Конспект урока на тему «БОРЬБА РУССКОГО И ДРУГИХ НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ С МОНГОЛО-ТАТАРСКИМ НАШЕСТВИЕМ»


Тема: «БОРЬБА РУССКОГО И ДРУГИХ НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ С МОНГОЛО-ТАТАРСКИМ НАШЕСТВИЕМ»

Цели урока:

Познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия; подвести учащихся к пониманию того, каковы причины поражения русских княжеств от войск Батыя.

Совершенствовать навыки работы с картой, продолжить формирование умений анализировать исторические документы, исследовать причины событий.

Формирование чувства сопереживания, гордости и уважения к подвигам предков.

Задачи урока: показать героизм русского и других народов пашей страны в борьбе с монголо-татарами; объяснить сущность ига монголо-татарских ханов, его последствия; продолжить формирование чувства ненависти ко всякому порабощению и угнетению.

Основные понятия и термины: монголо-татарское иго, военная тактика.

План

1. Характеристика державы Чингисхана.

2. Завоевания монголо-татар в Азии и Закавказье.

3. Битва на реке Калке.

4. Поход Батыя на Русь.

5. Установление монголо-татарского ига на Руси, его последствия.

Эпиграф: «Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи,

подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути.

Они разоряли города, жгли деревни, грабили…

Именно в это злосчастное время, длившееся около двух столетий,

Россия и дала обогнать себя Европе».



Звучит полная драматизма мелодия из сюиты А. Прокофьева «Александр Невский» («Мертвое поле»), которая служит фоном для эпиграфа данного урока и следующего текста: ‘«Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел…»

Вопрос классу: кто такие монголо-татары, нанесшие сокрушительный удар русским землям?

Затем обращаемся к тексту учебника (с.96) , иллюстрациям и конкретизируем характеристику монголо-татар и их предводителя Чингисхана. Говоря об организации, вооружении и тактике монголо-татарского войска, можно сообщить дополнительно следующее:

«Их главной силой была многочисленная конница. Она стремительной лавиной обрушивалась на врага, забрасывала тучей стрел, затем отступала. Противник преследовал монголо-татар, а они заманивали неприятеля в засаду и уничтожали. Вероломство, военная хитрость, обманные маневры и засады были типичными для их тактики. Монголо-татары, покорив Китай, Среднюю Азию, часть Индии, взяли у них самые лучшие осадные орудия. Окружив город, монголо-татары ни на один день или ночь не прекращали сражения. Обороняющиеся не имели ни минуты отдыха. Сами татары отдыхали, так как их отряды подменяли друг друга. При осаде устраивались подкопы, перекрывались реки. Монголо-татары уничтожали жителей захваченных городов, а города сжигали. Они не понимали ценности более развитой материальной и духовной культуры порабощенных ими народов, поэтому поступали так, как в свое время варвары, разрушавшие Римскую империю».

Объясняем причины завоевательной политики монголо-татар. Знать стремилась к обогащению, а рядом находились развитые государства. Начались завоевательные походы. Они были успешными. Почему появились планы покорения всего мира? Чингисхан мечтал дойти до Моря франков (Атлантический океан).

Свежие документы:  Урок истории на тему «Декада истории»

Определить причины походов поможет текст учебника.

Используя карту, рассказываем о завоевательном походе монголо-татар в Среднюю Азию, их вторжении в Закавказье, о героическом сопротивлении народов.

В 20-е гг. XIII в. в русских летописях было записано: «Пришла неслыханная рать. Их никто не знает, кто они и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая вера их». Ученики определяют по карте местоположение монголо-татар в указанное время. Поясняем, что Русь еще не знала ничего о монголо-татарах, а они уже включили в свои завоевательные планы ее земли (улус Джучи). Угроза нависла над русскими землями. Поэтому некоторые князья ответили согласием на приглашение половцев принять участие в битве с монгольским войском.

Сюжет о битве на реке Калке излагается в объеме учебника. Необходимо сделать вывод о значении этой битвы.

Ой, лихо, лихо! Ой, беда!

Стоит орда, грозит орда!

Предлагаем определить по карте, куда отошли монголо-татарские войска после битвы на Калке. Когда и в каком направлении они вновь начали наступление на русские земли? Затем рассказываем об обороне Рязани. Рязанский князь обратился за помощью к соседям, однако не получил ее. Рязани одной пришлось принять всю тяжесть монголо-татарского удара:

«С утра татары подошли близко к Рязани, подтаскивая за собой лестницы. Их стали выдвигать на стены одновременно со всех сторон.

На стене отчаянно защищались рязанские ратники. Им помогали женщины. Они выливали ведра кипящей воды, бросали глыбы льда на штурмующих.

Приступы повторялись день за днем и ночью в течение пяти суток. Рязанцы упорно стояли, но ряды их уменьшались, и некому было заменить павших. А татары посылали на приступ все новые, свежие силы. Они лезли упрямо, надеясь на скорую поживу: кто первый ворвется, будет грабить все, что захочет. Вслед за камнеметными машинами к воротам подползли два тарана — большие бревна с железными концами, подвешенными на прочных подставках. Монголы, прячась за кожаные щиты, раскачивали бревна. Тараны упорно били и наконец расколотили ворота. С криками торжества ворвались в ворота татары и натолкнулись на толстую каменную стену, наглухо закрывавшую вход. Ее сложили за дни штурма рязанские женщины, которым помогали дети. Татары не прекращали натиска и, добавив лестниц, снова посылали вперед воинов, старавшихся сломить упорство рязанцев. На шестой день осады, 21 декабря, татары двинулись по лестницам, неся горящие факелы. Они поползли одновременно со всех сторон. Одни бились кривыми саблями, другие стрелами сбивали защитников. Наконец татары стали одолевать. Дикий, радостный вой несся со всех концов города. Татары уже бежали по улицам, врывались в дома и рубили всех, старых и малых, никому не давая пощады. Они разбили церковные двери, вбежали внутрь храма, изрубили женщин и священников, подожгли здание. К вечеру в Рязани в живых не осталось никого. Современник пишет: «Некому было стонать и плакать, некому скорбеть о погибших, родителям о детях, детям о родителях, братьям о братьях — все вместе лежали мертвые…»

Свежие документы:  Классный час «Первая Мировая война. История. Забытые факты и уроки» 7 класс

Рязань, Рязань! Теперь тебе,

Твоим несчастным горожанам

Уже не выстоять в борьбе,

Не совладеть с жестоким ханом.

После прочтения текста следует подчеркнуть его достоверность, подтвержденную археологическими раскопками: город Рязань XIII в. был стерт с лица земли. Современная Рязань основана заново.

Внимание учащихся обращаем на скупое изложение этого события в учебнике . Объясняем, что таких страниц в обороне русских земель в 1237—1238 гг. было много, поэтому рассказать подробно обо всех невозможно. Но нельзя обойти молчанием оборону Владимира, центра русских земель в XIII в. Прослеживая продвижение вражеских войск, объясняем, что после взятия Владимира маршруты разделились: одна часть пошла по направлению к Волге, другая — к Торжку (мыслилось от него пойти на Новгород, но оборона Торжка сорвала план), третья — самая многочисленная рать — двинулась на север. В движении войск завоевателей прослеживается определенный план: они двигались по основным речным и торговым путям Северо-Восточной Руси и разрушали города — центры сопротивления. Кроме того, старались пройти и по районам, сулившим богатую добычу. В марте состоялось сражение на реке Сить, где великий князь владимирский Юрий Всеволодович собирал полки. Но больших сил великому князю собрать не удалось — князья не торопились на помощь своему «брату старейшему». Поэтому, несмотря на героизм русских воинов, войско монголо-татар разбило их. Битва на Сити ослабила центральную часть сил противника. В результате войско, двигавшееся к Новгороду, было вынуждено остановить наступление. Зимний поход ослабил завоевателей, и решено было отступить. При отходе в степи монголы применили свой знаменитый прием — облавы. Лучшему усвоению этого материала способствует опорный сигнал — схема отступления и текст:

«От Волги они двинулись на юг широким фронтом небольших отрядов… и всякий город, крепость и область, которые встречались на их пути, брали и разоряли. Большинство городов северо-восточной Руси было разрушено во время февральских походов, и основной удар теперь был направлен на беззащитные села и деревни. Такого страшного погрома еще не знала Русь: монгольская облава захватила огромную территорию, от Средней Волги до Смоленска».

Смоленск они не захватили — смоленские полки отбили врага. Оборонялись и другие русские земли. Свидетельством тому — защита Козельска.

Батый повелел, чтоб свой гнев показать

И страх по Руси всем навеять,

Разрушить Козельск и с землею сровнять,

То место, где был он, сохой запахать

Свежие документы:  Конспект внеклассного мероприятия по истории «Я - РАЖДАНИН РОССИИ» 6-7 класс

И сорной травою засеять.

О втором походе монголо-татар и падении Киева ученики узнают из текста учебника

Делаем вывод о том, какую роль сыграла героическая борьба русского народа в завоевательных планах монголо-татар.

Изучению следующего вопроса — о монголо-татарском иге на русских землях — помогает схема «Система властвования Золотой Орды над русскими землями»:







хан Золотой Орды


баскаки











об

великий князь


лав ы


удельный

КНЯЗЬ


удельный князь


удельный князь

















РУССКИЕ ЗЕМЛИ






Раскрываем сущность монголо-татарского ига. Политическая зависимость заключается в том, что великий князь теперь назначается ханом. Экономическая зависимость состоит в ежегодной выплате дани. Из русских земель завоеватели вывозили все лучшее: ремесленные изделия, продукцию промыслов, угоняли в Орду искуснейших мастеров, красивейших женщин. Поначалу дань собиралась б а с к а к а ми — чиновниками хана. Поскольку народное сопротивление монголам было постоянным, то сбор дани поручали великому князю. Зависимость усугублялась частыми грабительскими набегами на отдельные города и земли. Любой ордынец мог забрать у русича все, что пожелает, а в ответ должно быть лишь смирение.

Каковы последствия ига? Опираясь на текст учебника ученики отметят углубление феодальной раздробленности, борьбу между князьями за великокняжеский престол, колоссальный урон экономике и культуре. Если в первой четверти XIII в. цветущая Русь соперничала с Западом, то после монголо-татарского ига она сильно отстала в социально-экономическом и культурном развитии. Курская земля «со многих лет запустения великим лесом поростоша и многим зверем обиталище бывша». В Черниговщине «села от того нечистого Батыева пленения запустеша, и ныне лесом заростоша». Следует отметить, что, к счастью для русского народа, завоеватели не поселились на постоянное жительство на его территории. В отличие от других покоренных народов, русские не поставляли воинов в войско победителя.

Выводом служит текст учебника: «Монголо-татары задержали развитие страны, … но не могли остановить его» . Русь защитила другие народы Европы от порабощения, что содействовало их историческому прогрессу.

Рефлексия

Самооценка: как я усвоил материал:

— получил прочные знания, усвоил весь материал — «5»;

— усвоил материал, но есть над чем еще поработать – «4»;

— усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы – «3»

Домашнее задание: § 12. Ответить на вопросы 1 и 2 на с. 104. Составить описание вооружения русского воина. Ознакомится с летописью на странице 105 и ответить на вопросы.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: