Тема занятия: Богатырский турнир.
Цель: автоматизация звука Р в словах и предложениях.
Образовательные:
Совершенствовать навыки правильного произнесения звука Р в словах и предложениях.
Пополнить словарный запас новыми словами — трофей, турнир.
Коррекционные:
Развитие творческих способностей посредством загадок и упражнений.
Развитие связной речи. Добиваться от детей полного ответа на поставленный вопрос.
Развитие мыслительных операций: логического мышления, слуховой и зрительной памяти.
Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
Развитие самоконтроля за произнесением звука Р.
Развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственной ориентировки (схемы).
Развитие лексико-грамматических категорий посредством слов – трофей, трофеи, трофеем, трофеями.
Воспитательные:
Привитие любви к сказкам; расширение кругозора детей.
Формирование навыков общения, работы в группе, в паре и индивидуально.
Методы и приёмы: Словесные: вопрос, объяснение, эвристическая беседа, художественное слово; Практические: упражнение, схемы, карточки; Наглядные: показ, мультимедийная демонстрация, иллюстрация. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
Метапредметные связи: музыкальные заставки
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация в PowerPoint, карточки для артикуляционной и дыхательной гимнастики, клубок ниток, зеркало, стрела, золотой ключик, медали 6 шт., предметные картинки, цветные магниты, раздаточный материал (схемы, карточки для групповой работы 6 шт., фломастеры, карточки для рефлексии)
Предварительная подготовка: изготовление схем, карточек, стрелы, золотого ключика, заучивание девиза каждым ребёнком.
ХОД ЗАНЯТИЯ: Организационный момент: (Дети входят в класс и останавливаются перед стульчиками полукругом). Ребята, давайте подарим улыбку всем присутствующим, мне и друг другу (упр. «Улыбка»).
Сообщение темы: В Великой России, в городе Пыть-Яхе, в средней школе №2 объявили богатырский турнир. СЛАЙД № 1.
— Ребята! Кто знает, что обозначает слово турнир?
— Турнир — это соревнования, состязания.
— Собрались выступить на турнире богатыри и девицы русские, решили силушку богатырскую испытать, удаль да смекалку показать.
Автоматизация в чистоговорках:
Первым прибыл богатырь Илья его девиз: — РА — РА – РА – на турнир идти пора.
За Ильёй подъехал Талгат, слушаем его девиз: — РО – РО – РО — на турнире здорово.
Среди богатырей оказались и девицы — красавицы, первой добралась Диана, её девиз:
— РУ – РУ – РУ — все призы заберу.
Верхом на своём скакуне добрался Вячеслав, его девиз: — РЫ – РЫ – РЫ – круче всех метну шары.
Следом подошёл Богдан: — АР – АР – АР – я силён, я супер-стар.
Ну и Елена Прекрасная решила турнир не пропускать, её девиз: — ИР – ИР – ИР – красота спасёт мир.
Наши испытания будут проходить под общим девизом, мы с вами его уже знаем:
Мы звук Р говорить будем,
Про него мы не забудем.
Рот открыт, язык дрожит,
Звонкий Р – р – р, уж говорит.
Главным и строгим жюри будут: я – Татьяна Леонидовна, психолог — Лилия Николаевна и ваш классный руководитель — Ольга Александровна. Слово предоставляется членам жюри.
Кто звук Р не сказал
Убираем один бал.
— И так, готовы ли вы богатыри и девицы к испытаниям?
— ДА!
— Богатырский турнир объявляю открытым (звучит музыка, фанфары).
— Для начала разминка.
Артикуляционная гимнастика: Слайд 2
— Вскочили участники на богатырских коней (дети усаживаются на стулья) и сделали круг почёта (упражнение «Вкусное варенье»).
— По дорожке гладкой цокают лошадки — (упражнение «Лошадка»).
— Остановили они коней у трибуны: Т — р – р (упражнение «Трещотка») и заняли свои почётные места.
— Объявляется первое состязание! Для его оглашения на трибуну поднимается Баба-Яга.
Дыхательная гимнастика: — Вдохнула Баба-Яга глубоко и сказала на выдохе: ФУ-ФУ-ФУ — «русским духом пахнет» (дети по карточке (приложение 3) выполняют упражнение: глубокий вдох носом и на длительном выдохе произносят фразу «- фу»).
Загадаю вам загадки.
Коли знаете отгадки,
Отвечай без проволочек,
Дам за это вам клубочек.
Слайд 3. Он любитель чистоты.
Умывался ль утром ты?
Если – нет, тогда приказ
Даст мочалкам он тотчас,
Грозный строгий командир
Умывальник…. Мойдодыр.
Слайд 4 . Жили братья – толстячки,
Все три носа – пятачки.
Старший братец — всех умней,
Дом построил из камней.
Отвечайте-ка, ребята,
Кто те братья? … Поросята
Слайд 5 . Он играет на гармошке,
У прохожих на виду.
Он поёт про день рожденья,
Что бывает раз в году. …Крокодил Гена
Слайд 6. Просто по дороге шла,
И копеечку нашла.
На неё она купила, то,
В чём чай, всем кипятила. …Самовар
Слайд 7. Дед и бабка вместе жили
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил дочурку в пар.
Дед и бабушка в печали,
Как же их дочурку звали? … Снегурочка (закрыть крышку проектора)
— Молодцы ребята! Все загадки разгадали, за это получаете первый трофей – волшебный клубочек. Богатыри и девицы, кто знает, что обозначает слово трофей?
— Предмет???
— Трофей – это предмет или предметы, захваченные у противника. Так как мы с заданием Бабы – Яги справились, она отдает нам волшебный клубочек.
Клубочек этот не простой,
С ним на месте ты не стой,
Путь тебе укажет твой,
Увлекая за собой.
Ребята, клубочек указывает вам дорогу к следующему состязанию. Для того, чтобы справится с заданием необходимо соблюдать одно условие: клубочек правильно укажет путь, если вы будете называть имена сказочных героев, а в имени обязательно должен быть звук Р. (Дети переходят к стульям, игра «Паутинка». Ребята передают клубочек друг другу называя имя сказочного персонажа, при этом фиксируя клубочек на ножках или спинке стула, обматывая их).
— Красная Шапочка, Конёк Горбунок, Карлсон, Чебурашка, Смурфы, Снегурочка, Иван-дурак, Снежная Королева и т.д.
— Докатился клубочек до камня указательного (снять крышку проектора). Слайд 8.
Богатыри и девицы, как вы думаете, что обозначает слово – указательный?
— Указывает на что-нибудь, показывает направление.
— Молодцы, правильно думаете. Посмотрите, камень очень старый и некоторые буквы на нём стёрлись. Попробуйте каждый самостоятельно восстановить текст и догадаться, какие буквы стёрлись? (Самостоятельная работа).
— Кто готов ответить? Какая буква стёрлась в словах?
— В словах стёрлась буква Р.
— Все согласны с мнением? Может кто-то думает по-другому?
(выслушиваем мнения каждого).
— Давайте прочтём надпись, но для начала вспомним наш девиз:
Мы звук Р говорить будем,
Про него мы не забудем.
— Первую строчку читает Славик Нап …аво пойдешь,
вторую Богдан Налево све…нёшь,
третью Диана П…ямо отп…авишься
Талгат П…едмет найдёшь.
— Илюша, прочти, пожалуйста, всю надпись (Илья читает). Настоящий богатырь, молодец! (крышку проектора закрыть).
А сейчас, разбейтесь по парам (дети выбирают себе пару, при затруднении логопед помогает). Каждая пара получает камень – указательный. С обратной его стороны есть карта, одна клеточка на карте равна одному вашему шагу. Движение начинаем от моего стола (Приложение 1). Задание: отыщите предметы, потерянные главными героями сказок.
Отправляйтесь в разные стороны, как указывает камень, добывайте трофеи. (Логопед держит в поле зрения все пары, в случае затруднения, оказывает помощь. При правильном выполнении задания, каждая пара находит предметы, которые до начала занятия спрятаны логопедом: золотой ключик, стрела, зеркальце).
— Молодцы! Все справились с заданием, а задание было непростое, под силу только богатырям.
— Наше жюри строго следит за каждым участником.
— Илья и Диана, какой трофей вы раздобыли?
– Наш трофей зеркальце.
— Какому сказочному герою принадлежит этот трофей?
— Этот трофей принадлежит царице.
— А кто знает, как называется эта сказка?
— Сказка называется «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
— Какие молодцы!
— Талгат и Богдан, какой трофей у вас?
– Наш трофей – золотой ключик.
— Какому сказочному герою принадлежит этот трофей?
— Этот трофей принадлежит Буратино.
— Как называется эта сказка?
— Сказка называется «Золотой ключик или приключения Буратино». (При затруднении логопед помогает детям).
— Молодцы! Слава и Елена, ваш трофей?
– Наш трофей – стрела.
— Какому сказочному герою принадлежит ваш трофей?
— Наш трофей принадлежит Царевне – лягушке.
— Как называется эта сказка?
— Сказка называется «Царевна-лягушка».
— Богатыри, вы довольны добытыми трофеями?
— Да! Мы довольны трофеями.
— А вы, девицы-красавицы, довольны трофеями?
— Да! Мы довольны трофеями.
— Молодцы! Вам было трудно выполнить задание? — Да! Нет!
— Вы, наверное, устали? Хотите отдохнуть? — Да!
Динамическая пауза: (Играет минусовка «Богатырская наша сила»).
Богатырь вдруг потянулся, (дети выполняют движения, соответствующие словам)
Раз – нагнулся, распрямился,
Два – нагнулся, распрямился,
С ноги на ногу скачок, (с правой на левую, с левой на правую)
Собрал силу в кулачок. (показать силушку богатырскую)
— Сели они на коней верных (дети усаживаются на стульчики) и приготовились к следующему состязанию. На трибуне Соловей – разбойник (вывешивается плакат на магнитной доске).
— Дунул я, нечаянно, свистнул, и названия сказок смешались с волшебными заклинаниями. Соберите их правильно.
— Прошу всех участников турнира пройти к месту испытаний. (Логопед приглашает ребят пройти к столу, на котором разложены карточки жёлтого и розового цвета). Сейчас я каждому раздам жёлтую карточку (логопед учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка и определяет уровень сложности задания). На этих карточках начало сказки или волшебного заклинания, а их конец, вы найдёте на карточках розового цвета. Соединив их вместе, правильно, вы узнаете заклинание или название сказки (дети выполняют задание самостоятельно, оказывают помощь друг другу).
— Кто готов, потихонечку усаживайтесь на своих коней и проверьте, что же у вас получилось (дети зачитывают ответы).
Лена: «- Сивка – Бурка, вещий каурка!»
Илья: «Кликнул он золотую рыбку, приплыла к нему рыбка…»
Талгат: «- Ловись рыбка большая, да маленькая!»
Диана: «Илья Муромец и Соловей — разбойник».
Богдан: «- Козлятушки – ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мама пришла, молока принесла».
— Молодцы! Справились и с этим заданием. Поблагодарил Соловей — разбойник богатырей да девиц-красных.
Итог: А наш турнир подошёл к завершению. Скажите ребята, с какими новыми словами мы познакомились сегодня?
— Мы познакомились со словами турнир и трофей.
— Что такое турнир?
– Турнир — это соревнования, состязания.
— Что такое трофей?
– Трофей – это предмет или предметы, захваченные у противника.
— Молодцы!
Домашнее задание.
— И, конечно же, задание на дом. В ваших тетрадях записаны слова для закрепления.
Слова со звуком Р читайте,
Про этот звук – не забывайте.
Везде себя вы поправляйте,
Красивым звуком удивляйте.
— Пока жюри подведёт итоги и подготовится к награждению, выберите фломастер любимого цвета и на карточках напишите то, что вам понравилось на занятии больше всего, а что нет, что бы вы хотели изменить (логопеду для анализа, для изучения мнения детей, для планирования занятий).
Выступление жюри и награждение (каждый ребёнок получает медаль).