Конспект урока истории на тему «Московская Русь»


Тема: «Московская Русь»

Цели:

  1. Сформировать представление детей о становлении Москвы, как столицы; расширить знания учащихся об истории основании Москвы; о русских князьях, которые внесли свой вклад в строительство Москвы

  2. Развитие умения выделять необходимую информацию из текста; проводить сравнение и обобщение фактов и явлений; способствовать развитию умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении, т.е. создавать условия для положительной мотивации в обучении

  3. Воспитание любви к своей стране, интерес к её истории, бережное отношение к историческим памятникам.


Технологическая карта урока

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Дан звонок, и все мы смело
Принимаемся за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога побежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за много лет…

В том истории секрет.

Проверка домашней работы

— На прошлом уроке мы с вами познакомились с Древнерусским государством и великими князьями. Разделились на группы и каждая группа подготовила рассказ о великих князьях Древнерусского государства.

Выступление групп.

Б) Подведение учащихся к «открытию» темы урока

Здесь, как было, так и ныне –
Сердце всей Руси святой,
Здесь стоят ее святыни
За Кремлевскою стеной!

— О каком городе России эти стихи?

— Какие слова это подтверждают?

— Как понимаете слово “ святыни”? (Обращение к толковому словарю)

— Определение темы урока , постановка целей.

Ответы детей:

— Было очень много небольших, самостоятельных племен, но большим племенем легче было жить и трудиться, защищать свои земли от врагов и племена стали объединяться

Тема, с которой мы познакомимся, называется «Московская Русь».

-Откройте учебник на стр. 22.

-Прочитайте название темы урока. (Московская Русь)

— Сегодня будем говорить о далеком прошлом нашей страны – о Московской Руси

— И вот появился город. А мы знаем, что Москва сейчас не только город, но и столица нашей Родины.

  • А кто сможет объяснить, что такое столица?

(Столица – это главный город страны, где находятся президент и правительство, здесь принимают законы, по которым должны жить все люди в государстве.)









Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока.

Подготовка к восприятию нового материала.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

2.Актуализация знаний.

Работа с картой.

— Рассмотрите карту Московской Руси. Найди города, которые вошли в её состав с.23.

— Каким цветом показана территория Московского государства? Обведите границу.

— С какими племенами и странами граничило наше государство в древности? (Мордва, половцы, печенеги, жмудь – племена; Польша, Венгрия – государства.)

-Какой город России, из перечисленных ниже, согласно летописям, был первой столицей Древнерусского государства?

А) Ярославль;

Б) Новгород;

В) Суздаль;

Г) Владимир.

В) работа с учебником стр. 22


Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач.

Выполнение игрового задания, фиксация знаний и не знаний, затруднений.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия:

умение внимательно слушать.

Логические универсальные действия:

анализ материала; вывод-ответ.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и желания ее решить.

3.Постановка учебной задачи.

Как Москва стала столицей?

— приведите причины, которые способствовали тому, что Москва стала столицей?

Ответы детей

Факторы, способствовавшие формированию Москвы, как

столи столицы Русского государства:

а) транспортно-географическое положение;

б) центральное положение по отношению к другим княжествам;

в) центральное положение, по отношению к потокам переселенцев- славян;

г) территория мало пригодна для развития земледелия, поэтому

развивались ремесла и промыслы и т.д.) Москва стала центром Русской православной церкви.

е) Москва собрала наиболее энергичных, целеустремленных, умных, предприимчивых людей

— А кто же был правителем Московской Руси?

— Мы узнаем на стр.24 учебника

Создание проблемной ситуации.

Уточнение темы урока.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

4.Первичное закрепление.

Работа в рабочей тетради стр.7

— Согласны ли Вы с выводом: «Образование Московского государства – важнейшее событие в истории нашей страны?»


— закончите предложения:

  • Первым русским царём был…(князь Иван IV)

  • В народе его прозвали…(Грозный)

  • К концу XVII века Россию стали называть …(Московским царством)


Установление осознанного восприятия. Обобщение.



Организация деятельности по применению новых знаний

Разрешение проблемной ситуации.


Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

5.Рефлексия деятельности (итог урока)

И так наша экскурсия по

Московской Руси подошла концу.

Подведем итоги.

Как Москва стала столицей

нашей Родины – России?

Кто был первым русским царём?

Конечно, ребята, о роли Москвы в жизни нашего государства можно говорить ещё много.


Объявление и комментирование оценок.

Обобщение.

Домашнее задание. Учебник стр.22-25; пересказ


Организация рефлексии.

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Личностные УУД: смыслообразование.


Список использованной литературы

  • учебник (Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова. – 4-е изд., дораб. — М.: «Вентана-Граф», 2010.: ил. – (Начальная школа XXI века);

  • рабочая тетрадь № 2 к учебнику (Окружающий мир): 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова. – 3-е изд., испр. — М.: «Вентана-Граф», 2011.: ил. – (Начальная школа XXI века);

  • методическое пособие для учителя (Н.Ф. Виноградова. «Окружающий мир» 1-4 классы. Методика обучения. М.: «Вентана-Граф»)

  • https://www.100velikih.ru/view1029.html — статья «Как Москва строилась»

Дополнительный материал:

При Иване III, великом князе московском (1440 — 1505) произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы. В основном все происходило бескровно. Например, половину Ростовского княжества купил ещё его отец Василий Тёмный. Оставшуюся половину выкупил Иван III. Ярославское княжество перестало существовать в 1463 году после смерти последнего ярославского князя Александра Фёдоровича. Его наследник перешел на службу Ивану III. Под влиянием Москвы также оказались Тверское, Белозерское, Рязанское княжества. Взаимовыгодные отношения были с Псковским княжеством. Иван III где искусной дипломатией, где деньгами, а где силой добился объединения вокруг Москвы многих земель. Сопротивление Новгорода, который пытался искать поддержки у Великого княжества Литовского, удалось сломить в результате двух московско-новгородских войн. В Шелонской битве (1471 г.) новгородцы потерпели сокрушительное поражение. В 1478 году вечевой колокол, являвшийся символом свободы города, был снят и увезен в Москву. Таким образом Москва в XV веке стала фактически столицей Руси. Иван III стал величать себя великим князем (государем) Всея Руси. Дальше он окончательно «разобрался» с Ордой (противостояние на Угре).

P.S. А предпосылкой тому, что в дальнейшем именно Москва станет столицей Руси был переезд из Владимира (прежней столицы Руси) в 1326 году митрополита Петра. В 1453 году под натиском турок пал Константинополь и Москва стала «третьим Римом».



Первой столицей Древнерусского государства Рюриковичей считается Новгород (точнее Рюриково городище) . В ряде летописных списков указано, что первой резиденцией легендарного Рюрика стала Ладога, с тех пор этот вопрос стал спорным, а Ладога нередко именуется древней или древнейшей (и также первой) столицей России.

В 882, по летописи, новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей древнерусского государства, известного как Киевская Русь. Новгород остался вторым по значимости центром Руси и там, как правило, «сидел» сын великого князя киевского. С 1120-х годов городом правили выборные (приглашённые) феодальной республикой князья, часто также сыновья правителей других княжеств (отпуская старшего сына Константина на новгородский престол в 1206 году, Всеволод произнес речь: «сыну мой, Константине, на тобе Бог положил переже старейшинство во всей братьи твоей, а Новгород Великий старейшинство имать княженью во всей Руськой земли») .

Согласно историографической традиции, восходящей к В. Н. Татищеву и Н. М. Карамзину, в период раздробленности русских земель вместо Киева столицей становится город Владимир на Клязьме (обычно это отсчитывается с 1169 года — взятия Киева войском Андрея Боголюбского, когда впервые князь, признанный старейшим, не стал править в Киеве, а остался в своей отчине) . После монгольского нашествия, 1237—1241 гг. Киев пришёл в упадок и Владимир окончательно становится номинальной столицей Руси. Владимирский князь Ярослав Всеволодович был признан в Орде старейшим на Руси и получил Киев, но предпочёл оставить свою резиденцию во Владимире. В 1299 году из Киева во Владимир была перенесена резиденция митрополита (который ещё век продолжал традиционно носить титул «Киевский») .







Свежие документы:  Конспект урока по истории "Реформы Петра I" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: