Конспект урока по истории «Боги и герои Эллады» 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Сторожевое













Методическая разработка урока по истории в 5 классе по теме

«Боги и герои Эллады»

























Учитель истории Зиброва Лариса Васильевна,

проживающая по адресу: Липецкая область

Усманский район с. Сторожевое,

улица Прибреджная,4





Пояснительная записка

Данный урок разработан для учащихся 5 класса.

Моя концепция преподавания.

  1. Моя педагогическая цель – научить моих учеников умению учиться.

  2. Помочь ученикам почувствовать себя способным и то, что усилия дают результат.

  3. Гибкие стиль, формы, методы обучения.

  4. Предоставлять учащимся возможность выбора видов, форм, содержания деятельности.

.



Цели урока:

  1. Создать условия для развития личности ребенка в процессе деятельности и общения.

  2. Формировать потребность в самообразовании и повышении культурного уровня.

  3. Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них.

  4. Подвести учащихся к пониманию общей закономерности6 религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы.

  5. Продолжить формирование умений выделять главное, работать с текстом учебника и его иллюстрациями.


Задачи урока:

  1. Образовательная:

— Обобщить и закрепит знания учащихся по теме «Боги и герои Эллады»

2. Развивающая:

— Овладеть элементарными методами исторического познания;

— развивать умения работы с различными источниками исторической информации (чтение и анализ мифов, заполнение таблицы,

— способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся ( высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваться к мнению других ее членов)

3. Воспитательная:

— Способствовать развитию у школьников интереса к истории, приобщать их к культурному наследию прошлого, способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности.

4. Здоровьесберегающая:

— Предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.




Реализация концепции преподавания в уроке.

1. Развивающие цели на уроке являются ведущими.

2. Предложенный вариант урока может быть реализован только при активном участии учащихся. Для всех учащихся есть возможность добиться результата – большого или маленького, почувствовать себя успешным

Тип урока: урок получения новых знаний с применением ИКТ

Форма организации учащихся – групповая.

Урок рассчитан на 45 минут

Учебник Ф.А.Михайловского. Всеобщая история. История Древнего мира, М.: «Русское слово», 2008.

Оборудование: компьютеры, проекционная аппаратура, экран, тесты.

Это урок освоения новых знаний. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении используются материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке применяются следующие методы обучения:

  1. по виду источника информации:

словесные (объяснение, беседа с учащимися);

наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации );

практические (работа с карточками).

На уроке используются информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Применяются следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяют друг друга.

Оборудование:

  1. Карта «Древняя Греция»

  2. Выставка дополнительной литературы

  3. Компьютер, проектор, презентация.





Ход урока

  1. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся

Учитель:

-Что такое религия?

— Дайте определение «религия».

— Вспомните, почему у людей возникли религиозные верования?

— Какие явления природы не мог объяснить человек?

— Подумайте, какие явления природы могли обожествлять жители Древней Греции?

III. Изучение нового материала

Учитель: «Ребята, сегодня на уроке, мы познакомимся с вами с религиозными верованиями древних греков. Узнаем, какие силы природы обожествляли древние греки, каким занятиям древних греков покровительствовали боги. Продолжим знакомство с мифами и легендами Древней Греции.


План изучения нового материала.

  1. Олимпийские боги.

  2. Боги земледелия.

  3. Подвиги Геракла

Учитель: Греки, как и другие народы, не понимали и боялись многих явлений природы. Они верили, что боги населяют всю природу и управляют ею. Богов они представляли себе в виде людей, но бессмертных и могущественных. Греки верили, что если человек будет надеяться, только на собственные силы и не будет просить помощи богов, то в жизни его ожидают трудности и неудачи. Если же к богам обращаться с просьбами, молитвами, приносить жертвы, то они помогут человеку прожить счастливую жизнь, добившись больших успехов в делах. В поэмах Гомера «Одиссея» и «Илиада» мы уже встречались с богами, одни из них помогали грекам, другие — троянцам.

IV.Работа с картой

Цель: продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий


Учитель: По представлению древних греков бои обитали на высочайшей горе Греции Олимп- отсюда и понятие «олимпийские боги», «олимпийцы», которая расположена в северной Греции.

( Ученики показывают на карте, где находится гора Олимп.)

Слайд2.

Учитель: Главным богом у греков был Зевс. Слайд 3. Это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет с орлом — символом власти на плече и пучком молнии в руке. Взмахнет Зевс рукой- удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния—и хлынут потоки дождя на землю. Женой его была Гера, которую эллины почитали еще и как покровительницу брака и семьи. Слайд 4.

Вопрос: Почему именно этот бог играл такую важную роль в религии греков? Что вы знаете о дождях и грозах в Греции? Какой вред и какую пользу они приносили грекам?

Главный храм Зевса находился в Олимпии, в Южной Греции. Один раз в четыре года здесь устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.

В далеки времена миром правил бог Крон. Крону было предсказано, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у жены Крона, богини Реи, рождался ребенок, Крон проглатывал его. Когда родился Зевс, Рея решила обмануть Крона и подала ему камень, завернутый в пеленки. Не заметив обмана, Крон проглотил камень. Зевс вырос, возмужал. Он восстал против своего отца и в жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.

Слайд5. Не меньше, чем грозного Зевса, греки боялись морского бога Посейдона. Своим огромным трезубцем Посейдон вызывает на море бурю и топит корабли. Посейдона изображали могучим мужчиной с горделивой и величественной осанкой.

Слайд6. Бог Аид- брат Зевса и Посейдона- властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит ночь. Точно гонимые ветром носятся там души умерших. Никому нет возврата из этого царства печали.

Вопрос учащимся: Какое явление природы отражено в сказании об Аиде?

Учитель: Считалось, что у каждой отрасли хозяйства-земледелия, скотоводства, охоты и других ремесел- есть свой бог покровитель. Особенно славились бог винограда и вина Дионис) богиня хлебных колосьев Деметра. Слайд 7. Деметре приносили жертвы, молясь о хорошем урожае. А в честь бога Диониса люди устраивали праздник весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре когда поспевало молодое вино.

Слайд8. Когда греки начали обрабатывать металлы, возник миф о боге Гефесте- покровители кузнецов. Гефест сам работает в кузнице под землей. Гефест носит простую одежду ремесленника, его руки и лицо выпачканы сажей.

С развитием торговли появился бог Гермес. Он выполнял различные поручения Зевса и летал из одного города в другой, поэтому Гермеса часто изображали с крылышками на сандалиях.

Слайд 9. Богом искусства считался красивый юноша Аполлон. Его сопровождали музы- покровительницы танцев, музыки, поэзии, истории. Любили богиню охоты — Артемиду.

Слайд 10. Почитали богиню мудрости и знаний Афину, воительницу, охранявшую города, покровительницу ткачества.

Слайд 11. Не меньшим уважением пользовался и грозный бог войны Арес.

Слайд 12. Самой прекрасной из олимпийских богинь была «златокудрая» Афродита- богиня любви и красоты. В мифах говорилось, что родилась она из белоснежной пены, принесенной теплым ветром к берегам острова Кипр.

V. Комментированное чтение мифа о богине земледелия Деметре и ее дочери Персефоне.

Задание:

  1. Прочитать миф.

  2. Ответить на следующий вопрос:

-Какие явления природы отразились в мифе?

VI. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Задание: прочитать стр. 131-132

Цель: формировать умение анализировать через деятельность героя его личностные качества.

— Вопросы ученикам: Кого греки называли героями?

— Каких героев Древней Греции вы уже знаете?

— Вспомните, героями каких мифов и произведений являются Ахилесс и Тесей.


Учитель: Сегодня мы познакомимся с самым популярным героем Древней Греции- Гераклом . Сын Зевса и смертной женщины Алкмены после невольного убийства своих детей, Геракл обращается к дельфийскому оракулу и просит определить для него наказание. Оракул повелевает ему носить имя Геракл( до этого его звали Алкид), поселиться в Тиринфе и 12 лет служить царю Эврисфею, совершить 10 подвигов, после чего он станет бессмертным.

Вопросы к ученикам:

  1. Сколько подвигов совершил Геракл?

  2. Объясните почему двенадцать?

  3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить эти подвиги?

  4. Как вы думаете, необходимы ли эти качества современному человеку7

  5. Какие крылатые выражения из мифов о Геракле мы используем в современном языке?

  6. Как вы думаете, чему учат нас мифы о Геракле?

Вывод:

Учитель: Мы видим, как преображается природа, которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел более уверенно ориентироваться в ней, использовать природу для своих надобностей. Тема победы смертного человека над природой прослеживается не только в мифах о подвигах Геракла, но и в других тоже. Человек стал увереннее чувствовать себя в окружающем мире, и мифы теряют свою «достоверность», превращаясь в сказки, поэмы, песни и театральные постановки.


VII. Закрепление пройденного материала.

Тест:

Установите правильное соответствие между именами греческих богов и их характеристиками. Полученный ответ впишите в таблицу.

  1. Зевс а) бог виноделия

2.Посейдон б) богиня, покровительница брака

3. Гера в) покровитель кузнецов

4. Деметра г) бог грома и молнии

5. Дионис д) бог моря

6. Гефест е) богиня плодородия и земледелия

1

2

3

4

5

6







2. Вычеркни лишнее: Геракл, совершая свои подвиги, привел к царю Эврисфею..

а) Немейского льва

б) Эриманского вепря

в) Нильского крокодила

г) Керинейскую лань

3. Назовите имя бога, соответствующего описанию:

Прекрасный юноша или бородатый мужчина с виноградной кистью в руке. В честь него устраивали праздники.

  1. Гефест 2) Аполлон 3)Дионис


VIII. Итоги урока.

IX.Домашнее задание

Цели:

— Закрепить знания по религии Древней Греции

— Проверить качество знаний по теме «Боги и герои Эллады»

— Продолжить формирование умений пересказать содержание текста учебника, самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины.

— Продолжить развитие творческих способностей учащихся.

— Стимулировать познавательную активность учащихся

Прочитать параграф 24 и ответить на вопросы.



Используемая литература:

1.Ботвинник М.Н. Мифологический словарь. М.Просвещение, 1985.

2.Н.А.Кун. Легенды и Мифы Древней Греции.


3.МарьяноваО.А. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс: методическое пособие. М.:Глобус, Волгоград: Панорама, 2009

4.Ф.А.Михайловский. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. М.: Русское слово, 2008

5.Инфомация из глобальной сети Интернет: www. Google.ru
6.http://grechistory.ru
7.http:// mify.org/kun.shtml


















Информация об участнике конкурса

Зиброва Лариса Васильевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Адрес:399344 Липецкая область, Усманский район, с. Сторожевое, ул. Школьная,46

учитель истории и обществознания

стаж работы 26 лет

УМК — Ф.А. Михалковский. Всеобщая история. История Древнего мира. М.: Русское слово, 2008.

Адрес проживания: 399344 Липецкая область, Усманский район, с. Сторожевое, ул. Прибрежная,4 тел. 8 (47472) 2-93-53




















Реквизиты ЛИРО:

Областное автономное учреждение дополнительного профессионального образования

Липецкий институт развития образования

Адрес: 398035, г. Липецк, ул. Циолковского, д. 18

ИНН 4826043894, КПП 482601001

БИК 044206604

Р/сч: 40603810035004000022 (внебюджет)

Банк получатель Липецкое ОСБ № 8593 г.Липецка

Кор.сч. 30101810800000000604

ОКАТО 42401000000

ОГРН 1044800193096

ОКПО 74012510


Конкурсную работу, презентацию к ней, анкету и копию квитанции об оплате (с пометкой «Конкурс «Современный урок истории и обществознания») выслать по адресу оргкомитета:

398035, г. Липецк, ул. Циолковского, д. 18, ЛИРО, кафедра гуманитарного образования, каб. 209, или по электронной почте [email protected] для Бурцевой Елены Юрьевны

Справки по телефону (84742) 329480







Свежие документы:  Конспект урока по истории "Это нашей истории строки" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: