Конспект урока на тему «Работа с историческими источниками»


Работа с историческими источниками.

К историческим источникам относится все созданное человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружающей средой, а также предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности. В широком смысле слова памятники письменности называют документами.

Классификация документов, применяемых в обучении истории, значительно проще той, что принята в исторической науке. Она основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на две основные группы – документы повествовательно-описательного и актового характера, имевшие в свое время практическое значение. Эти документы хорошо дополняют друг друга. Дополнительную группу составляют памятники художественного слова.

В обучении истории используются прежде всего документы и источники актового характера. Актовые документы – это юридические, хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи). Это «Русская правда», конституции, «Законы царя Хаммурапи», различные грамоты. Документы актового характера я использую при изучении социальных и политических вопросов, главным образом в самостоятельной работе учащихся.

Кроме этого изучаются документы литературного характера, летописи, хроники, жития, мемуары, памфлеты, письма и статьи современников.

Документы литературного характера я обычно использую для иллюстрации, конкретизации, для создания живых образов.

Содержание документа должно быть связано с темой урока, с целевой установкой, очень важно, чтобы на уроке не использовались документы, которые отвлекают внимание учащихся от цели, поставленной на уроке.

Обязательно следует установить социальный смысл документа, определить взгляды и интересы социальной группы, ведь в документе отражается лицо автора. Поэтому подбирая документ, обязательно нужно учесть, кем создавался документ, с какой целью и в каких условиях он был создан.

Приступая к ознакомлению с “Русской правдой”, отмечаю, что этот свод древнерусских законов включает отдельные нормы (статьи) Закона русского, Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и другие законы. Статьи “Русской правды” направлены на защиту жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан. В ней описано положение зависимых людей, указаны права и обязанности свободных людей (обязательственное и наследственное право). Списки “Русской правды распространялись в XIIIXVIII вв. Затем ученики обращаются к тексту законов, подготовленных для анализа в классе, им предлагается словарь. Например:

Словарь

Огнищанин – богатый, знатный человек.

Подъездной – сборщик княжеских доходов.

Тиун – управляющий князя (судья).

Рядович – слуга, работающий по договору (ряду).

Смерд – крестьянин свободный.

Холоп – человек по своему положению близкий к рабу.

Борть – дупло с пчелами.

Продажа – штраф за преступление в пользу князя.

Купа – денежная ссуда.

Закупа, наймит – смерд, получивший ссуду, зависимый.

Денежные знаки

Гривна – около 200 граммов серебра.

Ногата – 1/20 гривны.

Куна – 1/25 гривны.

Резан – 1/50 гривны.

Вереница – 1/100 гривны.


Статьи документа

18. Если убьют огнищанина, то с убийцы взыскивается 80 гривен; за убийство княжеского подъездного также платить 80 гривен.

21. А за убийство княжеского тиуна – 80 гривен, а за старшего конюха при стаде – также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

22. За княжеского старосту или смотрителя за сельскими работниками – 12 гривен, а за княжеского рядовича – 5 гривен.

23. А за убийство смерда или холопа – 5 гривен, и т.д.

Вопросы

Что такое “Русская правда”?

Какие группы населения названы в этом документе?

Кто работал в княжеском хозяйстве?

Каково положение закупа? холопа? смерда?

Кто управлял княжеским хозяйством?

Какие выводы о социальном характере общества можно сделать на основании статей 18,21 и 23?

Какой общественный строй показан в “Русской правде”?

Ученики читают документ по частям, я объясняю необычные выражения и фразы, задаю вопросы для проверки степени понимания его содержания: о чем рассказано в отрывке? Что означает это слово? Как вы понимаете смысл этого предложения? Лишь затем осуществляется повторное чтение и разбор документа по частям. Ответы учеников должны быть полными исчерпывающими, а выводы подтверждены ссылками на документ.

На уроках истории в среднем звене ученикам даю представление об отличии документальных исторических источников от литературных произведений, песен-сказаний и повествований.


Этапы.

Действия учителя.

Действия ученика.

Предварительный этап.

Определение в действиях школьников базового, программного и усложненного усложненного уровня владения навыками работы с историческими источниками.

 

Диагностический этап

Разработка заданий для выявления уровня владения навыками работы с источниками. Выявление уровня обученности школьников. Анкетирование учащихся, беседа с классными руководителями учащихся и их родителями.

Самоопределение ученика в рамках уровня владния навыками работы с источниками и их личностных предпочтений на основе результатов диагностики.

Этап распределения учащихся по группам

Организация распределения учащихся по группам. Уточнение содержания работы с источником для разных групп. Разработка четких требований к уровню владения работой с историческими источниками применительно к каждому уровню. Предоставление учащимся разработанных требований.

Выбор учеником определенной группы. Участие в обсуждении разрабатываемых учителем требований к уровню определенных умений и навыков работы с источниками, характерных для той или иной группы.






Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Яготинская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края.







Роль варягов в формировании Древнерусского государства






















Разработка урока истории в 10 классе.






Урок провела

учитель истории и обществознания

Кивган О.Н.


С.Яготино.

2013г.



Аннотация

Обучение истории в старших классах требует многообразия и вариативности форм организации учебного процесса и методов обучения, использования всех видов самостоятельной работы учащихся, переход к диалогу и сотрудничеству учителя и учащихся. Мне приемлема трактовка А.А.Вагина — обучать истории – это «значит учить думать и разбираться в исторических событиях, учить делать выводы и обобщения на изученном историческом материале, учить мыслить исторически, сознательно усваивать материал всей темы и ведущих вопросов курса…»

Разработка данного урока соответствует стандартам единого образовательного пространства. В тематическом планировании по учебнику Н.В.Загладина рассматривается в разделе «Восточные славяне», как складывания государства у восточных славян VII – IX вв.

Представленный урок (урок – диспут) является эвристической формой занятия, позволяет использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности как репродуктивный, так и продуктивный (проблемного изложения, исследовательский, объяснительно – иллюстративный, индивидуальная работа, комментирование своей точки зрения, работа с источником и таблицей).

Так как у старшеклассников имеется фундамент знаний по данному периоду, поэтому планирую цель урока на основе альтернативной ситуации – выбора вариантов исторического развития реально существовавших в истории на основе научного подхода.

Свежие документы:  Тест по теме «Идеология революционного народничества»

Из опыта своей работы скажу, что такая форма проведения урока плодотворна, эффективность таких уроков высока. Все задачи, поставленные на уроке, успешно выполняются. Действительно активизируется изучение предмета, ученики ждут следующих такой формы уроков. За один такой урок – диспут можно освоить, причем, что очень важно, благодаря усилиям мыслительной деятельности большой объем материала.

Еще одно преимущество такого урока заключается в том, что на нем можно оценить практически каждого учащегося. Конечно, нельзя описать все нюансы урока, но считаю это очень продуктивным видом деятельности, так как учащиеся не заучивают материал, а осознают, практически добывая знания самостоятельно. На таких уроках ученики чувствуют себя более уверено, раскрываются в диалоге.

Тип урока: урок — диспут (требуемое время – 2 урока)

ЦЕЛЬ УРОКА: создать условия для понимания исторических спорных проблем в истории нашего государства на основе «исторических взглядов» Нестора и различных взглядов (концепций) отечественных историков.

Задачи урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

Расширить знания учащихся в области исторической науки, обсудить вероятность альтернатив исторического развития Древнерусского государства и роль варягов в его формировании.









2. РАЗВИВАЮЩАЯ:

Формирование умений конструирования логического полного ответа с использованием исторической терминологии.







3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

Развитие интереса к истории России на примере углубленного изучения исторических сюжетов.




Оборудование урока:


  • портреты историков

  • карта «Образование государства у восточных славян»

  • плакат «Генеалогическое дерево Рюриковичей»

  • схемы, таблицы

  • памятки – алгоритмы

  • фрагменты «ПВЛ», исследовательской и энциклопедической литературы

  • раздаточный материал


Методы: репродуктивный объяснительно – иллюстративный

продуктивный проблемного изложения

исследовательский



ДЕВИЗ УРОКА: Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.

(Анатоль Франс, 1844-1924, французский критик, поэт)

ДВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ВЗГЛЯДА



ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ ОСНОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА





«НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ» «АНТИНОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ»

?

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАТЬ!!!



  • Фрагменты источника «ПВЛ» Нестора.

  • Исследовательская литература: Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев,

В.О.Ключевский, М.Н.Тихомиров, Б.А.Рыбаков.

  • Журнал «Сатирикон»

  • Энциклопедическая литература





ВЫВОД:

Оформление доски:




























Структура урока:

Организационный момент.

Задачи урока на доске активизация внимания учащихся

Изучение нового материала:

III. Знакомство с исторической разноголосицей.

Выступления учащихся с краткими докладами + самостоятельная работа учащихся с таблицами.

I. Работа с наглядностью +

историческая справка.



II. Работа с источником — ПВЛ






V. Оценивание работы: учащиеся + учитель.

Выставление оценок.

IV. Формулирование вывода: сначала учащиеся, затем обобщая с учителем и записью на доске.






Д/З: Подготовить выступление от лица норманниста или антинорманниста, аргументируя свою позицию опираясь на факты и доказательства.




Подготовительный этап.

Опережающее творческое задание:

При подготовке к уроку учитель заблаговременно раздает учащимся фрагменты «ПВЛ» и исследовательской литературы для изучения, рекомендует и объясняет схему построения доклада с помощью памяток – алгоритмов (№ 3).


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент: (Приветствие, сообщение темы, целей уроков.)

Вступительное слово учителя:

Во вступительном слове учитель говорит, что образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно — Европейской равнины во второй половине I тыс.н.э. (используется карта «Образование государства у восточных славян»)

К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «ПВЛ» преподобного Нестора. Это поляне (вдоль западного берега Днепра), древляне (к северо – западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра. Волги и Зап. Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне ( по Десне), и другие (используется карта). Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю).

Летописец – монах Киево- Печерского монастыря приводит знаменитый рассказ о призвании ильменскими словенами варяжских (скандинавских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик предложение принял и в 862 году сел в Новгороде. Вот почему памятник «Тысячелетие России» возведен именно в Новгороде в 1862 году. (используется плакат «Генеалогическое дерево Рюриковичей»).

Многие историки XVIII – XIX вв были склоны понимать эти события как свидетельство того, что государственность на Русь была принесена из вне и восточные славяне не смогли создать своё государство самостоятельно —норманнская теория. Современные исследователи признают её несостоятельной. Давайте мы с вами попробуем на уроке разрешить эту спорную проблему. Но чтобы быть в курсе всех исторических событий заслушаем историческую справку.

Учащиеся зачитывают поочередно исторические справки и отвечают на вопросы.

Кто такие варяги?

Где они проживали до того, как, были приглашены в славянские земли?

Когда прошло «призвание варягов» на Русь?

Какова главная цель призвания варяжских князей?

Какой исторический первоисточник знакомит нас с варягами (норманнами)?

Кого мы можем назвать современником Рюрика?

II. Работа с источником – ПВЛ проводится внешняя и внутренняя критика источника (умение реконструировать исторические взгляды автора, умение проводить критику источника исследовательская работа)

Какой теории придерживается автор «ПВЛ»?

В чем причина недостатка информации источников?

Какое значение по «ПВЛ» имели в русской истории Рюрик и Кий?


III. Знакомство с исторической разноголосицей.

Учащиеся выступают с краткими докладами, в которых отражают портрет представляемого историка и его концепцию на спорную проблему + самостоятельно заполняют таблицы (умение подготовки краткого конспекта – доклада + выступление в роли докладчика + самостоятельное заполнение таблицы).


Историки

Даты жизни.

Какие источники использует?

Концепция на проблему.

Какой теории придерживается?

Н.М.Карамзин





С.М.Соловьев





В.О.Ключевский





Б.А.Рыбаков





М.Н.Тихомиров





Журнал «Сатирикон»






IV. ВЫВОД: после прослушивания докладов ребятам предлагается записать сначала вывод самостоятельно, затем они заслушиваются, и подводится итог совместно с учителем (индивидуальная работа при решении проблемной ситуации + комментирование своей точки зрения).

В: Проведя, исследование поставленной проблемы мы пришли к выводу: что на становление государственности на Руси влияло много факторов, и имеет множество подходов к изучению этой спорной проблемы. Какова же роль варягов в формировании Древнерусского государства?


Да, историки XVIII – XIX вв ( С.М.Соловьев, В.О. Ключевский) рассматривали происхождение Древнерусского государства придерживаясь норманнской теории о том, что варяги – русь, призванные на княжение в Новгород, были этническими германцами (норманнами). Они основали правящую династию в России, им принадлежит и ведущая роль в оформлении государства у восточных славян. Следовательно, роль варягов – руси является в русской истории определяющей.






Современные историки (Б.А.Рыбаков, М.Н.Тихомиров, Журнал «Сатирикон»)

придерживаются другой позиции, что роль варягов не значительна, объясняя это тем, что


рассказ Нестора доказывает, что у восточных славян к середине IX в. существовали органы, являвшиеся прообразом государственных институтов (князь, дружина, собрание представителей племен — будущее вече);


варяжское происхождение Рюрика, а также Олега, Игоря, Ольги, Аскольда, Дира бесспорно, но приглашение иноплеменника в качестве правителя является важным показателем зрелости предпосылок к формированию государства. Племенной союз осознает свои общие интересы и пытается разрешить противоречия между отдельными племенами призванием стоящего над местными разногласиями князя. Варяжские князья, окруженные сильной и боеспособной дружиной, возглавили и завершили процессы, ведшие к образованию государства;


крупные племенные суперсоюзы, включавшие несколько союзов племен, у восточных славян сложились уже в VIII—IX вв. — вокруг Новгорода и вокруг Киева;


в формировании .Древнерусского государства важную роль сыграли
внешние факторы: исходившие извне (Скандинавия, Хазарский ка
ганат) угрозы подталкивали к сплочению;

варяги, дав Руси правящую династию, довольно быстро ассимилировались, слились с местным славянским населением;


что касается названия «Русь», то его происхождение продолжает вызывать споры. Часть историков связывают его со Скандинавией, другие находят его корни в восточнославянской среде (от племени рось, жившего по Днепру). Высказываются на этот счет и другие мнения.




V. Оценивание работы:

учащиеся + учитель (умение оценивать друг друга и особенно себя, анализируя выступления).

Критерии оценки сообщений учащихся.


Фамилия

Имя

учащегося

Содержательность,

полнота и конкретность освещения темы (проблемы.)

Логичность: последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами и формулирование выводов.

Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения, выражено ли свое отношение.

Риторика

(богатство речи): лаконичность,

правильность и чистота речи, владение историч

терминологией.

БершауэрИ





Зрюев Е.





КусакинаЕ





Мананов А.





Петров В





Щуховец О.





Искендерова Г.






  Выставление оценок.

Учитель благодарит учащихся за работу и узнает мнение учащихся о такой форме работы на уроках истории (+ и -).


VI. Домашнее задание (творческая работа)фрагменты энциклопедической литературы


ПЕРВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

«Повесть временных лет»
«Повесть временных лет» – условное название общерусского летописного свода, составленного во втором десятилетии XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В заглавии великого труда: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первый княжить и откуда Русская земля стала есть», – Нестор объяснил свою задачу: связать историю русской земли с историей известных ему стран и народов мира. Он возвел происхождение восточных славян, на территории которых образовалось Русское государство, к временам библейского Великого потопа. Нестор закончил свой труд, доведя повествование до современных ему событий первого десятилетия XII века. «Повесть временных лет» легла в основу большинства дошедших до нас русских летописных сборников XIV-XVI веков.



ВТОРАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА



Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, летописец. (ок.1050-ок.1113)
Нестор является автором «Чтения о житии и погублении Святых князей Бориса и Глеба», «Жития Феодосия Печерского», первой редакции летописного свода «Повести временных лет». Нестор считается крупнейшим историком средневековья. Н.М. Карамзин назвал Нестора «отцом русской истории».
В работе над главным трудом своей жизни – «Повестью временных лет» – Нестор использовал в качестве исторического источника официальные византийские хроники, народные предания, тексты актов великих князей. «Повесть временных лет» охватывает период правления семи великих князей: почти два с половиной столетия (850-1110 годы).


ТРЕТЬЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА


Расселение восточных славян во II половине IX века.


Славянские племена с давних времен селились в западной части России. В «Повести временных лет» упоминаются восточнославянские объединения: поляне, северяне, древляне, радимичи, вятичи и кривичи. «Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на правых притоках. Северяне, радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Западной Двины, их ветвь – словене – заняли речную систему озера Ильменя» (С.Ф. Платонов). Словене (славяне) построили город под названием Новгород. По летописи новгородского епископа Иоакима, первым князем в Новгороде был некий Словен, у которого были три сына, в потомстве одного из них оказался некто Гостомысл, средняя дочь которого, Умила, вышла замуж за князя-варяга племени «русь» или «рось». Именно у Умилы и родился якобы Рюрик, которого затем и пригласили славяне править ими.






ЧЕТВЕРТАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

862 – Приглашение новгородцами варягов Рюрика, Синеуса и Трувора

Под 859 годом в «Повести временных лет» говорится, что варяги из заморья брали дань с чуди, словен, мери и всех кривичей, а хазары с северян, полян и вятичей. Затем сказано, что варягов прогнали, но вскоре призвали опять.
«Нестор пишет, что славяне новгородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам – руси, сказать им: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет – идите княжить и владеть нами… Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом, или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умея сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Окруженные многочисленною скандинавскою дружиною, готовою утвердить мечом права избранных государей, сии честолюбивые братья навсегда оставили отечество. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на Белоозеро, в область финского народа веси, а Трувор в Изборск, город кривичей… Сия часть нынешней санкт-петербургской, эстляндской, новогородской и псковской губерний была названа тогда Русью, по имени князей варяго-русских».
(Карамзин)


ПЯТАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА


Рюрик

Рюрик был основателем династии Рюриковичей – династии русских князей, а затем и царей, правившей 736 лет, с конца IX по XVI век. Последний из Рюриковичей – царь Федор Иоаннович – умер в 1598 году. По летописной легенде, Рюрик, руководитель варяжского племени «рос» или «русь», был призван ильменскими славянами на княжение в Новгород. «Нестор пишет, что славяне новогородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам – руси, сказать им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами» (Карамзин. «История государства Российского»). Внук легендарного Гостомысла, Рюрик, согласился «принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умел пользоваться».
На этом летописном свидетельстве основана так называемая норманская теория возникновения государства на Руси. По летописи, Рюрик прибыл на княжение со своей дружиной и братьями Синеусом и Трувором на землю славян около 862 года. Первоначально Рюрик расположился в местечке Ладога, а спустя год переехал в Новгород. Второй брат, Синеус, поселился на Белом озере, а третий, Трувор – в Изборске. Спустя некоторое время оба брата умерли, и славянами в северных землях стал править Рюрик. Сведений о правлении Рюрика практически не сохранилось. По одному из преданий, спустя год после его прибытия в Новгород, там произошло восстание некоего Вадима Храброго, который «сеял смуту против власти чужеземца Рюрика». Но Рюрик одержал победу и казнил Вадима и его сообщников. Одновременно Рюрик раздал знатным дружинникам города для управления и сбора дани.
Не получившие городов дружинники Аскольд и Дир отправились в Царьград (Константинополь) искать счастья. Следуя существовавшим в то время путем «из варяг в греки», они увидели, как свидетельствует легенда, небольшое поселение, жители которого сообщили, что называется это место Киевом и владели им раньше братья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь и что после их гибели Киев платит дань хазарам. Аскольд и Дир остановились в городке и стали в нем править. Так в правление Рюрика на территории славян возникли два государства: Северная и Южная Русь.


ШЕСТАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Легендарная дата образования Русского государства.


В 862 году, как сообщает «Повесть временных лет», в результате межплеменных распрей среди восточных славян власть получил вождь варяжской дружины Рюрик. «Нестор пишет, что славяне новгородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам – руси, сказать им: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами… Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом, или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться». (Карамзин) «И вызвались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Белом озере. А третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». («Повесть временных лет»)

«Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика, который сам впрочем, являлся историческим лицом, а «братья» оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел с «роды своими» (sine use – «своими родичами» – Синеус) и верной дружиной (tru var – «верной дружиной» – Трувор). Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика, а автор летописи, плохо знавший шведский язык, принял упоминание в устной саге традиционного окружения князя за имена его братьев…». (Б. Рыбаков) Дата приглашения варяжского князя – 862 год – условно считается датой образования Русского государства. 1000 лет спустя, в 1862 году, в Новгороде был торжественно открыт памятник в честь тысячелетия Руси.



СЕДЬМАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА


Первое летописное упоминание о Новгороде.


Первое летописное упоминание о Новгороде относится к 859 году. По мнению историков, первоначально город находился несколько южнее ныне существующего, но в X веке был перенесен на современное место, с чем, по некоторым версиям, и связано его название. Новгород был вторым по значению центром Киевской Руси, а в 1136-1478 годах – столицей Новгородской республики. Со второй половины XIV века город стал называться Великий Новгород. Архитектурный ансамбль города уникален. В числе памятников древнерусского зодчества комплекс Новгородского кремля – «Детинец», новгородский Софийский собор, построенный в 1045-1050 годах, церковь Федора Стратилата на Ручью (1360 год), церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 год).













ВОСЬМАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА


Аскольд и Дир


Аскольд и Дир, князья киевские (IX век), согласно «Повести временных лет», бояре князя Рюрика. (даты жизни неизвестны)
Имена обоих князей скандинавские, часто встречающиеся в древних скандинавских сагах и литературных памятниках. По мнению польского историка XV века, существовала связь Аскольда и Дира с местной киевской династией князя Кия. Есть косвенные данные, что сначала в Киеве правил Аскольд, затем Дир. Один из князей совершил в 866 году поход на Царьград (Константинополь), окончившийся неудачей.
По свидетельству «Повести временных лет», Аскольд и Дир были убиты князем Олегом, захватившим Киев, и похоронены в Киеве в так называемой Аскольдовой горе.


ДЕВЯТАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Поход Аскольда и Дира на юг.


К сему времени летописец относит следующее важное происшествие. Двое из иноземцев рюриковых, именем Аскольд и Дир, может быть недовольные сим князем, отправились с товарищами из Новагорода в Царьград (Константинополь) искать счастья. Увидели на высоком берегу Днепра маленький городок и спросили: «Чей он?» Им ответствовали, что строители его, три брата, давно скончались, и что миролюбивые жители платят дань Козарам (хазарам). Сей городок был Киев. Аскольд и Дир завладели им; присоединили к себе многих варягов из Новагорода; начали под именем россиян властвовать как государи в Киеве…». (Карамзин)


ДЕСЯТАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первое летописное упоминание о Киеве.


Первое летописное упоминание о Киеве содержится в «Повести временных лет» и относится к 860 году. Легенда об основании города гласит, что «были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их была Лыбедь… И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев». («Повесть временных лет») С IX и до XII века Киев был центром древнерусского государства – Киевской Руси. В 1240 году город подвергся нашествию войска хана Батыя. Захватчики разрушили памятники зодчества, в том числе церковь Успения Богородицы с усыпальницей Великого князя Владимира Святославича. Тогда же частично пострадал киевский Софийский собор – древнейший из дошедших до нас памятников древнерусской архитектуры.




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: