Конспект урока по истории «Древнейший Рим»


РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ

Урок 50. Древнейший Рим

Цели: изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима; продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать по карте изучаемые объекты.

УУД: Сравнивать природные условия Греции и Рима.

Соотносить время возникновения Рима с событиями, происходившими в Греции.

Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.

Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.

Использовать карты ресурсы мультимедиа, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.


Оборудование: карта «Древняя Италия (до середины III в. до н. э.)».

Ход урока

                1. Организационный момент

Проверка домашнего задания не проводится, так как прошлый урок был контрольно-обобщающим.

                1. Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1 План

                  1. Легенда об основании Рима.

                  2. Город на семи холмах и его обитатели.

                  3. Какое управление было в древнейшем Риме.

На доске: тема урока, новые слова: патриции, плебеи, Сенат, Народное собрание.

1. Рассказ учителя.

Итак, мы приступаем к изучению истории Древнего Рима — последнего этапа в развитии Древнего мира, охватывающего время с начала I тыс. до н. э. и до конца V в. до н. э. Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, где находится Рим, каковы его природные и географические условия, как жили его древнейшие жители.

  • Сравним природные условия, занятия, управление в Древней Греции и в Древнем Риме.

  1. Работа по карте и беседа с учащимис с. 213).

  • Где находится Италия? (На Аппенинском полуострове.)

  • На берегу какой реки основан Рим? (На берегу реки Тибр.)

  • Какие горы тянутся вдоль всего полуострова? (Аппенинские горы тянутся с севера на юг полуострова, они невысокие, поэтому не делят страну на изолированные районы, как полуостров Греции.)

  • Какие горы прикрывают Италию с севера? (Это Альпийские горы.)

  • Что можно сказать о рельефе этой страны? (В Италии много плодородных земель, есть хорошие пастбища, а значит, более благоприятные, чем в Греции, условия для занятия сельским хозяйством. Береговая линия Аппенинского полуострова менее изрезана по сравнению с Балканским, поэтому условия для развития мореплавания в Италии не так благоприятны, как в Греции.)

  • Какие народы проживали на этом полуострове? (Галлы, этруски, латины, самниты.)

  • Какие племена проживали на территории Рима? (Это племена латинов. Поэтому языком римлян был латинский.)

  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 1 § 44, познакомиться с легендой об основании Рима.

  1. Беседа по прочитанному.

  • Как назвали двух мальчиков, которых родила Рея Сильвия? (Ромул и Рем.)

  • Кто спас малышей от гибели? (Волчица, а потом пастух и его жена.)

  • Из-за чего поссорились братья, став взрослыми? (Рем в насмешку перепрыгнул через стену, служившую границей города Ромула.)

  • В честь кого получил название город Рим? (В честь Ромула, так как Рим — по-латински Рома.)

  • Кто окружал и помогал Ромулу? (Ликторы, личная охрана Ромула.)

  1. Сообщение учащегося о занятиях и быте жителей Рима.

Археологи доказали, что Рим возник в 753 г. до н. э. на холмах левобережья реки Тибр. Специалисты делят историю Рима на два основных периода. Первый из них — республика. Отсчет этого периода ведется с 510 или 509 г. до н. э. Республику сменила империя, образовавшаяся в 27 г. до н. э., когда к власти пришел первый римский император. В далекие времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лен. Они разводили ослов, рогатый скот, свиней, коней. Они занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды.

На завтрак римляне чаще всего ели хлеб или пшеничные бисквиты с медом, инжиром и маслинами. Завтрак они запивали вином или водой. Трандей (второй завтрак) состоял из хлеба и пищи, оставшейся от вчерашнего обеда. Главная дневная трапеза, так называемая дена, происходила после ежедневного посещения бань. Обед состоял из трех смен блюд. Сначала подавались салат, редис, грибы, устрицы и ракообразные, а также сардины и яйца. Эти кушанья запивались вином с медом. Главная смена блюд состояла обычно из семи кушаний, в том числе рыба, мясо и домашние птицы. Гарнир к ним — овощи, с разнообразными соусами.

Вместо того чтобы убирать со стола пустые блюда, рабы обычно уносили весь стол целиком и на его место приносили новый, на котором гостям предлагались фрукты, орехи и медовое печенье. Пищу запивали большим количеством вина. Римляне знали более двухсот сортов вин.

В эпоху республики на торжественных трапезах могли присутствовать только мужчины. В эпоху империи женщины стали часто разделять трапезы вместе с мужчинами. В старину римляне обедали, сидя вокруг столов на стульях. Впоследствии стало модным во время трапезы возлежать на специальных ложах и кушетках.

Одна из сторон стола оставалась свободной, чтобы рабы могли приносить новые кушанья и убирать опустевшие блюда. Вино за трапезой разливали и подавали гостям рабы. Иногда вино немного подогревали. Римляне не пользовались вилками и ножами. Они чаще всего ели прямо руками, иногда — ложками. Между сменами блюд омывали руки гостям.

Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 38-39.

  1. Работа с новыми понятиями.

Патриции — потомки древнейших жителей Рима.

Плебеи — переселенцы из других поселений.

Сенат — заседание старейшин родов.

Народное собрание — высший орган власти управления Римом.

7. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и в тетрадях.

Прочитать п. 3 § 44 и заполнить схему.

image14




ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «греки» и «римляне». Одни должны отстаивать преимущества климатических условий Греции, другие — Древнего Рима.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.

Древняя Греция

Древний Рим








Ученики, защищая преимущества климатических условий Древней Греции и Древнего Рима, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

    1. водные ресурсы;

    2. рельеф местности;

    3. растительность;

    4. плодородие почвы.

По мере поступления предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики — переносить ее в тетради. За каждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количество очков, получает пять.

III. Закрепление изученного материала

— Чем отличались и были схожи природные условия, занятия, управление Древней Греции и Древнего Рима?

Ответы:

а) Территория Италии более пригодна для земледелия, климат мягкий, больше выпадает дождей, районы ее не так сильно изолированы друг от друга, как в Греции.

б) Занятия жителей схожи в том, что и те и другие занимались земледелием, рыбным промыслом, обработкой металлов.

в) В управлении и в Греции, и в Риме существовало Народное собрание, в работе которого принимали участие мужчины, только коренные жители. Цари выбирались в Риме пожизненно, в Спарте было два царя, власть передавалась по наследству, но не была велика.

IV. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 44; задания на с.218-219 подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили жители Древнего Рима?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 52 (с. 37); подготовить сообщение о военных победах римлян, можно в объеме учебника (1 ученик); для любознательных: Реши задачу: почему Эллада основала много колоний за морем, а города-государства Италии почти не имели заморских колоний? (В Элладе издавна не хватало удобной пахотной земли, а в Италии она была в избытке.)

Литература:

1.А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Просвещение. 2013

2.О.В. Арасланова и К.А. Соловьева.  Поурочные разработки по истории Древнего мира.



Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса "What does it mean to be the ideal roommate?"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: