Конспект урока истории на тему «В городе богини Афины»


Тема: В городе богини Афины.

Цель: дать учащимся представление о жизни жителей Афин;

познакомить детей с основными районами города;

формирование собственного впечатления от произведений искусства;

развитие навыка оценочных суждений;

расширение представлений об эпохе, развитие умения видеть ее более многогранной и многомерной.

воспитание чувства прекрасного при общении с произведениями искусства.

Оборудование: ИКТ, учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2012.

Структура урока:

1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 1 мин.

2.Повторение изученного материала. 10 мин.

3.Работа над новой темой урока. 20-23 мин.

  1. Миф о рождении Афины.

  2. Район гончарных мастерских.

  3. Главная площадь Афин.

  4. На вершине Акрополя.

4. Закрепление. 3-4мин.

5. Выставление оценок. 1 мин

6. Рефлексия. 1 мин.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:


I.Организационный момент.

II. Повторение изученного материала. Фронтальный опрос.

  1. Что такое Пирей?

  2. Кого можно было встретить в торговой гавани порта Пирей?

  3. Что привозили и вывозили купцы из Афинского государства?

  4. За счёт каких налогов пополнялась казна Афинского государства?

  5. На какие три категории делились жители Афин?

III. Работа над новой темой.

1. Миф о рождении Афины. Афиняне гордились своим городом. «Если ты был в Афинах и не восторгался ими, — говорили они, — то ты осел!». Никто из нас не бывал в Древних Афинах. Представьте себе, что нам предстоит совершить такую экскурсию. Мы подплываем по морю на корабле к городу Афины. Сами Афины отсюда не видны, но приглядимся: вдали что-то блестит в лучах солнца. Это позолоченный наконечник копья и шлем бронзовой статуи богини Афины, установленной на вершине Акрополя. Почему именно Афина? Она покровительница города. Давайте вспомним миф о рождении Афины. Как ее изображали? Если не помним – читаем с. 179.

2. Район гончарных мастерских. И вот мы вступаем в Афины! Идем по улицам, которые, однако, не кажутся нам привлекательными: они узкие и кривые, не имеют мостовых, и поэтому на них пыльно и душно. С двух сторон улицы видны невзрачные дома, сложенные из кирпича-сырца и булыжника, в один — два этажа. Дома будто повернулись к улице спиной. Окон на уровне первого этажа нет, лишь на уровне второго видны маленькие оконца. Мы с вами находимся в районе Афин, где живут гончары. Эта часть района называется Керамик (по гречески – «кЕрамос» — глина). Керамика – изделия из обожженной глины.

Войдем в одну из многочисленных гончарных мастерских, расположенных в Керамике. Мы увидим хозяина мастерской, носильщиков сосудов и работников. Как вы думаете, кто из работников является свободным, а кто – рабом? Художники – свободные, а работники – рабы, т.к. труд их не требует творческой выдумки и однообразен.

В Греции было два стиля вазописи: чернофигурный и краснофигурный. Давайте прочитаем отрывок из текста об этих стилях и ответим на вопрос: какой стиль более ранний и почему? Чернофигурная вазопись более ранняя, т.к. более простая.

3. Главная площадь Афин. Давайте продолжим нашу экскурсию, и пройдем с вами на рыночную площадь – Агору. Там находился рынок. Большинство афинских женщин на рынок не ходили. Ежедневные покупки делали их мужья. Толкотня и давка бывали столь велики, что богатый грек приходил в сопровождении рабов, расчищавших для господина путь.

Окончив дела и отослав слуг с покупками домой, афиняне проводили время с друзьями: обсуждали последние новости, болтали о всякой всячине. Местами встреч были спасавшие от палящих солнечных лучей портики и лавки. (Портик – полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.) В Афинах и других греческих полисах было много портиков. Здесь было удобно назначать встречи, обсуждать дела. Портик защищал от прямых солнечных лучей, но там не было душно, т.к. постоянно дул ветерок.

Подойдем с вами к храму Гефеста. Храм Гефеста представляет собой окруженное колоннами прямоугольное каменное здание с двускатной крышей; колонны и стены храма располагаются на трехступенчатом основании. Праздники в честь бога проводились не внутри храма, а снаружи – на площади. Поэтому строители стремились достичь того, что именно внешний вид храма был наряден и красив.

4. На вершине Акрополя. Отовсюду в Афинах был виден Акрополь – холм с крутыми и обрывистыми склонами. Акрополь – общественный и культурный центр Афин. Он был разрушен во время Греко-персидских войн. Заново отстроить афинский Акрополь, ансамбль которого сейчас считается красивейшим, выпало Фидию. Он руководил строительными работами на Акрополе. Фидий посвятил Акрополю 16 лет своей жизни.

Афинский Акрополь («верхний город») стоял на высокой отвесной скале, вздымающейся над городом (150 м над уровнем моря). Он был сосредоточием всех высших святынь афинян.

Лишь одна дорога вела на Акрополь. По ней мы и поднимемся, а по пути полюбуемся стоявшим справа на уступе скалы небольшим храмом. Это был храм богини победы Ники.

Обычно Нику изображали крылатой девушкой. Однако, победив персов, афиняне дерзко пожелали навсегда оставить богиню у себя и не дать ей улететь. Поэтому они воздвигли храм в честь Ники Бескрылой.

На Акрополе когда-то возвышалась огромная (17 метров) статуя Афины Промахос (т.е. воительницы), покровительствующей Афинам. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Эта статуя хорошо была видна со всех сторон города и даже с моря. Моряки, подплывая к Пирею, могли заметить, как блестят на солнце её позолоченные шлем и наконечник копья. Ныне площадь пуста, т.к. статую уничтожили еще в XIII веке рыцари-крестоносцы.

Правее статуи Афины Промахос находился знаменитый Парфенон. Храм Парфенон посвящен Афине Парфенос (т.е. Деве). Огромный и могучий, построенный из золотисто-розового мрамора, Парфенон стоял на возвышающемся участке скалы. На фронтоне скульптуры, изображающие сцену спора Афины и Посейдона и сцену рождения Афины.

Центром храма была колоссальная 12-метровая статуя Афины Парфенос работы Фидия. Она была из слоновой кости и золота на деревянном каркасе. Статуя сохранилась лишь в римских копиях. На ладони правой руки помещались статуэтка Ники, левая рука опиралась на щит (эгиду). Храм являлся, по сути, архитектурной оправой для драгоценной статуи.

Печальна судьба Парфенона. Он был разрушен в 1687 году в ходе войны венецианцев с турками, под игом которых находилась Греция. Во время осады Афинского Акрополя ядро, пущенное из венецианской пушки, попало в Парфенон, где был расположен турецкий пороховой склад. Взрыв превратил прославленное здание в руины.

Напротив Парфенона возвели Эрехтейон. Он построен на том месте, где произошел легендарный спор Афины с Посейдоном. Вспомните этот миф? Вместо простых столбов здесь поставлены каменные фигуры юных девушек — кариатиды. А это оливковое дерево – то самое, которое выросло из копья Афины.

На этом заканчивается наше путешествие по городу богини Афины.

IV. Закрепление. Какие же сооружения Акрополя и какие статуи вам запомнились?

Что такое Агора? Почему афиняне стремились там побывать?

Как называется район, где жили ремесленники?

V. Выставление оценок.

VI. Рефлексия.

Д.з. § 37. По желанию – составить рассказ от имени путешественника, посетившего древние Афины.








Свежие документы:  Конспект урока ОБЖ «Одна в лесу»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: