17.03.2012
Тема урока: «Восточная и Северо–Восточная Сибирь»
Урок в системе/разделе:
Тип урока: комбинированный
Задачи урока:
Формирование знаний учащихся о Восточной Сибири (географическом положении, как факторе, определяющем природные особенности этой территории)
Развивать умение учащихся самостоятельно устанавливать связь геологического строения с рельефом и полезными ископаемыми
Систематизировать знания учащихся о причинах формирования в Восточной и Северо-Восточной Сибири резко континентального климата
Воспитание экологической грамотности учащихся.
Оборудование: Карты: физическая, карты атласа, учебник.
УУД: личностные (умение устанавливать связь между целью и мотивами на уроке), регулятивные (контроль знаний), коммуникативные (умение слушать других учеников, умение общаться, вести беседу), познавательные.
Ход урока:
Деятельность ученика | |
І. Оргмомент Цель: организовать детей на активную работу; создание благоприятной атмосферы в классе. ІІ. Проверка домашнего задания: УУД: регулятивные Форма работы: фронтальный опрос
ІІІ. Изучение нового материала: Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные, частично-поисковые. УУД: коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные. Формы: коллективная, фронтальная. — Мы с вами изучили уже множество природных комплексов. Давайте с вами назовем, какие? (показывают на карте) — А что такое «природный комплекс»? Как вы думаете какой следующий природный комплекс мы с вами будем изучать? (Средняя и Северо-Восточная Сибирь) Тема нашего урока: Средняя и северо-восточная Сибирь. В соответствие с нашей темой давайте выведем цели нашего урока. — Перед тем как мы приступим к изучению нового природного комплекса, давайте определимся, по какому плану мы с вами проводим его рассмотрение? 1. Географическое положение: — Откройте учебник на странице 230, на рисунке 93 у вас есть карта Средней и Северо-Восточной Сибири. Давайте попробуем вместе с вами определить где распложена данная территория. — Территория расположена к востоку от Енисея. Она протягивается от побережья СЛО до подножья гор Южной Сибири. На востоке территория простирается от Тихоокеанская водораздела. Максимальная протяженность Средней и Северо-Восточной Сибири с севера на юг, превышает 2800 км, с запада на восток 2500 км. Площадь территории 4 млн км кв. 2. Рельеф и геологическое строение — Откройте тектоническую карту в атласе. Давайте с вами определим, что лежит в основе данной территории? (Сибирская платформа, складчатые области) — Определите средние высоты. — Найдите на карте основные формы рельефа данного природного комплекса. (Среднесибирское плоскогорье, Верхоянский хребет, хребет Черского, Колымское нагорье, Приленское плато) — Давайте попробуем зарисовать с вами орографическую схему территории
— Анабарское плато и Алданское нагорье связаны с выступами фундамента платформы. Вспомните, как называются выходы кристаллических пород фундамента платформы на поверхность? (Щиты: их 2 Анабарский и Алданский.) Горы юга Сибири образовались в байкальскую, каледонскую и герцинскую складчатости. Затем они разрушились, и в кайнозойскую эру про изошло омоложение гор в результате глыбовых поднятий и сбросов. Высота гор значительно увеличилась в результате неотектонических движений. Так образовались современные складчато-глыбовые горы — Алтай, Саяны, Хребты Прибайкалья и Забайкалья. Горообразование в этих горах не завершено, т. к. землетрясения происходят и по настоящее время. В 1995 году землетрясение произошло в Бурятии, в 2002 году — на Алтае. Горы Северо-Востока Сибири — хребты Верхоянский, Черского, Оймяконское нагорье, Хребет Сунтар- Хаята образовались в мезозойскую эру. Это средневысотные горы, самая высокая вершина Северо- Востока Сибири гора Победа, высота ее 3147 м в хребте Черского. -Давайте сделаем вывод о рельефе данной территории. Вывод: рельеф Восточной Сибири разнообразен, т. к. разнообразны геологическая история развития территории и сложившееся в результате геологическое строение. Полезные ископаемые — Как разнообразие геологического строения влияет на полезные ископаемые? (Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, они должны быть тоже разнообразными.) Здесь находятся много месторождений угля— Тунгусский бассейн — это самый крупный угольный бассейн мира, но уголь здесь не добывается, т. к. район этого бассейна не заселен, не освоен, нет дорог. Другие -Ленский бассейн, Иркутский, Канско-Ачинский, Черемховский. Здесь сосредоточено 70% запасов углей России. В Забайкалье — центр Бодайбо — добывают золото. В районе г. Норильска в Заполярье добывают медные и никелевые руды. В Якутии в бассейне реки Вилюй в кимберлитовых трубках, которые связаны с траппами нашли — алмазы. -Как еще называют кимберлитовые трубки? (Трубки взрыва.) -Почему здесь были взрывы? (Они связаны с извержением магмы, с разливами магмы в земной коре. Магма могла закупорить канал, газы выходящие из магмы, создали давление на пробку магмы, и произошел взрыв. При огромных температуре и давлении на стенках колодца (трубки) образовались алмазы.) Центр алмазодобычи — г. Мирный. 3. Климат — Давайте с вами вспомним что такое «Климат»? В учебнике на странице 233 найдите характеристику климата (3 минуты на чтение) — средняя температура января? (-35) — средняя температура июля? (+6-+8) — максимальное количество осадков? (плато Путорано 800-1000 мм) — какое влияние на почвы оказывают такие климатические условия?
Влияние на климат Восточной Сибири оказывает огромная ее протяженность с севера на юг. Климат: резко-континентальный 3. Реки — на физической карте найдите основные реки территории 4. Природные комплексы — на территории прослеживается смена следующих природных зон: тундра, лесотундра и лесная. Давайте дадим характеристику каждой природной зоне. ІV. Закрепление Задание по контурным картам: 1. Обозначить на контурной карте формы рельефа. а) горы: Алтай, Саяны, Салаирский Кряж, Кузнецкий Алатау; б) котловины: Кузнецкая, Минусинская, Тувинская; в) хребты: Верхоянский, Черского, Хамар- Дабан, Яблоновый. 2. Отметить крупные реки: Енисей, Ангара, Н. Тунгуска, Селенга, Витим, Оленек, Вилюй, Алдан, Индигирка, Яна. Указать крупнейшие ГЭС : Красноярская, Саяно-Шушенская. V. Домашнее задание: параграф 40, контурная карта страница , задание
| Готовятся к уроку
Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы, показывают природные комплексы на карте
Записывают тему урока в тетрадь, формируют цели урока Проговаривают план описания природного комплекса
Определяют по карте положение территории Северной и Северо-Восточной Сибири
Записывают в тетрадь географическое положение
Работают с тектонической картой Записывают в тетрадь Перечисляют основные формы рельефа
Зарисовывают орографическую схему в тетрадь
Делают вывод Записывают в тетрадь
Отвечают на вопоросы
Записывают данные в тетрадь
Дают определение понятию «климат»
Читают текст учебника, отвечают на вопросы
Записывают в тетрадь
Ищут реки, называют и показывают их на карте Записывают в тетрадь, характеризуют природные зоны
Выполняют задания в контурной карте
Записывают домашнее задание |