Конспект урока по истории «Гражданская война в России 1918-1922 гг.» 9-11 класс


Урок – викторина по истории в 9,11 классах.

Тема: Гражданская война в России 1918-1922 гг.

Цели:

Оборудование:

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Из состава класса выбираются команды по 10 человек. Остальные учащиеся – группа поддержки. Если команда не может ответить на вопрос, то им помогает группа поддержки. Если же и группа поддержки не справляется, то ход переходит к команде- сопернице.

Игра проходит по принципу телевикторины «Счастливый случай». Доска разделена на сектора, соответствующие разной тематике. Команды выбирают тему и количество баллов, которые хотят заработать и затем отвечают на вопрос.

  1. Викторина.

История в лицах

Дата

Портретная галерея

Интервенты

Без денег никуда

Лишнее

Ребус

Найди ошибку

Термин

5

5

5

5

5

5

5

5

5

10

10

10

10

10

10

10

10

10

15

15

15

15

15

15

15

15

15

20

20

20

20

20

20

20

20

20


История в лицах.

5- Командующий Черноморским флотом в период Первой мировой войны. После Февральской революции эмигрировал в Англию и служил в английском флоте. В период Гражданской войны был провозглашён Верховным правителем. В 1920 г. расстрелян в Иркутске. (Колчак А.В.)

10- Дворянин, участник Первой мировой войны. Создатель новой модернизированной Красной Армии. Расстрелян в 1937 году по обвинению в антиправительственном заговоре. (Тухачевский Михаил Николаевич)

15- Под его командованием был сформирован Первый конный корпус. Командир армии во время войны с Польшей. (С.М.Будённый)

20- Один из лидеров белого движения, попытался переосмыслить идеологию и политику белого движения. В начале апреля 1920 г., после разгрома армии Деникина, был избран главнокомандующим и эвакуировал войска в Крым. В своей борьбе с большевиками он сделал ставку на помощь всего русского населения. С этой целью попытался воссоздать в Крыму прерванный Октябрем демократический порядок. Рассчитывал, что в дальнейшем «крымский эксперимент» можно будет распространить на всю Россию. Опубликовал «Закон о земле» (П.Н.Врангель)

Дата.

5- Дата начала и окончания Гражданской войны. (1918-1922)

10- Дата подписания Брестского мира. (3 марта 1918 года)

15— Назовите дату расстрела царской семьи Романовых. (17 июля 1918 года)

20— Дата восстания 45-тысячного чехословацкого корпуса. (21 мая 1918 г.)

Портретная галерея.

5- Колчак А.В.

10- Врангель и Тухачевский. Нужно ещё определить, кто к какому лагерю относится.

15- Фрунзе, Махно, Юденич. Нужно ещё определить, кто к какому лагерю относится.

20- Троцкий, Будённый, Краснов, Деникин. Нужно ещё определить, кто к какому лагерю относится.



Интервенты.

5- Дата высадки в Мурманске и Архангельске английского экспедиционного корпуса. (март 1918)

10- Какие потери должна была понести Россия после заключения Брестского мирного договора? (Территории: Финляндия, Прибалтика, Польша, Украина, Белоруссия, Закавказье, 6 млрд золотых марок (более 450 т золота)

15- Когда на Дальнем Востоке появились японские интервенты? (апрель 1918 года)

20-Назовите истинную цель интервентов в годы Гражданской войны. (Поделить Россию на сферы влияния, вернуть утраченную собственность своих граждан, обеспечить возвращение царских долгов и долгов Временного правительства).

Без денег никуда.

5- Чем была заменена зарплата в период гражданской войны? (продуктовые пайки, бесплатный проезд, коммунальные услуги)

10- Чем платил русский народ за коммунальные услуги после проведения политики военного коммунизма? (Ничем, была введена всеобщая трудовая повинность)

15- Учащимся выдаётся купюра Сибирского временного правительства, нужно объяснить, что это за деньги.

20- Учащимся выдаётся купюра Дальневосточной республики, Нужно объяснить, что это за деньги.

Лишнее.

5- Тухачевский, Ленин, Ворошилов, Деникин, Фрунзе, Блюхер, Троцкий. (Деникин – лидер белых)

10- продразвёрстка, всеобщая трудовая повинность, приватизация, национализация, продотряды, продразвёрстка. (приватизация, остальное – военный коммунизм)

15- Корнилов, Юденич, Врангель, Краснов, Будённый, Колчак, Миллер (Будённый – красный)

20- отсутствие долгосрочной программы у белых, личное соперничество лидеров белого движения, Брестский мирный договор, важное стратегическое преимущество на стороне Красных, идеологическая пропаганда у Красных.(Брестский мирный договор – причина гражданской войны, остальное –причины победы Красных)

Ребус.

5- военный коммунизм

10— красный террор

15- национализация

20- гражданская война

Найди ошибку.

5- Гражданская война в России началась в 1914 году, закончилась в 1920 году. В войне участвовали два противоборствующих лагеря: белые и красные. Во главе красных стоял Колчак, а белое движение возглавил Тухачевский. (4 ошибки).

10- Одной из причин победы белых в Гражданской войне было то, что вся земля передавалась в руки помещиков, а крестьянские хозяйства ликвидировались. (3 ошибки).

15- С конца 1917 г. в российские порты на Севере и Дальнем Востоке стали прибывать итальянские, испанские и японские военные корабли. Главной целью интервентов было помочь России победить Германию в Первой мировой войне. (3 ошибки).

20- Советская власть ввела всеобщую трудовую повинность и трудовую мобилизацию населения для выполнения работ общегосударственного значения: лесозаготовительных, дорожных, строительных и т. д. Введение трудовой повинности повлияло на решение проблемы заработной платы. Рабочим стали выплачивать большие зарплаты, которых хватало на приобретение не только всего необходимого, но и на предметы роскоши. В то же время была повышена плата за коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте. (4, 5 ошибок)


Термин.

5- место изоляции военнопленных, заключенных.

10- политическое течение, выступающее за уничтожение государства как принудительной формы власти и замену его свободными, добровольными объединениями граждан. (анархизм)

15- мир, заключенный с противником одним из государств, входящих в коалицию стран, ведущих войну, без ведома или согласия своих союзников. (сепаратный мир)

20- форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов — вплоть до физического уничтожения противника.


Игра со зрителями:

Антанта (от франц. entente – «согласие») — система союзнических отношений, сложившаяся между Россией, Францией и Великобританией в 1907 г. в результате заключения ряда двусторонних договоров, привела к созданию одного из двух военных блоков, участвовавших в Первой мировой войне.

Антоновщина — массовое крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1920-1921 гг. против аграрной политики большевиков, получившее название по фамилии своего руководителя

Белое движение (Белое дело) – антибольшевистское, антисоветское движение в годы Гражданской войны в России

Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) — в Советском государстве в 1917-1922 гг. специальный орган по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

Военный коммунизм — проводившаяся в Советской России с мая 1918 г. до весны 1921 гг. государственная экономическая политика, основной задачей которой было обеспечение жесткого контроля за распределением материальных и трудовых ресурсов в условиях спада производства, нехватки материальных и трудовых ресурсов, ведения военных действий

Добровольческая армия – одно из крупнейших военно-политических формирований Белого движения в 1918 г. Создана в Новочеркасске 27 декабря 1297 г. на основе т. н. «Алексеевской организации»

Зеленое движение – массовые крестьянские выступления во время Гражданской войны, как против политики большевиков, так и белогвардейцев, чаще под лозунгами «за свободные Советы».

Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. Целью интервенции может служить установление своего господства, захват территории, подавление революционных выступлений или смена правительства.

Продовольственная разверстка (продразверстка) — один из центральных элементов политики «военного коммунизма».

Учредительное собрание – представительное учреждение в России, впервые созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки Конституции (созвано в январе 1918 г.).

Национализация – переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства. 

III. Подведение итогов игры, поздравление победителей. Выставление оценок.

Свежие документы:  Конспект урока по истории в 8 классе «Внутренняя политика Николая I: «период кризиса и реакции» или годы «консервативной модернизации» страны»?

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: