Конспект урока на тему «Древний Китай»


  1. Какие религии существовали в Древней Индии? Каких богов вы знаете?

  2. Что такое касты? Какие касты?

  3. Кто такие неприкасаемые?

  4. Будда придавал значение кастовым разлчиям?

  5. Назовите изобретения индийцев.


Тема урока: Древний Китай.

Давайте посмотрим на карту. В какой части Азии находится Китай? В Восточной Азии, к северо-востоку от Индии, за горами расположена Восточно-Китайская равнина. Почему о Китае долгое время ничего не знали в других странах? Слайд. Китай — большая страна. Его природные условия необычайно разнообразны: в восточной (равнинной) части, примыкающей к морю, выпадает много осадков. Здесь протекают полноводные реки — Хуанхэ и Янцзы. Прибрежная зона отличается плодородием почвы.

Чем дальше от моря в глубь материка, тем суше становится климат. В этих районах земледелие страдает от недостатка влаги, большой ущерб наносят сильные засухи. Древним земледельцам приходилось работать здесь в очень трудных условиях.

Китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. Слайд. Гадание. Слайд.

Разводить рис — дело хлопотливое, требующее неусыпных забот и присмотра. Поле пахали деревянным плугом на буйволах. Зерна риса не сеют непосредственно на поле, как пшеницу или ячмень. Сначала рис мочили, чтобы он пророс, потом на небольшом участке поля густо высевали проросшие семена, а сам участок затопляли водой. Когда рассада достигала 20- 25 см в высоту, она была готова для высадки. Ее осторожно выдергивали и пучками (по 5-6 ростков) пересаживали на поле параллельными рядами. Рисовое поле должно быть покрыто слоем воды в 5-10 см. Если воды будет мало, растения засохнут; если чересчур много, они сгниют. Без искусственного орошения рис не вырастишь (вода подавалась на поля по каналам). Приблизительно через сто дней после посева рис созревал.

Слайд. Рис обладает высокими питательными качествами. Слайд. Гадание.

Еще в древности китайцы научились выделывать шелк. Слайд. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготавливают из выделений шелковичного червя. Разведение червей — трудоемкая работа. Кормят их листьями шелковичного дерева (шелковицы), которые должны быть чистыми, свежими и сухими. Разводя шелковичных червей, надо помнить, что червям вреден дым, сквозняк, шум, различные запахи, смена температуры. Если уход за червями плохой, они быстро погибают.

При хорошем уходе черви начинают вить коконы, которые по форме напоминают яйца небольшой птицы. Кокон свит из тончайшей шелковой нити, длина которой достигает тысячи метров. Чтобы получить из коконов шелк, их нужно опустить в горячую воду, которая размягчает клей, склеивающий шелковую нить. Взяв нити от нескольких коконов (от 4 до 18) и соединив их, китайские женщины пропускали нити через кольцо и прикрепляли их к небольшому колесику. Затем колесико медленно вращали, и нити, проходя через кольцо, склеивались в одну крепкую гладкую нитку.

Выводы. Слайд.

Читаем о религии с. 107. Переключаем. Китайцы верили в сверхъестественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев – драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчинённую ему страну «Поднебесной».

Слайд. У китайцев существовала письменность — тысячи иероглифов, обозначавшие отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме ещё можно угадать первоначальное изображение.

Писали на узеньких дощечках из расщеплённого бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в чёрную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечёвку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой. Чем китайская письменность похожа на египетскую? Чем китайские книги отличаются от книг других народов древности?

Слайд. Китайские ученые. Китайцы очень почитали мудреца Конфуция. Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шёл босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вытянув их вперед могли только совершено невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Читаем высказывания Конфуция с. 107.

Кого Конфуций считал благородным, то есть достойным, человеком? Согласны ли вы с Конфуцием?

Д.з. § 22, р/т № 82, 88.

Свежие документы:  Конспект урока музыки во 2 классе «День, полный событий»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: