Конспект урока истории России в 7 классе по теме «Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры














Конспект урока истории России в 7 классе по теме «Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века»









Подготовил

учитель истории и обществознания

Романюк Юрий Васильевич











2014 год

Тема урока: «Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века»

Цели и задачи:

Образовательные:

Рассмотреть предпосылки и содержание экономических преобразований, выяснить преобразования Петра I в области экономики России, определить последствия реформ.

Развивающие:

Продолжить формирование умения учащихся анализировать статистические данные.

Способствовать развитию навыков поиска и обобщения информации из текста учебника и документов, а также устной речи (путём подробного и сжатого устного пересказа)

Воспитательные:

формировать чувства гордости и уважения к истории Отечества.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, исследовательский

Оборудование:

Учебник: А.А.Данилов Л.Г.Косулина “История России конец XVI-XVIII в.в.” М.: Просвещение, 2009 г. Компьютер, проектор, доска

План урока

Организационный момент –  1 мин.
Проверка домашнего задания – 7 мин.
Изучение новой темы – 32 мин.
Контрольно-закрепляющая работа с учащимися – 5 мин.
Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Для чего Пётр I начал осуществлять реформы в России? (Для преодоления отсталости страны);

2. Каков был характер преобразований Петра I? (Масштабный, затрагивающий все стороны жизни страны);

3. Какова система управления страной сложилась при Петре I? (Сенат (1711) – высший административный орган; коллегии (1718-1720) – органы управления)

4.Компетенции коллегий

Коллегия

Компетенция

Иностранных дел

Внешняя политика

Воинская

Сухопутная армия

Адмиралтейств-коллегия

Морской флот

Юстиц-коллегия

Гражданский и уголовный суд

Берг-коллегия

Горно-заводская промышленность

Мануфактур-коллегия

Мануфактурная промышленность

Коммерц-коллегия

Торговля

Штатс-контор-коллегия

Государственные расходы

Ревизион-коллегия

Контроль за финансами

Камер-коллегия

Государственные доходы

Вотчинная коллегия

Землевладение

Главный магистрат

Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется – после городской реформы)


5. Какие ещё реформы были осуществлены? (Военная, финансовая, церковная, образования, также был издан указ о единонаследии и Табель о рангах).

6. Каковы последствия реформ Петра I? (Было усовершенствовано управление страной, созданы регулярные армия и флот, мощный военно-промышленный комплекс, налажена система сбора налоговых поступлений)

II. Вступительное слово учителя.

Первая четверть XVIII века в России – время колоссальных изменений во всех сферах жизни страны и российского общества. Петр I тотальную модернизацию страны по западному образцу. При нем Россия впервые ощутила себя частью Европы. За первую четверть века из самобытной Московии, страна превратилась в Российскую империю – одну из величайших держав Европы.

На протяжении XVII века Россия прошла длительный и достаточно болезненный путь от восстановления после разрухи, вызванной Смутой до устойчивого экономического состояния в котором страну принял Петр I.

В тоже время эта стабилизация была вызвана окончательным закрепощением крестьян, ставших, фактически, крещёной собственностью феодалов. Экономическую основу жизни страны составляли натуральное хозяйство, земельная собственность феодалов и практически полное отсутствие внешней торговли, хотя внутренний рынок не только окончательно сложился, но и стал прекрасно функционировать, принося существенный доход государственному бюджету.

Вместе с этим в стране практически отсутствует металлургическая промышленность — страны экспортировала железо, что является основным показателем отсталости России от остальных страны. Отсутствовало производство важнейших промышленных изделий (в стране насчитывалось не более 30 мануфактур); не применялись новые методы хозяйствования, известные в Европе.

Все эти проблемы понимал юный Петр I еще в начале своего правления, но только поражения на полях сражений Северной войны заставили его искать пути решения этих проблем.

III. Самостоятельная учебная работа обучающихся с текстом учебника.

1. Выписать определение терминов:

Свежие документы:  Конспект урока по истории "Искусство XIX века" 8 класс

Протекционизм – (экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям);

Меркантилизм – (экономическая политика, выражавшаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшуюся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства);

Проверка выписанных терминов осуществляется путём устного опроса.

2. Определить цели экономических преобразований:

А. Обеспечение армии и флота вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием.

Б. Развитие промышленности, преодоление экономической отсталости.

В. Развитие внутренней и внешней торговли.

Задание выполняется устно, опрашиваются все желающие. В завершении один из обучающихся подводит итоги, которые записываются всеми в тетради.

3. Записать в тетрадь основными направлениями в экономике в первой четверти XVIII века:

А) усиление роли государства в экономике;

Б) ориентация экономики на нужды армии и флота;

В) поощрение частного предпринимательства;

Г) политика протекционизма;

Д) политика меркантилизма;

Е) снижение налогового бремени населения;

Ж) поддержка ремесленников;

З) расширение внутренней и внешней торговли;

И) развитие мануфактур. 

Проверка выписанных терминов осуществляется путём устного опроса.

IV. Подведение итогов самостоятельной работы обучающихся (одновременно происходит первичная проверка усвоения и закрепление изученной темы).

Вопрос: Причины экономических реформ проведённых Петром I и каковы их итоги для страны? В чём проявилось их противоречие? (Необходимость ускорения развития страны; Россия при Петре I получила развитую промышленность, прежде всего ориентированную на военные нужды; был накоплены огромные резервы. Деятельность Петра I привела к обнищанию населения страны, что привело к социальной нестабильности, выразившейся в огромном количестве протестов, бунтов и восстаний. Основное противоречие экономической деятельности Петра I заключалось в том, что он пытался перенести европейские обычаи, в том числе и связанные с экономикой на неизменённую российскую действительность, основанную на крепостничестве).

V. Домашнее задание.

Параграф №16 (пересказ) – на оценку «3», письменные ответы на вопросы после параграфа – на оценку «4» и на оценку «5» — те же задания, а также анализ документа (письменные ответы на вопросы после документа) после параграфа.























Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

1. Данилов А.А. История России: конец XVIXVIII век : учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М., 2012.

2. Павленко Н.И. Пётр Первый / Павленко Николай Иванович. – М., 2003.

3. Ключевский В.О. Лекции по русской истории. – М., 1990.

4. https://historic.ru/

5. https://historynotes.ru/


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: