Конспект урока по истории «КРАСНОДАР – ЕКАТЕРИНОДАР: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ» 9 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 Белоглинского района





Разработка урока по истории в 9 классе



«КРАСНОДАР – ЕКАТЕРИНОДАР: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ».




Урок разработала учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ №9 Белоглинского района»

Цыбина С.В.



с. Белая Глина


Форма урока: комбинированный с элементами заочной экскурсии и урока-дискуссии.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об основании г. Екатеринодара, его развитии. Способствовать популяризации идеи возвращения столице Кубани исторического названия.

Задачи:

  1. образовательная: ознакомить учащихся с историей возникновения и развития г. Краснодара;

  2. развивающая: способствовать формированию предметных и общеучебных умений слушания, аргументации, обобщения, использования ОК. Развивать умение анализировать, выявлять причинно-следственные связи, продолжить развитие воображения и творческих способностей учащихся посредством выполнения домашних творческих заданий;

  3. воспитательная: прививать любовь к малой Родине и сопричастности к родной истории. Способствовать формированию позитивного мнения о возвращении городу Краснодару его исторического названия.

Оборудование: атлас «История Кубани», изображение флага, герба Краснодарского края и г. Краснодара, портреты К. Образцова, Екатерины II, З. Чепеги, А. Головатого, ОК на доске, видеофильм «История Кубани», репродукции фотографий современного вида г. Краснодара, видеосъемка соцопроса, рисунки ребят «Казачья хата в Екатеринодаре», зерно на партах у учащихся, жетоны, грамоты, дидактический материал.

Выставка литературы по теме урока.

Предварительное задание.

  1. Пресс-группа класса проводит соцопрос в с. Белая Глина и готовит материал к уроку (по возможности видеосъемка).

  2. Сообщения учащихся по темам:

    1. Символика г. Краснодара.

    2. Жизнь города на рубеже XIXXX в.в.

    3. Краснодар сегодня.

ХОД УРОКА.

      1. Организационный момент. (1-2 мин.)

На партах у ребят миски с зерном.

        • Здравствуйте!

        • Что необычного вы увидели сегодня на уроке? Миски с зерном.

        • Как вы думаете, для чего я приготовила их к уроку? Почему они присутствуют?

        • Урок будет связан с Кубановедением. Кубань – это житница России.

        • Если мы с вами обменяемся зерном, что-нибудь изменится?

        • Нет.

        • А теперь представим, что каждое зерно – это идея, и обменяемся зернами. Что произойдет?

        • Идей станет больше.

        • А если каждый из нас в течение урока будет предлагать свои идеи, высказывать свое мнение, то к концу урока мы соберем огромный урожай, который обогатит наш запас знаний. Я думаю, мы с вами будем активно и плодотворно работать на уроке. За активное участие вы будете получать жетоны. Кто соберет больший урожай, тот получит заслуженную награду.

      1. Актуализация знаний учащихся по теме «Символика Кубани». Подготовка к изучению нового материала. (8-9 мин.)

Сейчас мы с вами проведем викторину по теме «Символика Кубани».

Викторина (4 мин.)

  1. Что напоминают вам цвета, прикрепленные к доске? (цвета флага Кубани)

  2. Как правильно их расположить? (синий, малиновый, зеленый)

  3. Теперь все соответствует флагу Кубани? (нет)

  4. Чего не хватает? В чем несоответствие? (ширина малиновой полосы равна ширине сумме зеленой и синей полос)

  5. Демонстрирую портрет К. Образцова. Задание классу: этот человек написал гимн Кубани. Назовите его.

  6. Какими словами начинается Гимн Кубани? (Ты, Кубань, ты наша Родина)

  7. Какой еще есть символ у Кубани (герб). Если позволит время, можно описать его по цепочке.

  8. Демонстрируется портрет З. Чепеги и дается задание классу. Он был первым обладателем казачьих регалий. Один из трех запорожских старшин, кому ЧКВ обязано своим возникновением. Назовите его. (З. Чепега)

  9. Назовите императрицу, которая грамотой 30.06.1792 года пожаловала черноморцам земли Прикубанья и войсковые регалии. Демонстрируется портрет. (Екатерина II).

  10. Столица нашего края. (Краснодар).

Давайте познакомимся с символикой города Краснодара. Сообщение ученика о гербе и флаге Краснодара. (4-5 мин.)

      1. Новый материал. (28-30 мин.)

Определение темы урока ученикам. (3 мин.)

О чем идет речь: «- Быть здесь городу! – властно сказал атаман, указывая простертой рукой на дикие заросли, цепкой сплошной колючкой покрывавшие землю к северу от Карасунского Кута» (об основании Екатеринодара).

Сегодня мы будем с вами говорить о прошлом и настоящем этого города. Попробуйте сформулировать тему урока. Озвучивается тема и записывается на доске.

Цель урока: ознакомиться с историей основания Екатеринодара и его развитием. Обсудить вопрос о его переименовании.

Проблемный вопрос классу:

Перед вами на доске запись «1793 – 1920 — ?». В конце урока вы должны будете ее расшифровать и объяснить.

1. Работаем с ОК (2 мин.). Я рассказываю материал, вы слушаете, записи в тетради не делаем.

Рассказ учителя по ОК, который написан на доске.

Предыстория.

7 – 8 I

тыс. лет назад III в.

2,5 меоты Закубанье

XVIII в. – бжедухи.

1778 г. А.В. Суворов Кубанская линия укреплений.

Архангельский фельдшанец.

1793 г. З. Чепега

А. Головатый. Екатеринодар.

О дате (о месяце и числе) основания ведутся споры. Кого заинтересует этот вопрос можете обратиться к выставке дополнительной литературы.

В Атласе на стр. 19 учащиеся рассматривают на карто-схеме место основания города. Одновременно зачитывается стихотворение.

Там, где выгнула русло река,

Как подкову,

У глинистой кручи,

Свиток царский был предком раскручен

И прочитан под гул тростника.

— Здесь границу держать,

Защищать от врагов,

И пшеницу сажать,

И растить казаков…

И поставлен был первый курень.

И кизяк задымил под котлом.

И пропах сей торжественный день

Духовитой ухой – чебаком…

Так был город родной утвержден.

Степь дышала угаром травы:

Не сносить молодцу головы –

Он, отважный, для славы рожден!

Охранять рубежи казаку

И стоять день и ночь начеку.

2. Игра «Дешифровщик» (2 мин.). На доске ОК Екатеринодар 1800 – 1917. Задание: Расшифровать и озвучить записи. Возможна работа по цепочке нескольких учеников.

Екатеринодар 1800 – 1917 г.

1802 – Собор Воскресения Господня.

1802 – Пожарная служба.

1803 – I школа Войскового К .

1863 – «Кубанские войсковые ведомости».

1867 – Екатеринодар – гражданский город

1872 – Библиотека.

1900 – им. А.С. Пушкина.

1895 – Телефон.

1896 – памятник Екатерине II.

1900 – Трамвай.

Расшифровка учеников сопровождается показом соответствующих изображений исторических объектов.

Просмотр сюжета о Екатеринодаре в XIX в. из видеофильма «История Кубани» (3 мин.)

3. Жизнь в городе на рубеже XIXXX вв. (3 мин.)

Демонстрируется рисунок из книги «Родная Кубань. Страницы истории. Книга для чтения». (под ред. Проф. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 2003. Рисунок на стр. 68-69 и рисунок учеников «Двор казака в Екатеринодаре в XIX в».

Ученик зачитывает очерк «Голоса из прошлого» из книги Бардадыма В. Этюды о Екатеринодаре. – Краснодар, 1992.

4. Переименование города (2-3 мин.)

Эту привычную жизнь изменили революции, затем гражданская война. 5 (18) марта 1920 г. в Екатеринодаре и Кубанской области введена в действие Конституция РСФСР. Всю гражданскую власть на Кубани взял в свои руки временный Кубанский исполнительный комитет.

В городе прекратили работу ведомства Кубанского правительства, новые власти уволили их служащих. Вторая Всероссийская перепись показала, что в городе проживает 146700 жителей. В 1920 г. в Екатеринодаре открывается КубГУ, начинает работать первый в стране Детский театр. Учреждается драматический театр. Впервые в истории города проводятся массовые детские праздники. Трудовое население пока еще поддерживало новую власть. Оно участвовало в субботниках по восстановлению города. Приближалось празднование очередной годовщины Октябрьской революции. Руководство города решило отметить его особым событием 7 ноября 1920 года. В празднично украшенном зале театра имени А.В. Луначарского (бывший Зимний) торжественным заседанием отмечалась третья годовщина Октябрьской революции. Следствием этого заседания стала телеграмма. Текст, которой находится у вас на партах. Ознакомьтесь, пожалуйста, с документом. И ответьте на вопрос: «Как она повлияла на судьбу города?».

Телеграмма.

«Москва. ВЦИК. Копия Наркомвнудел.

Горсовдеп совместно [с] облревкомом, РВС IХ, олпартком РКП, совпроф, облком РКСМ, Поарм [на] торжественном заседании [в] ознаменование Октябрьской революции, считая название города Екатеринодар напоминающим рабские времена, совершенно бессмысленным [в] республике труда, навсегда освободившемся [от] потомков Екатерина [и] их приспешников, постановил просить ВЦИК именовать город Краснодаром. От имени помянутых организаций Кубчеррвком просит [об] утверждении этого постановления. 10 ноября. Предкубчероблревкома Ян Полуян».

Учащиеся: Город был переименован в Краснодар.

Давайте назовем дату переименования (7.12.1920 г.).

Все исторические события ХХ в. отразились и на судьбе Краснодара. Он подвергся разрушениям, затем был восстановлен. Каков же он сейчас? Практически все из вас и ни один раз были в Краснодаре.

5. Краснодар сегодня (сообщение ученика). Демонстрация фотографий города (2-3 мин.)

6. Дискуссия. Возвращение городу его исторического названия. Вы, наверное, знаете, что в настоящее время предлагают вернуть Краснодару его историческое название. Наша пресс-группа провела соц. опрос в с. Белая Глина по данной проблеме. Сейчас мы ознакомимся с их материалами. (Отчет ребят, если есть возможность просмотреть отснятый ими соц. опрос.) (5 мин.)

Вопросы для проведения соц. опроса.

  1. Какой город является столицей нашего края?

  2. Почему он так называется?

  3. Как назывался раньше?

  4. Если бы сейчас вы приняли участие в референдуме по проблеме о переименовании города, вы бы высказались за переименование Краснодара в Екатеринодар или против?

  5. Почему вы придерживаетесь такой точки зрения?

Подведение итогов соц. опроса.

Организовывается дискуссия в классе по 4 и 5 вопросам. (5 мин.)

Давайте вернемся к проблемному вопросу урока.

Что означает данная запись «1793 – 1920 — ?» ?

В 1793 г. был основан Екатеринодар, в 1920 г. его переименовали в Краснодар, и сейчас от жителей нашего края зависит, какое имя будет носить столица Кубани.

      1. Заключительное слово учителя. (1 мин.)

За 126 лет (с 1794 по 1920 г.) в Екатеринодаре было переименовано 4 объекта. За 63 года истории Краснодара переименовано более 400 (т.е. почти 6 переименований в год). Изъять имя, данное предками – значит предать и предков и их память. Екатеринодару уже 213 лет. Надо возвратить имя нашему историческому центру. Если мы действительно уважаем прошлое своей земли и хотим сохранить ее неповторимость и лишь ей присущую красоту, то должны незамедлительно это сделать покаянным чувством, искупая вину своих дедов, вознамерившихся, разрушив все до основания, что-то построить свое, лучшее.

      1. Закрепление. (2-3 мин.)

  1. На контурной карте обозначьте местонахождение Краснодара.

  2. Назовите дату основания города, имена основателей.

  3. Когда город был переименован?

Возможна работа по ОК. Учащиеся составляют вопросы по опоре и задают их классу.

      1. Домашнее задание. (1-2 мин.)

Выполнить любое творческое задание (можно индивидуально или группой).

Например:

  1. Создать проект «Краснодар – Екатеринодар: завтра»

а) культурная жизнь

б) образование

в) экономика

г) здравоохранение

д) улицы города.

  1. Составить тест или кроссворд по теме урока.

  2. Рисунок по теме, подборка изображений, фотографий и т.д.

      1. Подведение итогов урока. (1 мин.)

Подсчет жетонов. Вручение грамоты Знатоку истории Екатеринодара – Краснодара.

Сегодня на уроке мы с вами плодотворно поработали, обменялись идеями. Мы бросили семена новых знаний в благодатную кубанскую почву, и они обязательно дадут достойные всходы и отличный урожай в виде постоянно растущих и совершенствующихся знаний. И я уверена, что вы опираясь на эти ростки, обязательно прославите нашу землю, вами будет гордиться Кубань.

      1. Рефлексия. (1 мин.)

Давайте сейчас с вами проведем открытый референдум. Возьмите на парте стики и прикрепите их, пожалуйста, под тем названием города, которое будет, по вашему мнению, носить столица Кубани.

















ЛИТЕРАТУРА.

    1. Бардадым В. Этюды о Екатеринодаре – Краснодар, 1992.

    2. Зовут меня Кубань. Фотоальбом.

    3. История Кубани: Краснодарский край. Республика Адыгея. – М.: 1997.

    4. История Кубани 10 класс. /Поурочное планирование и методические рекомендации по разделу «История Кубани» интегрированного курса Кубановедения с 5 по 11 класс.

/Под ред. А.Г. Еременко. – Краснодар, 2005.

    1. История России и Кубани в цифрах и датах.

/Под ред. Л.В. Иванюк – Краснодар: Златоуст, 2004.

    1. Когда же был основан Екатеринодар?

Голос минувшего, 1997, № 2.

    1. Краснодару – 200 лет. Тезисы краевой научно-практической конференции. – Краснодар, 1993.

    2. Очерки по истории Кубани.

/Под ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 1996.

    1. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения.

/Под ред. В.Н. Ратушняка. – Краснодар, 2003.












УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ.


— человек

— переход

I — первый

— казак

— следствие

К — купцы

Р — ремесленники

— увеличение, рост

Т $ — торговля

— промышленные предприятия

Ж/Д — железная дорога


















ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

СИМВОЛИКА КРАСНОДАРА

ГЕРБ ЕКАТЕРИНОДАРА

Геральдическое описание:

В четверочастном щите червленый (красный) сердцевой щиток, тонко окаймленный золотом, и в нем коронованный вензель Екатерины II того же металла.

В первой и четвертой частях в золотом поле червленая крепостная стена со сквозной аркой ворот и двумя выходящими по сторонам башнями, на которые опирается лапами черный двуглавый орел, коронованный тремя золотыми Императорскими коронами, на груди которого в червленом щите обращенный влево всадник в серебряных доспехах на коне того же металла, поражающий копьем обращенного и обернувшегося черного крылатого змия.

Во второй и третьей частях в серебряном поле золотая атаманская булава поверх сложенных накрест серебряных бунчуков на золотых древках с наконечниками в виде копейного острия, выходящего из полумесяца, и поверх всего два также сложенных накрест лазоревых (синих, голубых) знамени с золотыми коронованными вензелями императрицы Екатерины II и императора Павла I (вторая часть) и императоров Александра I и Николая I (третья часть).

Зеленая кайма обрамлена 59 золотыми шестиконечными звездами. Щит увенчан золотой башенной короной с пятью видимыми зубцами, окруженной по обручу золотым лавровым венком.

Щитодержатели – два черноморских казака, стоящие на зеленой земле. Правый одет в форму лейб-гвардии Черноморского эскадрона времен императора Александра I, левый – в форму лейб-гвардии Черноморского казачьего дивизиона времен императора Николая I. Каждый свободною рукою держит пику, поставленную на землю».

Обоснование символики Герба муниципального образования город Краснодар.

Герб города составлен на основе исторического Герба города Екатеринодара, высочайше утвержденного в 1849 году.

Изображение на Гербе крепостной стены символизирует Екатеринодарскую крепость, открытые ворота – символ дружелюбия и открытости города. Атаманская булава символизирует столицу Черномории, резеденцию атамана Черноморского казачьего войска, бунчуки – символы черноморского казачества. Четыре перекрещивающихся знамени, с вензелями императрицы Екатерины II, императоров Павла I, Александра I, Николая I, пожалованные войску императорами на момент принятия Герба, символизируют заслуги черноморского казачьего войска. Золотой вензель императрицы Екатерины II говорит о том, что город был назван Екатеринодаром в ее честь. 59 золотых звезд символизируют количество казачьих станиц в черноморском казачьем войске в 1849 году.

Золотой цвет поля Герба – цвет богатства, символ могущества, веры, знатности, постоянства, прочности.

Серебряный цвет поля Герба – цвет чистоты, правдивости, благородства.

Червленый цвет – символ любви, мужества, смелости, великодушия.

Черный цвет – мудрости, осторожности, постоянства.

Лазоревый — честность, верность.

Зеленый цвет – символ надежды, изобилия, обновления жизни и здоровья.»







ФЛАГ ГОРОДА КРАСНОДАРА

Флаг города Краснодара представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное по диагоналям на четыре треугольных поля: верхнее – синего, левое и правое – малинового, нижнее – зеленого цвета с двухсторонним изображением в центре флага герба города Краснодара, выполненного в малом, одноцветном варианте – золотым цветом.. Размер герба города Краснодара, выполненного в малом, одноцветном варианте – золотым цветом. Размер герба 1/3 ширины флага, отношение сторон 7 : 8. Отношение ширины флага к его длине – 2 : 3.

Четырехчастное деление городского флага символизирует административно-территориальное деление города Краснодара на четыре округа. Цветовое решение городского флага: малиновый – символ кубанского казачества, труда, жизнеутверждающей силы, храбрости, геройства, мужества, энергии, красоты и праздника; зеленый – символ жизни и изобилия, возрождения, весны, плодородия надежды радости и здоровья синий — символ реки Кубань золотой(желтый)-символ богатства величия доблести прочности справедливости великодушия уважения. Автор флага Валерий Жалов. Дата принятия: 23.09.2003.













ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

КРАСНОДАР СЕГОДНЯ

Сегодня Краснодар – административный центр с многоотраслевой экономикой, крупный промышленный и культурный центр региона.

Десятки научно-исследовательских проектно-конструкторских организаций работают на экономику края.

Высшие учебные заведения Краснодара – это крупные учебно-научные учреждения. Развитие науки в них создает базу подготовки высококвалифицированных специалистов фактически по всем отраслям знаний. Учебные заведения располагают проблемными и отраслевыми научными лабораториями, научными библиотеками. Вносят свой вклад во все основные направления, обогатившие отечественную науку, культуру Кубанские государственные аграрный, технологический университеты, Кубанский государственный университет, Кубанская медицинская академия, академия культуры и искусства, академия физической культуры и спорта.

Краснодарская краевая научная библиотека имени А.С. Пушкина хранит в своем фонде и представляет читателям более полутора миллиона книг.

А старейшее высшее музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова выпускает музыкантов и вокалистов.

В краевом центре многое сделано, чтобы краснодарцы могли приобщиться к миру музыки, искусства. Ежегодно проводятся фестивали «Екатеринодарские музыкальные встречи», «Кубанская музыкальная весна». Театр у краснодарцев неизменно остается любимым. Хорошо поставленный спектакль можно посмотреть в драматическом театре имени А.М. Горького, музыкальном, театре кукол.

Центр песни народного артиста СССР композитора Григория Пономаренко ведет концертную деятельность, пропагандируя народную песню.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ГОЛОСА ИЗ ПРОШЛОГО

Старый трудовой Екатеринодар просыпался рано, едва только первая темная заря пробивалась на восточной окраине неба и окрашивала в бурую, разгоравшуюся с каждым мгновением небесную высоту, спящие чуткие вершины деревьев, шпили редких высоких зданий на улице Красной. Постепенно замолкал дружный лай собак, всю ночь напролет оглашавший погруженный в крепкий сон город. Прекращалась перекличка ранних петухов. Громыхая по булыжникам мостовых, проезжали дрогали на своих длинных подводах к лесной бирже. Спешили на стоянки фаэтоны, в последний раз били в деревянные колотушки ночные сторожа, фонарщики гасили газовые и керосино-калильные фонари. На смену этим звукам шли другие: мычание выгоняемых из ворот и «череду» (стадо) коров, которые, пыля, тянулись по долгой Прогонной улице, мимо мазутного, грязного Карасунского канала, по дороге съедая растущий под ногами бурьян, потом мимо городского сада, погруженного в сырую горькую свежесть листвы, и – к Закубанскому проезду, к железнодорожному мосту, к берегу текучей реки Кубани. Рабочий люд шел к своим станкам, верстакам. Открывались хлебные лавки, духаны, квасни, мануфактурные, обувные и галантерейные магазины. По-над глухими косыми заборами, заглядывая во дворы, бойко брел мальчишка-газетчик и время от времени выкрикивал: «Русское слово»! «Русское слово»!

Мороженщики катили перед собой повозки, где стояли белые металлические банки, и громко приглашали: «Са-ахарное мороженое! Са-ахарное мороженое!»

Шум жизни нарастал. Голоса все множились, разнообразились. Сутулый усталый старик, с большой сумкой на животе, гундосил нараспев: «Иго-олки ручные, иго-олки машинны!» — и скороговоркой: «Иголки, булавки! Иголки, булавки!» Ему вторил старьевщик на всю улицу: «Тряпье берем! Тряпье берем!» А по дороге тащился высоченный сапет, представлявший собою огромную корзину, сплетенную из сырой гибкой вербовой лозы, из него выглядывал пожилой горец-угольщик, весь черный от сажи, с белыми сверкающими зубами: «Уголей! Уголей! – и отмеривал вам на пятак мерку древесного угля для мангала и утюга, а если вы хороший, припасливый хозяин, можете купить весь сапет. Следом за угольщиком ехали продавцы арбузов. «Кавунив! Кавунив! Да еще и дынь!» — зычно, четко выговаривала станичная молодуха в белом платочке, в ситцевой пестрой кофточке и темной простой юбке. «Эй, дядько, проезжай! Ну, чего ты дорогу загородил?» А ее голос перебивал другой, не менее призывный и звонкий: «Ведры, тазы, кастрюли пол-очиня-яю!»

Шел я на работу по утренним светлым улицам сегодняшнего города и представлял эти давние голоса людей, которые с великим трудом добывали копейку на жизнь.

Как изменился наш город! Как изменилась наша жизнь!..









Свежие документы:  Урок по ОРКСЭ. Доклад на тему "О любви и о пути к духовности"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: