Конспект урока на тему «Восточная и Северо–Восточная Сибирь»


17.03.2012

Тема урока: «Восточная и Северо–Восточная Сибирь»

Урок в системе/разделе:

Тип урока: комбинированный

Задачи урока:

 Формирование знаний учащихся о Восточной Сибири (географическом положении, как факторе, определяющем природные особенности этой территории)

 Развивать умение учащихся самостоятельно устанавливать связь геологического строения с рельефом и полезными ископаемыми

 Систематизировать знания учащихся о причинах формирования в Восточной и Северо-Восточной Сибири резко континентального климата

Воспитание экологической грамотности учащихся.

Оборудование: Карты: физическая, карты атласа, учебник.

УУД: личностные (умение устанавливать связь между целью и мотивами на уроке), регулятивные (контроль знаний), коммуникативные (умение слушать других учеников, умение общаться, вести беседу), познавательные.

Ход урока:

Ход урока

Деятельность ученика

І. Оргмомент

Цель: организовать детей на активную работу; создание благоприятной атмосферы в классе.

ІІ. Проверка домашнего задания:

УУД: регулятивные

Форма работы: фронтальный опрос

  1. Что лежит в основе Западно — Сибирской равнины?

  2. В какое море впадают реки Западной Сибири?

  3. Сколько природных зон находится на Западно-Сибирской равнине?

  4. Есть ли на территории Западной Сибири черноземы?

  5. Какими природными ресурвами богата Западная Сибирь?

  6. Назовите крупнейшие месторождения газа.

  7. Назовите крупнейшее месторождение нефти?

  8. Каковы запасы железной руды?

  9. Дайте оценку природных условий Западной Сибири.

ІІІ. Изучение нового материала:

Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные, частично-поисковые.

УУД: коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные.

Формы: коллективная, фронтальная.

— Мы с вами изучили уже множество природных комплексов.

Давайте с вами назовем, какие? (показывают на карте)

— А что такое «природный комплекс»?

Как вы думаете какой следующий природный комплекс мы с вами будем изучать?

(Средняя и Северо-Восточная Сибирь)

Тема нашего урока: Средняя и северо-восточная Сибирь.

В соответствие с нашей темой давайте выведем цели нашего урока.

— Перед тем как мы приступим к изучению нового природного комплекса, давайте определимся, по какому плану мы с вами проводим его рассмотрение?

1. Географическое положение:

— Откройте учебник на странице 230, на рисунке 93 у вас есть карта Средней и Северо-Восточной Сибири.

Давайте попробуем вместе с вами определить где распложена данная территория.

— Территория расположена к востоку от Енисея. Она протягивается от побережья СЛО до подножья гор Южной Сибири. На востоке территория простирается от Тихоокеанская водораздела. Максимальная протяженность Средней и Северо-Восточной Сибири с севера на юг, превышает 2800 км, с запада на восток 2500 км. Площадь территории 4 млн км кв.

2. Рельеф и геологическое строение

— Откройте тектоническую карту в атласе.

Давайте с вами определим, что лежит в основе данной территории?

(Сибирская платформа, складчатые области)

— Определите средние высоты.

— Найдите на карте основные формы рельефа данного природного комплекса.

(Среднесибирское плоскогорье, Верхоянский хребет, хребет Черского, Колымское нагорье, Приленское плато)

— Давайте попробуем зарисовать с вами орографическую схему территории

  • В рельефе Восточной Сибири есть еще одна особенность: здесь много межгорных котловин. Найдите на карте, назовите их: Минусинская, Кузнецкая, Тувинская, Байкальская.

  • Итак, давайте откроем секрет разнообразия рельефа Сибири. В чем может быть причина разнообразия рельефа Восточной Сибири? геологическом строении, в истории развития земной коры.)

  • Посмотрим на тектоническую карту. Среднесибирское плоcкогорье находится на Сибирской платформе, такой же древней, как Русская платформа. Почему же Среднесибирское плоскогорье имеет высоту более 500 м, а Русская равнина меньше 500 м (200-300 м)? (Сибирская платформа поднималась более активно, чем Русская.)

  • Среднесибирское плоскогорье имеет еще одну особенность: здесь находятся разливы магматических излившихся пород. Лава изливалась по трещинам, и такие излияния происходили неоднократно. Магматические породы застыли в толще осадочных пород. Образовался ступенчатый рельеф — траппы.

— Анабарское плато и Алданское нагорье связаны с выступами фундамента платформы. Вспомните, как называются выходы кристаллических пород фундамента платформы на поверхность? (Щиты: их 2 Анабарский и Алданский.)

Горы юга Сибири образовались в байкальскую, каледонскую и герцинскую складчатости. Затем они разрушились, и в кайнозойскую эру про изошло омоложение гор в результате глыбовых поднятий и сбросов. Высота гор значительно увеличилась в результате неотектонических движений. Так образовались современные складчато-глыбовые горы — Алтай, Саяны, Хребты Прибайкалья и Забайкалья.

Горообразование в этих горах не завершено, т. к. землетрясения происходят и по настоящее время. В 1995 году землетрясение произошло в Бурятии, в 2002 году — на Алтае.

Горы Северо-Востока Сибири — хребты Верхоянский, Черского, Оймяконское нагорье, Хребет Сунтар- Хаята образовались в мезозойскую эру. Это средневысотные горы, самая высокая вершина Северо- Востока Сибири гора Победа, высота ее 3147 м в хребте Черского.

-Давайте сделаем вывод о рельефе данной территории.

Вывод: рельеф Восточной Сибири разнообразен, т. к. разнообразны геологическая история развития территории и сложившееся в результате геологическое строение.

Полезные ископаемые

— Как разнообразие геологического строения влияет на полезные ископаемые? (Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, они должны быть тоже разнообразными.)

Здесь находятся много месторождений угляТунгусский бассейн — это самый крупный угольный бассейн мира, но уголь здесь не добывается, т. к. район этого бассейна не заселен, не освоен, нет дорог. Другие -Ленский бассейн, Иркутский, Канско-Ачинский, Черемховский. Здесь сосредоточено 70% запасов углей России.

В Забайкалье — центр Бодайбо — добывают золото.

В районе г. Норильска в Заполярье добывают медные и никелевые руды.

В Якутии в бассейне реки Вилюй в кимберлитовых трубках, которые связаны с траппами нашли — алмазы.

-Как еще называют кимберлитовые трубки? (Трубки взрыва.)

-Почему здесь были взрывы? (Они связаны с извержением магмы, с разливами магмы в земной коре. Магма могла закупорить канал, газы выходящие из магмы, создали давление на пробку магмы, и произошел взрыв. При огромных температуре и давлении на стенках колодца (трубки) образовались алмазы.) Центр алмазодобычи — г. Мирный.

3. Климат

— Давайте с вами вспомним что такое «Климат»?


В учебнике на странице 233 найдите характеристику климата (3 минуты на чтение)

— средняя температура января? (-35)

— средняя температура июля? (+6-+8)

— максимальное количество осадков? (плато Путорано 800-1000 мм)

— какое влияние на почвы оказывают такие климатические условия?

  • Какие условия влияют на климат Восточной Сибири?

  1. Удаленность от океанов (Атлантического), закрытость хребтами (от Тихого).

Влияние на климат Восточной Сибири оказывает огромная ее протяженность с севера на юг.

Климат: резко-континентальный

3. Реки

— на физической карте найдите основные реки территории

4. Природные комплексы

— на территории прослеживается смена следующих природных зон: тундра, лесотундра и лесная.

Давайте дадим характеристику каждой природной зоне.

ІV. Закрепление

Задание по контурным картам:

1. Обозначить на контурной карте формы рельефа.

а) горы: Алтай, Саяны, Салаирский Кряж, Кузнецкий Алатау;

б) котловины: Кузнецкая, Минусинская, Тувинская;

в) хребты: Верхоянский, Черского, Хамар- Дабан, Яблоновый.

2. Отметить крупные реки: Енисей, Ангара, Н. Тунгуска, Селенга, Витим, Оленек, Вилюй, Алдан, Индигирка, Яна. Указать крупнейшие ГЭС : Красноярская, Саяно-Шушенская.

V. Домашнее задание: параграф 40, контурная карта страница , задание






Готовятся к уроку



Отвечают на вопросы учителя




















Отвечают на вопросы, показывают природные комплексы на карте




Записывают тему урока в тетрадь, формируют цели урока

Проговаривают план описания природного комплекса



Определяют по карте положение территории Северной и Северо-Восточной Сибири


Записывают в тетрадь географическое положение




Работают с тектонической картой

Записывают в тетрадь

Перечисляют основные формы рельефа



Зарисовывают орографическую схему в тетрадь











































Делают вывод

Записывают в тетрадь


Отвечают на вопоросы



Записывают данные в тетрадь




















Дают определение понятию «климат»


Читают текст учебника, отвечают на вопросы


Записывают в тетрадь










Ищут реки, называют и показывают их на карте

Записывают в тетрадь, характеризуют природные зоны



Выполняют задания в контурной карте









Записывают домашнее задание


Свежие документы:  Урок по теме: "Изготовление медальонов из соленого теста ко Дню Святого Патрика"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: