Конспект урока истории для учащихся 9 класса «Образование СССР»


ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида о. Муром»


Открытый урок истории для учащихся 9-х классов.

по теме: «Образование СССР»


Составила: учитель истории высшей квалификационной категории Шарова Татьяна Федоровна

Цель: Разъяснить причины, предпосылки и принципы построения СССР.

Задачи

Образовательные: дать учащимся знания о причинах образования СССР; познакомить с государственным устройством Советского Союза.

Коррекционно – развивающие: развить познавательные способности по оценке исторического события; продолжать развивать навыки работы с заданиями, текстом учебника.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма.

Основные знания: 30 декабря 1922г. – образование СССР.

Основные понятия: союз, наркоматы, делегат.

Оборудование и материалы: Карта «Союз Советских Социалистических Республик», карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Оргмомент:

Звучит песня: «Я, ты, она — вместе дружная семья».

Рапорт дежурного.


Повторение пройденного материала

Деятельность учителя(опрос учащихся):

Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чём шла речь?

  1. Почему в данный период нужна была новая экономическая политика?

  2. В чем заключалась НЭП?

  3. Какие положительные результаты дала НЭП?

Деятельность учащихся(Вспоминают тему и содержание предыдущего урока .Дают аргументированные и развернутые ответы с помощью учебника).

Физминутка — Игра:

Слово связанное с историей хлопаем в ладоши.

Слово связанное с географией топаем ногами.

(НЭП, республика, революция, гражданская война, флаг, герб, гимн, реки, моря, океаны, государство, СССР)

Индивидуальные задания «Определи век»:

1917год — … ? век

1918год — … ?век

1920год — … ?век

1922 год — …?век

Задание «Соедини стрелками даты и события»

февральская революция октябрь 1917г.

октябрьская революция февраль 1917г.

гражданская война 1922г.

образование СССР 1918 — 1920 гг.


Актуализация знаний, объявление новой темы

Деятельность учителя:

  1. Вводное слово учителя.

После революций и во время Гражданской войны бывшая Российская империя распалась на отдельные территории. Многие считали, что необходимо снова объединиться в единое государство.

Физпауза:

Раз, два — выше голова

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — тихо здесь

Семь, восемь — лень отбросим.


Девять, десять — потянулись

На одиннадцать нагнулись.

На двенадцать все шагаем

На тринадцать — замираем.


На четырнадцать присели

На пятнадцать тихо сели.

  1. Сообщение темы урока: «Образование СССР».

Деятельность учащихся:

  1. Слушают учителя.

  2. Записывают тему урока в тетрадь.


Изучение нового материала.

Деятельность учителя(просмотр презентации):

  1. Чтение презентации учителя в стихах.

Как возникло государство

Нам об этом вспомнить надо

А что объединило их

То был союз один для всех.


Все самостоятельные были,

Вокруг России мирно жили,

Власть Советская была,

В каждом государстве там.


Встал вопрос объединиться

И в страну одну всем слиться

Экономику создать

И политику решать.


Договор в Москве подписан

Четыре государства впишем

Украина, Беларусь,

Закавказье и вся Русь.


СССР как государство

Стало называться наше

Число 30 в декабре

День рожденья СССР


Двадцать второй год пошёл

И образовался он

СССР – союз республик

Южных, маленьких и дружных


Двадцать второй год пошёл

И образовался он СССР.

К нему два года мы добавим

И Конституцию узнаем.


К дате этой два добавим

И конституцию узнаем

Закон она для всей страны

По ней и жить мы все должны




Кто будет управлять по новой?

Так Съезд Советов СССР

Верховной Орган власти всей


ЦИК СССР – что это значит?

Он выбран был из депутатов,

Президиум тут во главе

21 здесь человек


А кто же правит всей страной?

Совет народных комиссаров – Совнарком.

Правительство страны он есть

И наркоматы в подчинение здесь.


Нарком тот кто – то возглавляет?

Да, Алексей Иванович Рыков сам

Судебный орган тоже был

Верховный суд над всем один.


А безопасность в государстве

Она важна, всем это ясно

Для этого его создали

ОГПУ его назвали


И делегатов выбирали

В четыре года, один раз

Из города в 5 раз их больше

Чем с сельской местностью опять.


Нам вывод ясен без сомненья

Рабочих власть кругом была

И ни одна из населенья

Большой быть группа не могла


Вот так образовалось государство

Союзное и новое для всех

И европейские все страны

Признали сразу СССР





Символика была у государства

Конечно, так положено всегда

То красный флаг у государства

И песня гимн торжественна всегда.


А герб СССР объединен в колосья,

И шар земной, серп, молот и звезда,

Лучи от солнца тянутся как счастье

Которое и строила страна.


Историю страны её этапы

Мы непременно знать должны

Она нас учит как нам развиваться

Как правильно вперёд идти


Ты был внимательным сегодня на уроке?

Ответить сможешь на вопросы всё?

В двадцать втором году,

Как стало называться государство?

Советское, Россия или СССР?


И дату СССР должны мы помнить

Шёл март, январь или декабрь на дворе?

Год восемнадцатый, двадцать второй

Иль двадцать третий?

Число тридцатое или восьмое в декабре?


А каковы причины их объединенья?

Совместное хозяйство, оборона иль борьба?

Подумайте и назовите точно

Тем более, что здесь их не одна.


Столицей СССР стал город важный

Ульяновск, Петроград или Москва?

Подумав, вы ответите нам сразу

И назовёте имя сразу города Москва!


Республики какие СССР образовали?

Всё Закавказье, Украина, Беларусь, Россия?

Сколько было их четыре, пять ли или больше?

Все назовите их.


Последнее о чём спросить должны мы

О Конституции СССР

Когда мы приняли её для жизни?

В двадцать четвертом или

В двадцать третьем в январе?


Все молодцы ребята вы сегодня,

Трудились, отвечали здесь

И по контрольным этим всем вопросам

Вы знания проверили свои.


  1. Словарная работа: союз.

  2. Показ республик, вошедших в состав СССР.

— Какой высший орган был создан в СССР?

— Какой орган власти осуществлял управление страной между съездами?

— Какой орган власти был исполнительным?

Словарная работа: нарком.

— Какую функцию выполнял Верховный суд?

— Для чего было создано ОГПУ?

— Как в союзных республиках формировались органы власти?

— Как назывались участники съезда Советов СССР?

Словарная работа: делегаты.

— Кому запрещалось участвовать в выборах?

  1. Ознакомив учащихся с презентацией, учитель делает вывод.

Деятельность учащихся:

  1. Слушают учителя. По ходу рассказа записывают в тетрадь:

30 декабря – 1922г. – Союз Советских Социалистических Республик.

  1. Находят объяснения новых слов в презентации.

  2. Следят за просмотром показа презентации. Записывают в тетрадь: Конституция СССР – 1924г.

  3. Слушают учителя, делают вывод.


Первичное закрепление материала.

Деятельность учителя:

Закрепление проходит по заданиям презентации и дополнительным вопросам — тестам:

1.Как называлась наша страна в 1918 г.?

а) СССР

б) Советская Россия

в) РСФСР

г) Российская империя

2. Причины объединения СССР:

а) Совместная оборона

б) Совместное хозяйствование

г) Желание народов

3. Дата образования СССР:

а) Март 1918г.

б) 30 декабря 1922г.

в) январь 1924 г.

4. Что означает абвиатура СССР?

5. Столица СССР:

а) Коломна.

б) Ленинград.

в) Москва.

6. Советскими республиками, вошедшими в состав СССР, были (выберите правильный ответ):

а) РСФСР, УССР, БССР, ГССР

б) РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР

в) РСФСР, УСССР, БСССР, МССР

7. Первая конституция СССР была принята (подчеркните правильный ответ):

а) 30 декабря 1922г.

б) 25 апреля 1923г.

в) 31 января 1924г.

Деятельность учащихся:

Отлично успевающие ученики дают ответ, остальные выполняют тест.

Задание предполагает от отлично успевающих учеников обоснованного ответа; слабо успевающие выполняют тест.

Задания выполняют индивидуально — устно.


Подведение итогов

Деятельность учителя:

Комментарии, объявление оценок за работу.

Деятельность учащихся:

Слушают комментарии учителя.


Домашнее задание

Деятельность учителя:

Сообщение домашнего задания:

Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы учебника.

Деятельность учащихся:

Записывают домашнее задание.


Индивидуальное задание.

Деятельность учителя:

Сообщение индивидуального задания. Прочитать указанные абзацы, дать объяснение новых слов.


Дополнительные материалы.

  • А.И. Рыков после смерти Ленина в январе 1924г. возглавил Совнарком РСФСР.

  • Для поддержания национальных интересов каждой республики было принято решение о том, чтобы ЦИК СССР возглавили четыре сопредседателя — председатели ЦИК союзных республик. Ими стали М.И. Калинин (от РСФСР), Г.И. Петровский (от Украины), Н.К. Нариманов (от Закавказской СФСР) и А.Г. Червяков (от Белоруссии).

  • Выборы делегатов съезда Советов СССР носили многоступенчатый характер: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего Совета, т.е. районный в областной, областной в республиканский, республиканский — на съезд Советов СССР.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Аппликация. Разные виды работы. Собаки"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: