Конспект урока истории на тему «Церковь и государство в конце XV-го – начале XVI века»


Тема урока: «Церковь и государство в конце XV-го – начале XVI века».

В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси.

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей.

1. Монастыри. Нестяжатели и иосифляне. Флорентийская уния — соглашение, заключённое на соборе во Флоренции в июле 1439 об объединении католической и православной церквей на условиях признания православной церковью католической догматики и главенства папы Римского при сохранении православных обрядов. Акт об унии подписал русский митрополит Исидор, однако русское духовенство и великий князь Василий II Тёмный отказались принять Флорентийскую унию, Исидор был низложен, митрополитом избран рязанский епископ Иона. После падения Константинополя в 1453 году выборы митрополита стали внутренним делом русской церкви. Она перестала зависеть от греческой и получила полную самостоятельность. Но то, что русская церковь возглавлялась подданным русского государя, делало ее зависимой от княжеской власти.

Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.

Самостоятельная работа с учебником: выяснить каким образом обогащались монастыри? Стр. 184.

Конец XV века стал временем рождения двух направлений русской церковной мысли: «нестяжателей» и «иосифлян». Сутью конфликта был вопрос о праве церкви на владение богатствами земными — землями, крестьянами, капиталом и др. «Нестяжатели» выступали против этого, указывая, что церковь должна прежде всего стремиться к благам небесным. Лидером этой группировки стал бывший монах Кирилло-Белозерского монастыря, удалившийся в пустынь преподобный Нил Сорский, а идейным вождем второй группировки — влиятельный настоятель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. «Нестяжатели» открыто критиковали экономические порядки в монастырях. Они считали, что у монахов не должно быть имущества, они должны питаться лишь плодами собственного труда. Выступали за сильную княжескую власть, так как только такая власть может лишить монастыри их владений.

Свежие документы:  Очерк на тему: «Детство, опалённое войной»

«Иосифляне», отвергая стяжание как средство личного обогащения, решительно отстаивали земельную собственность и богатства монастырской общины, рассматривая их как средство возрождения церковной жизни и благотворительности. Первоначально Иосиф Волоцкий был сторонником теории, по которой глава церкви приравнивался к солнцу, а царь – к луне. Лунный свет лишь отражение солнечного. Значит власть царя лишь отражение власти патриарха.

Вначале великокняжеская власть поддержала нестяжателей. Был поставлен вопрос о лишении монастырей некоторых земельных владений. Но затем иосифляне пересмотрели свое отношение к царской власти. Они стали говорить о первенстве царской власти не только в управлении государством, но и в решении некоторых церковных вопросов. Это понравилось Василию 3 и он поддержал иосифлян.

2. Ереси. Ереси (от греческого слова «ересис», что означает «особое вероучение») — это отступление от официального церковного учения, от церковных догм и от поклонения церковным святыням — иконам, мощам святых и т. п.

На Русь волна еретичества докатилась во второй половине XIV — начале XV в., и не случайно первые ее ростки проявились в Новгороде и Пскове — крупных торговых городах, тесно связанных с западными странами. Читаем с. 186-187. Чем идеи стригольников и жидовствующих противоречили официальным догматам церкви?

В 1504 году церковный собор осудил еретиков на смерть – сожжение, отрезание языка.

Чем опасны были ереси? Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев – это борьба против власти.

3. Теория «Москва-Третий Рим». Автором теории, вошедшей в историю политической мысли под названием «Москва — третий Рим», был монах Филофей. Старец Филофей ставил московского князя в один ряд с императором Константином Великим, называя последнего предком князя. Мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «второй Рим» — Константинополь, а оттуда – в Москву. Византия изменила православию, заключив Флорентийскую унию с католической церковью, что привело к завоеванию ее турками. Москва же осталась верна православию и потому теперь является центром христианства – Третьим Римом, а Четвертому Риму не бывать. Теория «Москва — третий Рим», оказавшая огромное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Русского государства.

Таким образом, Русская православная церковь, избавившись от византийской зависимости, значительно повысила свой авторитет как духовного центра Русского государства. Однако она постепенно начинает попадать в зависимость от великокняжеской власти.

Свежие документы:  Тесты по истории «Древнерусское государство в 8-12 вв.»

Закрепление – р.т. №3.

Д.з. § 22.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: