семинары

  • Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности:

  • компетентностьосведомлённость, опытность, способность к принятию обдуманных решений.

  • информационная- способность грамотно выполнять действия с информацией;

  • коммуникативная — способность вступать в общение с целью быть понятым;

  • социальная — способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;

  • предметная — способность применять полученные знания на практике.

  • коммуникабельность — легкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия

  • предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность

  • самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснений

  • Формы учета знаний, умений; система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения материала

  • два вида опроса: текущий опрос, связанный с проверкой усвоения и закрепления того материала, который непосредственно изучается, и обобщающий опрос, подводящий итоги работы по текущей теме, связанный с повторением и углубленным обобщением пройденного материала.

  • Тесты закрытого типа (на грамматический материал):
    Выберите правильный вариант ответа к каждому вопросу, вычеркнуть лишнее, вписать нужное,

  • работа блиц-опроса с сигнальными картами

  • работа с перфокартами

  • тесты, решение которых приводит к созда­нию схем, графиков — это объединение стрелками («дорожками») элементов, свя­занных между собой знаний. Работа с таки­ми тестами помогает ребенку устанавли­вать связь между понятиями. Нередко этот вид тестов называется «тест-перекрест», так как при рисовании стрелок они почти всегда пересекаются.


  • Форма подведения итогов

-Разработка литературно-исторических занятий по тематике для ознакомления учащихся младших классов в рамках классных часов (см. Приложение № 3)

Обобщающее занятие. Работа в группах. Выступления учащихся с докладами, проектами, творческими работами. Ученик получает зачет при условии выполнения итоговой творческой работы и активного участия на практических занятиях.

Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: презентация с устным выступлением.  Всё это осуществляется под чутким руководством педагога.

  1. Тематический план

программы элективного курса «Святая Русь»


п/п

Раздел, тема

Вид занятия

Количество часов

Лекция

Практика


Архитектура (1ч.)




1

Язык архитектуры

1


1


Русское зодчество(2ч.)




2

Первые столетия русского зодчества

1


1

3

Деревянная архитектура.


1

1


Кремль(2ч.)




4,5

Московский кремль. Казанский Кремль.

1

1

2


Монастырь(6 ч.)




6.

Монастырь. Устройство монастыря.

1


1

7

Раифский монастырь


1

1

8

Остров-град Свижск: история создания.

1


1

9

Остров-град Свижск: Богородице-Успенский мужской монастырь.

1


1

10

Остров-град Свижск: Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь.


1

1

11

Остров-град Свижск: монастырь Макарьевской пустыни

1


1


Средневековый город(2ч.)




12

Средневековый город.

1


1

13

Средневековый город. Практикум.


1

1


Живопись(4ч.)




14

Живопись. Язык древнерусской живописи

1


1

15

Древнерусская икона. Икона Казанской божьей матери.


1

1

16

Настенная живопись.

1


1

17

Феофан Грек и Андрей Рублев.


1

1


Обобщающее занятие. семинар.(1ч.)




18

Обобщающее занятие. Семинар.


1

1


  1. Содержание программы.

    1. Архитектура (1час – лекция).

Тема 1: Язык архитектуры. Понятия «Архитектура» Большие и малые архитектурные формы. Строительный материал архитектуры. Лекция с элементами беседы.

    1. Русское зодчество(2часа – 1- лекция, 1 — практика)


Тема 2: Первые столетия русского зодчества. Софийский собор в Киеве, церковь Спаса на Нередице (Новгород), Успенский собор (Владимир), Церковь Покрова на Нерли. Лекция. Работа в группах. Исследование. Работа с текстом. «Храм Покрова на Нерли».


Тема 3: Деревянная архитектура. Кижи, «Восьмое чудо света» — деревянный дворец в Коломенском. Словарная работа: венец, городня, забрало, лемех, наличник, остров, подклет, сруб. Выступление с подготовленными сообщениями, работа с текстом «Кижи».

    1. Кремль (2часа: 1- лекция, 1 — практика)

Тема 4,5: Московский кремль. Казанский Кремль. Схема Московского и Казанского Кремлей, тайны кремлевских башен, усыпальница русских царей, Благовещенский собор, куранты. Сбор данных, обсуждение, выводы, заключение.

    1. Монастырь(6 часов:4 часа – лекция, 2 часа — практика )

Тема 6: Монастырь.

Устройство монастыря. Функции монастырей, схема монастыря, центры средневековой культуры. Как люди становились монахами. «Житие Сергия Радонежского» — отрывок. Словарная работа: игумен, келья, монах, обет, трапезная. Лекция. Сбор данных для написания реферата.

Тема 7: Раифский монастырь. История создания. Основатель. Строительство. Разруха. Возрождение. Практика. Выступление с подготовленными сообщениями.

Тема 8: Остров-град Свижск: история создания. Местонахождение, год построения, роль Ивана Грозного в строительстве, особенности построения, роль в торговле и военном деле. Лекция.

Тема 9: Остров-град Свижск: Богородице-Успенский мужской монастырь. Расположение, подворье, настоятель, история монастыря в советское время, возрождение. Лекция. Работа в группах. Исследование. Работа с текстом.

Тема 10: Остров-град Свижск: Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь. Основание, женская обитель, 3 храма, башня-часовня. Практика. Выступление с подготовленными сообщениями.


Тема 11: Остров-град Свижск: монастырь Макарьевской пустыни. Основание, расположение, схимонах, возрождение, источник св. Макария с деревянной часовней-купальней. Дискуссия.

    1. Средневековый город(2часа: 1час – лекция, 1 час — практика)

Тема 12: Средневековый город. Устройство средневекового города. Схема. Названия улиц. Понятие «топонимики». Словарная работа: мостовая, палаты, посад, торг, слобода, торговые ряды. Лекция с элементами беседы. Обсуждение собранных данных, работа в группах по созданию проекта средневекового города.

Тема 13: Средневековый город. Практикум. Словарная работа: мостовая, палаты, посад, торг, слобода, торговые ряды. Создание проекта средневекового города.

    1. Живопись(4часа: 2 – лекция, 2 — практика)

Тема 14: Живопись. Язык древнерусской живописи. Понятие «живописи». Особенности древнерусской живописи. Загадочные символы, условности древнерусской живописи. Понятие цвета, рисунка, пропорции, композиции. Формула красоты. Лекция с элементами беседы.

Тема 15: Древнерусская икона. Икона Казанской божьей матери. История иконы Казанской божьей матери. Образы другого мира. Покровители Руси. Словарная работа: икона, левкас, мерная икона, темпера, поволока. Практикум. Выступление с подготовленными сообщениями.

Тема 16: Настенная живопись. Мозаика, Софийские самоцветы. Фреска. Первый русский портрет. Лики на стенах. Смальта. Лекция. Работа в группах.


Тема 17: Феофан Грек и Андрей Рублев. Инок Андрей. Схема иконостаса. Практикум. Обсуждение собранных данных, работа с архивным материалом.


    1. Обобщающее занятие. Семинар.(1час — практика)

Тема 18: Обобщающее занятие. Семинар. Общая характеристика архитектуры и искусства древней Руси. Круглый стол. «Актуальность изучения современными школьниками архитектуры и искусства древней Руси». Обобщающее занятие. Работа в группах. Выступления учащихся с докладами, проектами, творческими работами.


  1. Список литературы для учителя:

  1. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.

  2. Соловьев К. Святая Русь или всенародная история великого российского государства IXXIX вв. Москва, «Современник», 1994;

  3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Санкт-Петербург, 1997

  4. Из истории русской культуры, том 5, Язык русской культуры, Москва, 1996

  5. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи – М., 1993

  6. Забияко А.П. История древнерусской культуры учебное пособие, М., 1995

  7. Рощектаев А. В. История свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря

  8. Барякина Э. В. «Аргентинец» (М: Рипол-классик. — 2011 г. — ISBN 978-5-386-03723-9) — о Свияжске во время Гражданской войны


Список литературы для учащихся:


  1. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры XXVIII вв., М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003

  2. Кузнецова Л.С. Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре. – Киев, 1989

  3. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры, XIXVII вв., М, Гумм. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2003

Приложение № 1

Анкеты учащихся


    1. Результаты анкетирования учащихся экспериментальной

группы (количество 25 учащихся)


вопроса п/п

Вопрос

Результаты ответов(в %)

До начала изучения курса

В конце изучения курса

1

Что такое архитектура?

24

88

2

Когда, по твоему мнению, на Руси появились первые архитектурные сооружения?

16

76

3

Где находится Софийский собор?

24

92

4

Где находится церковь Спаса на Нередице?

32

96

5

Где находятся Кижи?

28

88

6

Из какого материала построены Кижи?

68

100

7

Что такое Кремль? Назовите несколько Кремлей.

52

100

8

Для чего на Руси строили Кремли?

60

96

9

Что такое монастырь? Какую функцию зачастую выполнял монастырь в Древней Руси?

24

88

10

Как располагались здания в средневековом городе?

36

100

11

Что такое топонимика?

16

72

12

Какие ремесла были характерны для средневекового русского города?

52

92

13

Что такое «живопись»? Была ли живопись в Древней Руси?

40

88

14

Что служило материалом для создания икон?

24

88

15

Что такое «мозаика» и «фреска»?

16

80

16

Что украшалось мозаикой и фресками?

32

100

17

Назовите первых русских иконописцев.

12

84


    1. Результаты анкетирования учащихся контрольной группы

(количество 21 учащихся)


вопроса п/п

Вопрос

Результаты ответов(в %)

До начала изучения курса

В конце изучения курса

1

Что такое архитектура?

38

42.9

2

Когда, по твоему мнению, на Руси появились первые архитектурные сооружения?

14

19

3

Где находится Софийский собор?

24

24

4

Где находится церковь Спаса на Нередице?

24

29

5

Где находятся Кижи?

38

47

6

Из какого материала построены Кижи?

57

67

7

Что такое Кремль? Назовите несколько Кремлей.

52

57

8

Для чего на Руси строили Кремли?

47

52

9

Что такое монастырь? Какую функцию зачастую выполнял монастырь в Древней Руси?

24

33.3

10

Как располагались здания в средневековом городе?

33.3

38

11

Что такое топонимика?

24

24

12

Какие ремесла были характерны для средневекового русского города?

42.9

52

13

Что такое «живопись»? Была ли живопись в Древней Руси?

19

29

14

Что служило материалом для создания икон?

14

29

15

Что такое «мозаика» и «фреска»?

29

29

16

Что украшалось мозаикой и фресками?

42.9

52

17

Назовите первых русских иконописцев.

14

24


Приложение № 2

Результаты анкетирования учителей-предметников

и классных руководителей


пп

Вопрос

Изменилось ли отношение учащихся по данному вопросу в экспериментальной группе в положительную сторону

Изменилось ли отношение учащихся по данному вопросу в контрольной группе в положительную сторону

1

Стали ли учащиеся данной группы более толерантны по отношению к представителям других национальностей и других вероисповеданий?

да

нет

2

Стали ли учащиеся данной группы более компетентны в истории архитектуры, искусства и промыслов Древней Руси?

да

нет

3

Можно ли говорить о развитии устной и письменной речи учащихся по отношению к раннему периоду?

да

нет

4

Можно ли говорить о развитии у учащихся компетенции в области коммуникационных технологий?

да

нет

5

Достаточен ли учащимся опыт публичных выступлений на элективных курсах?

да

нет


Приложение 3

Список презентаций, разработанных учащимися

в ходе проведения элективного курса


1. Город древний, город славный…

2.Древнерусский город — Ярославль.

3. Великие русские города – Москва.

4.Золотое Кольцо России.

5.Господин Великий Новгород.

6. Санкт-Петербург- жемчужина России.

7.Великий Устюг – родина Деда Мороза.

8. Торговый город – Калуга.

9. Вологда.

10. Псков.

11. Смоленск.

12. Ростов Великий

13. Тобольск

14. Тула – город пряников и самоваров.

15. Русские промыслы.

16. Производство фарфора

17. Декоративная роспись

18. Изготовление глиняной игрушки

19. Вязание пуховых платков

20.Лаковая миниатюра

21. Древнейшая тверская икона – «Борис и Глеб» из Савво-Вишерского монастыря первой трети XIV века.

22. Иконы периода Киевского княжества.

23. Иконы Новгородского княжества.

24. Иконы Владимиро-Суздальского княжества

25. Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405), Андрей Рублев (1360/1370 — ум. 1427/1430), Дионисий (ок. 1440 — после 1502/1503 и Симон Ушаков (1626-1686)



Приложение № 4


Приложение № 5

Отзывы учителей начальной школы о проведенных старшеклассниками классных часах с учениками младших классов

План-конспект урока

Предмет элективный курс «Святая Русь»

Занятие № ___12_

Тема занятия

Город чудный , город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент(1-2 минуты)























Учитель: И ты, гость незваный, здравствуй. Добрый день всем присутствующим. Сегодня мы проведем занятия электива.

Прочитайте слова и определите, о чём мы сегодня будем говорить. Все ли слова вам понятны?

Учитель: Давайте сформулируем тему.

-Как вы думаете, какова цель занятия?




-Верно, мы должны понять устройство древнего города, научиться получать информацию, узнать о жизни наших предков. А к словам на карточках мы вернемся позже.

Сидят за столами по 4 человека

Настя Виволанец:Здравствуй, народ честной, и вы, гости дорогие, здравствуйте. Подходи, не стесняйся, разбирай товар.(раздает карточки со словами)




-Нет, не все.




-Древнерусский город и его устройство.



-Расширение нашего словарного запаса, кругозора, получение информации о жизни наших предков.






Актуализация знаний (4-5 минут)




















































Постановка учебной задачи(4-5 минут)














ТАЙМЕР!!

СЛАЙД № 6






«Открытие нового знания» (построением проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)





ТАЙМЕР!!























ТАЙМЕР!!

Первичное закрепление

(4-5 минут)


Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)











Включение нового знания в систему знаний и повторение.

( 7-8 минут)





























Самостоятельная работа с проверкой по эталону.














СЛАЙД № 12 с видом Москвы





Рефлексия деятельности.












Итог урока

(2-3 минуты).







Слайд № 1

Город чудный , город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!..

— Что такое город?



-Как вы думаете, совпадало ли значение слова «город» в старину с современным значением?

-Верно, раньше слово «город» обозначало «ограда», «забор», но не то, что находилось за ним.

СЛАЙД №2

-А чуть позже появилось слово, которое все знаете: Кремль. Что такое кремль?


-Знаете ли вы, в каких городах был Кремль?

-На самом деле кремлей было гораздо больше.

















-Спасибо. Сейчас вы услышали , в каких городах были кремли. А как вы думаете, как города получили свое название?








-Происхождение различных географических объектов: городов, улиц, деревень – изучает такая наука, как топонимика. Но это – тема следующего занятия.


СЛАЙД № 5

-Наши предки строили города на возвышенности, обычно около водоема.

Зачем они это делали?


-Откройте путевой лист, нарисуйте схему древнего города. Почему вы замешкались?

-Сейчас вы встанете, задвинете стулья, подойдите к тем столам, около которых указаны темы, выбранные вами заранее. –Сядьте. Сейчас учащиеся с четным номером(2 и 4) начинают рассказывать своим партнерам по плечу, где находили информацию по данной теме. Время – 30 секунд. Затем за 30 секунд рассказывают нечетные номера.

ВРЕМЯ ПОШЛО. СТОП. НЕЧЕТНЫЕ НОМЕРА – 30 сек. СТОП,

-Стол № 1 партнер № 4. Расскажите, где искали информацию ваши партнеры?


Хочется напомнить темы групп:

СЛАЙД №7

Стол № 1: Описание торга.

Стол № 2: Кремль. Размер. Материал изготовления. Этажность построек.

Стол № 3: Род занятий горожан

Стол №4: Постройки Кремля, их роль.

-у каждого из вас 30 секунд, когда он рассказывает ту информацию, что ему удалось получить, в остальные слушают. Затем то же делает другой участник.

_Начали.Время.

-Стоп. №2

-стоп №3

-стоп №4.

-Стоп.

-_стол № 2 участник № 3. Расскажите, что интересного вы услышали от партнеров.

— Сейчас вы встанете, задвинете стулья, вернетесь к своим столам.

-Обменяйтесь полученной информацией. Сначала говорит №1, затем №2, №3. Завершает №4. у каждого из вас 30 секунд, когда он рассказывает ту информацию, что ему удалось получить, в остальные слушают. Затем то же делает другой участник.

_Начали.Время.

-Стоп. №2

-стоп №3

-стоп №4.

-Стоп.

-Подумайте минуту. Соберите все мысли, полученные от партнеров. Сформулируйте ответ на вопрос: «Что вы можете теперь сказать о древнем городе?»

Стол № …участник№ (Влад).



-Можете ли вы сейчас нарисовать схему города? Откройте путевой лист, нарисуйте схему, обозначьте кремль, торг, посад.


-Сколько башен вы нарисовали в кремле? А знаете ли вы, сколько башен в Казанском Кремле?







-Ребята, где вы смогли бы услышать такие слова в Древнем городе?

-Что такое торг?


-Как вы думаете, где больше любили бывать горожане: В кремле или на торгу? Объясните

-А ещё на торгу выкрикивали объявления или приказы. Вы летом были в Москве, посетили Кремль. Как называется площадь, на которой выкрикивали объявления?

-Может быть, кто-нибудь вспомнит фразеологизм, связанный с этой площадью?

-Объясните её смысл.












-Чем только не торговали на торгу: книгами и иконами, ювелирными изделиями, рыбой и всякой снедью.

Вот как описывает торг Наталья Кончаловская в своей книге «Наша древняя столица»:

Понастроили купцы

Там торговые ряды:

Птичий, пряничный, калачный,

И суконный, и башмачный,

Коробейный и седельный,

Самопальный и котельный.

Тут ряды с железом, смедью,

Там ряды со всякой снедью:

Мясо, рыба, требуха

И горячая уха…


-А какие меры измерения применялись в Древней Руси?

-Откройте путевой лист, соотнесите товар и меру измерения СЛАЙД № 10

-проверим.



-А знаете ли вы, какие денежные единицы были в это время в ходу?


Вернемся к тем словам, что прозвучали в начале занятия. Можете ли вы сейчас написать значения этих слов? Пишем.




ПРОДОЛЖИМ РАБОТУ В ПУТЕВЫХ ЛИСТАХ. Объясните выражение «Москва не сразу строилась». Прочитайте написанное соседу по плечу, поменяйтесь.


-Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.

-Что из того, что вы сегодня узнали, вы могли бы рассказать своим друзьям?


-Родителям?

-Переверните путевой лист. Нашли слово Рефлексия. Впишите ответы на вопросы теста

СЛАЙДЫ № 13-15

Проверка слайд № 16

Слайд № 17 с видом древнего города

-Наше путешествие по улицам древнего города подошло к концу. Но знакомство с историей родного края на этом не завершается. Во многих литературных произведениях мы встречаемся с незнакомыми нам понятиями, изучение истории своего народа поможет вам лучше понять эти произведения.






-Город – это крупный населенный пункт, жители заняты вне сельского хозяйства.


Да, нет.







-Кремль – укрепленный центр города.


-Несколько ответов.


СЛАЙД №3 выступление Хатимовой Алины.

Кремль – укрепленный центр – до 14 века носивший название «детинец» — был во многих русских городах. Каменный кремли : Астраханский, Казанский, Вологодский, Гдовский, Зарайский, Изборский, Коломенский.

Деревянно-каменные: Владимирский, Вяземский, Киевский, Тверской.

В России существует более двадцати историко-культурных комплексов, за которыми прочно утвердилось название «кремль2. Это не только боевые крепости с каменными стенами и башнями, это ещё и замечательные архитектурные комплексы.

1-2 ответа.

СЛАЙД №4 Жаркова Полина

Названия древних городов происходят от имен их основателей: город Владимир – в честь Владимира Мономаха, Ярославль – в честь князя Ярослава Мудрого. Названия городов давали и профессии их жителей. Например, в городке Бронницы в Подмосковье жили оружейники, которые делали броню.




-Красиво.

-Защита от врагов.

-Источник воды.

















-ответ ученика

























-ответ ученика























-Влад обобщает.



— Работа в путевых листах, проверка через документ-камеру одной работы с объяснением(например, у Алии Назмутдиновой).


-Матвеева Виктория с устным ответом

СЛАЙД № 8



СЛАЙД № 9 Настя Виволанец

Глядите, не моргайте,

Рты не разевайте,

Ворон не считайте,

Подешевле покупайте.

-На торгу.

-Место неподалеку от стен кремля, где располагались лавки и торговые ряды.

— в кремле осуществлялись наказания, была тюрьма, туда пускали не всех, вход был ограничен, а на торгу можно было что-то продать или купить, можно было узнать новости.

-Ивановская.




-Кричать во всю Ивановскую.

во всю Ивановскую можно громко кричать, храпеть, голосить.

А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.


















-ответы детей


-работа в путевых листах

-один ученик называет по порядку, на СЛАЙДЕ № 10 появляются стрелки.



-СЛАЙД № 11 Виволанец Анастасия с выступлением «Деньги Др.Руси».


-проверяют 1-2 ученика.

Посад – неукрепленная часть города, где проживали ремесленники и торговцы.

Посадник – наместник князя.

Кремль – укрепленный центр.

Собор-главная церковь.

Тын -??? ОГРАДА ВОКРУГ ПОСЕЛЕНИЯ.


-Прочитайте написанное Стол № 4 партнер № 3 (Амир).







-ответы детей.

-ответы детей

-ответы детей.







-ответ 1 учащегося Стол № 3 участник № 2.




Свежие документы:  Тест: Жизнь древних славян

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: