Конспект урока истории на тему «Князь Владимир и Крещение Руси»


Урок № 39. Князь Владимир и Крещение Руси.

Цели по линиям развития личности.

1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

На основании фактов сформировать представление о причинах принятия христианства на Руси. Учить работать с исторической картой и соотносить событие с исторической личностью. Сформировать понятие «двоеверие».

3 ЛР. Историческое мышление.

Сопоставляя различные суждения о князе Владимире, обосновывать его поступки и действия. Выявить положительное влияние Крещения Руси на судьбу российской цивилизации.

4–5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Сформировать собственное отношение к процессу Крещения Руси на основе современных гуманистических позиций.

Обязательный минимум содержания:

Владимир I. Крещение Руси.

План урока:

I. Проблема урока: почему князь Владимир Святославич, несмотря на совершённые им низкие поступки, оставил о себе добрую память?

II. Поиск решения проблемы:

1. Владимир Красное Солнышко.

Примерный вывод по проблеме: действия князя Владимира способствовали укреплению Древнерусского государства

2. Свержение идолов.

Примерный вывод по проблеме: с 988 года государственной религией Руси стало православное христианство.

3. Воздвигли церковь…

Примерный вывод по проблеме: несмотря на принятие христианства, на Руси сохранялись элементы язычества.

Примерный вывод по проблеме урока. Князь Владимир значительно расширил Русское государство, завоевав новые земли, укрепив границы. Принятие христианства стало значительным шагом по пути развития цивилизации и культуры».


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Скажите, пожалуйста, вам знакомо имя, которое вы видите на слайде?





– Сегодня мы познакомимся с историческим деятелем Древней Руси и попробуем определить, что это был за человек. О нём сохранилось немало исторических документов, Прочитайте, пожалуйста, те, которые вы видите на странице учебника (с. 58).

— какое наблюдается противоречие при сравнении справочных и летописных сведений?

1 2 4 2 3



В ответах учеников может прозвучать ссылка на мультфильмы студии «Мельница».




Ученики после работы с источниками должны указать, что документы противоречат друг другу. И ответить на вопросы к документам.

— В летописи Владимир описан как жестокий человек, а в народе о нем осталось добрая память.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.


3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.


Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).


Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.



.


II. Версии.

– Какую проблему урока нам предстоит решить?




– Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы

2 2



Почему князь Владимир Святославич, несмотря на совершённые им низкие поступки, оставил о себе добрую память?


Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная).

III. Актуализация знаний.

(РТ, с. 20, задание 1)

– Вспомните, какая религия была у восточных славян и их соседей?

О каких религиях мы сегодня будем говорить?

-Действительно, религия у восточных славян была, да и сам Владимир большую часть своей жизни был язычником.


1 3





Ученики должны вспомнить определение религии, указать, что речь пойдёт о язычестве и христианстве, и выполнить задание в рабочей тетради.








IV. Планирование деятельности

– Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

2 3 2

— почему князь Владимир принимает решение о смене религии?


Ученики могут указать, что для ответа на вопрос необходимо изучить действия князя Владимира и те события, которые происходили в эту эпоху.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Владимир Красное Солнышко

– Используя первый пункт §5, карту на с. 60, докажите, что при Владимире окрепло Древнерусское государство.


1 2 5 2 3









— Объясни ,почему с именем князя Владимира связано большинство русских былин?


1 2 4 5 2 3 4


2. Свержение идолов

(РТ, с. 20, задание 4)

– Деятельность князя Владимира была достаточно успешной. Объясните почему Владимир Святославич отказался от язычества и выбрал именно православное христианство?

Прочитайте текст учебника (п.2,с. 62-64); найдите нужные факты. Ваши ответы обсудите в парах.

2 4 5 2 3 4











3. Воздвигли церковь…

(РТ, с. 21, задание 5)

– в 988 году произошло крещение Руси. Это событие стало очень важным в истории нашей страны, во многом изменило судьбу наших предков. Почему же появляется на Руси двоеверие и что это такое?

2 4 2 3 4




1. Под властью киевского князя были собраны все восточнославянские племена (работа по карте на с.60).

2. Изменилась система управления государством, вместо племенных князей были назначены посадниками дети Владимира (работа по карте).

3. Прокладывались дороги.

4. Борьба с печенегами. Строительство оборонительных сооружений на южной границе.


Владимир прославился пирами и тем, что созывал на них богатырей, купцов и мужиков. Там он набирал себе дружину. Именно про это рассказывается во многих былинах.




— владимир отказался от язычества, так как оно не могло ответить на новые вопросы: почему надо подчиняться князю, прав ли человек уходящий из рода в дружину.

— православное христианство было хорошо знакомо русичам, так как контакты с Византией были очень тесными. А послы Владимира, были поражены красотой церковной службы в Святой Софии. Православие запрещало приносить жертвы, заводить много жен. У византийцев учились искусству каменной кладки и стенной рукописи. Появилась письменность






-Люди еще долгое время тайком поклонялись языческим богам. Владимиру часто приходилось применять силу для того, чтобы крестить народ. Церковь была вынуждена мириться с этим. Сочетание языческих и христианских представлений получило название « двоеверие».


.







VII. Применение нового знания. Выражение решения проблемы.


-Сейчас мы представим себя на месте людей, живущих в 1015 году.

— Сколько лет прошло после крещения Руси? Вам предлагается выполнить задание для работы в парах на с.66.

Какой ответ на вопрос урока мы теперь можем дать? В своем ответе постарайтесь использовать понятие «цивилизация».

-Чьи версии подтвердились.


Примерный вывод, который могут сделать учащиеся на основе изученного материала: «Князь Владимир значительно расширил Русское государство, завоевав новые земли, укрепив границы. Принятие христианства стало значительным шагом по пути развития цивилизации и культуры».





VIII. Домашнее задание.

– Развитие цивилизации способствовало не только изменению религии в Древнерусском государстве. Во многом меняется жизнь простых людей. Как стали жить наши предки к XI веку, вы прочитаете дома в § 6, выполните устно задания перед §.




Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Изучение космоса" 5 класс



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: