Конспект урока на тему «Из истории государства и права казахского народа»


Поурочный план:


1.Тема: Из истории государства и права казахского народа.


2.Цель: познакомиться с зарождением права на территории Казахстана.


3.Задачи:

Образовательная: рассмотреть что является источником правовой системы.

Развивающая: вспомнить законы Чингиз-хана, Касыма, Есима и Тауке-хана.

Воспитательная: расширение кругозора учащихся и воспитание казахстанского патриотизма.


4. План урока:

1. Источники правовой системы.

2. Семейной право.

3. Становление национальной правовой системы.


4. Ход урока:

4.1 Организационный момент

4.2 Знакомство с новой темой.

Казахское обычное право представляет собой совокупность юридических норм и обычаев, регулирующих различные правовые отношения казахского общества в прошлом.

Начало государственности казахского народа было положено — саками, уйсунами, канглами.

В VI-VII вв. на территории Казахстана существовал Тюркский каганат, который в последствии распался на западный и восточный. Каждый каганат назывался- Эль.

Политическая система Тюркского каганата

Выбирался Хакан ( правитель)



Беки, Тарханы ( Высшие должностные лица)

Общество



Баи Шигай(бедняки) Таты( зависимые крестьяне) Кул и Кун (рабы)

Наряду правовыми обычаями у тюрков существовали еще и тору — название закона. Каганы были наделены не всей полнотой власти, каганы считали себя представителями Тенгри.

В тюркском обществе муж был хозяином дома, скота и всего имущества. По закону старшие сыновья получали свою долю имущества и отделялись, чтобы жить самостоятельно. Младший сын оставался вместе с родителями и считался наследником отца.

Были известны следующие виды преступлений — кровная месть, барымта. грабеж, убийства.

Главным источником казахского права является веками создававшийся и совершенствовавшийся устный обычный «адат». Однако в течении 12 века источники казахского обычного права изменялись. Можно выделить три источника:

1. обычай («адат» или «зан»).

2. практику судов биев («бийдын билиги»).

3. положение съезда биев («ереже» )

Ереже— положения, принимаемые судами биев о том, какими именно нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Эти руководящие постановления сами затем становились источником права. «Ереже», как правило, содержали и новые формы материального права).

У каждого племени были свои территории. А внутри племени также были деления по участкам- то есть по родоплеменным делениям.

Племена кочевали по по своим землям в зависимости от сезонов

Самостоятельное задание:

Начертить таблицу и вызвать ученика:

Пастбища

Весеннее

Летнее

Осеннее

Зимнее

Коктеу

Жайляу

Кузеу

Кыстау



Многие правовые понятия тюрков вошли в государственно-правовую жизнь последующих политических образований.

Свежие документы:  История России «Личность Петра I. Значение реформ» 7 Класс





В 960 году Муса каган с целью укрепления своей власти объявляет государственной религией Ислам.

Кем был Муса каган? ( правитель караханидов)

Мусульманские правовые и политические идеи вошли в государственную и правовую жизнь тюркских народов. Свидетельством этому является появление новых слов и понятий. Н-р:

Хукык- право

Мемлекет-государство

Как известно в 13в. Было татаро-монгольское нашествие в связи с этим поменялась вся правовая и государственная система.

Хан (Глава)

Государственные должности занимали Чингизиды (султаны) относились к группе Торе

Народ

В 1206 году был принят сборник законов монголов — «Ясы Чингизхана» эти законы были распространены на завоеванные страны и регулировали политические, экономические и социальные отношения.

Самое строгое наказание применяемое в то время было смертное наказание. Была введена единая налоговая система.

При Касым хане в Казахском ханстве была проведена систематизация правовых обычаев и норм -«Касым ханным каска жолы» («Чистый путь Касым хана»). В XVIII в. Тауке хан при помощи трех биев создал новый сборник законов «Жеты-Жаргы». Была запрещена кровная месть, полномочия султанов и биев, социальная защита бедных слоев населения. Есим хан сделал акцент на военную демократию. Это связано с Джунгарским нашествием.

«Жеты Жаргы», являлось сводом законов обычного права, состоял из семи разделов и разрешал споры в семи сферах общественной жизни:

— земельные тяжбы;

— споры из-за вдовы;

— споры из-за куна;

— воспитание детей и брачные отношения;

— ответственность за преступления;

— межродовые споры;

— обеспечение национальной безопасности.


Опираясь на «Жеті Жарғы», народные обычаи и судебную практику прошлых времен, Бии создали систему права, вполне отвечающую требованиям казахского кочевого общества.

В материалах по казахскому обычному праву, опубликованных Семипалатинским областным статистическим комитетом в 1886 году, сказано, что, «Киргизы не различают деяний преступных, безнравственных и религиозных. Все эти категории проступков сливаются у них в одну группу деяний: совершаемых человеком по злой воле, вследствие подстрекательств злого духа, шайтана, который безусыпно старается принести человеку какой-либо вред, то, истребляя скот, то, причиняя боли и огорчения, то, наконец, направляя его деятельность на худые поступки».

Таким образом, суровость наказаний за убийство и членовредительство смягчалось разрешением уплачивать «кун» или выкуп крови. «Кун» (с персидского «кун» — кровь) в обычном праве казахов — плата за убийство виновными, чаще всего, его родичами роду убитого или потерпевшего. Уплата куна освобождала от кровной мести. Помимо индивидуальной ответственности существовала коллективная ответственность.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «ХИМИЯ И ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»

У казахов того времени не были известны тюрьмы и общественные работы, и до присоединения Казахстана к России применялись следующие основные виды наказания:

— смертная казнь;

— телесные наказания;

— позорящие наказания;

— «кун» (выкуп за убийство);

— «айып» (штраф);

— отдача в рабство;

— выдача обидчика в услужение потерпевшему;

— выдача обидчика на произвол потерпевшего или его родственников;

— конфискация у обидчика всего имущества;

— изгнание обидчика из общины.


Наиболее распространенным и детально разработанным наказанием за проступки и преступления был «айып» — штраф, который выплачивался обидчиком потерпевшему за материальный и моральный ущерб.

Относительно возраста субъекта преступления тоже существуют разные мнения. Одни считали, что ответственность за совершенное преступное деяние наступала с 13 лет, опираясь на поговорку тех времен: «В 13 лет человек – хозяин своего очага». В других найденных и опубликованных исследованиях говорится… «К наказанию за преступления плетьми полагается мужской пол с 13 лет, а женский пол с 9 лет от роду, не достигших же тех лет, наказывают розгами, но вообще с малолетних никаких исков не взыскивается».

5. Закрепление пройденного материала:

1.Как вы считаете, какие элементы национального права можно было бы ввести в современную правовую систему?

2. Назовите монгольские и казахские элементы национального права?

6. Подведение итогов

Оценки за активность

7. Домашнее задание

Земля Чингиз-хана -деления на улусы

Правитель




Территория






Сообщение 3 людям:

  • Адат

  • Жеты жаргы

  • Касым ханным каска жолы







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: